Статья:

Законодательное обеспечение миграционной политики Швейцарской Конфедерации

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Политология

Выходные данные
Батталова Э.И. Законодательное обеспечение миграционной политики Швейцарской Конфедерации // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 24.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Законодательное обеспечение миграционной политики Швейцарской Конфедерации

Батталова Элина Игоревна
студент, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Швейцарская Конфедерация исторически являлась благоприятной страной для переселения. Географическое положение, политическая стабильность и положительное отношение к мигрантам, безусловно, привлекали сторонников лучшей жизни. Впервые миграционные потоки устремились в Швейцарию во времена Реформации. Это были люди, которые искали возможность исповедовать свою религию и свободно высказывать свои мысли. Наиболее ощутимые миграционные процессы стали проявляться после Великой Французской Революции 1848 г., когда было подано огромное количество запросов об убежище. Именно в это время Швейцария становится федеративным государством и начинает проводить либеральную миграционную политику. Все же, в то время количество приезжих иностранцев не превышало количество покидающих свою родную страну швейцарцев. Ситуация изменилась к концу 19 века. С этого времени количество мигрантов в Швейцарию увеличилось, это было связано с потребностью в новой рабочей силе для возрастающей швейцарской экономики. В период с 1837 по 1910 гг. уровень мигрантов увеличился с 2,6% до 14,7%. В основном это были граждане Германии [1].

Для урегулирования нарастающей трансграничной миграции Швейцарская Конфедерация до 1914 г. заключила с 21 страной договоры о получении постоянного места жительства. Но после Первой мировой войны эти договоры прекратили свое действие. В 1917 г. вышло «Постановление о пограничной полиции и контроле над иностранцами», которое должно было обеспечить эффективную охрану границы [2].

В 1919 г. вновь был принят договор о контроле иностранцев, который во многом облегчил визовый режим. Затем последовал другой договор 1921 г., привязавший разрешение на временное нахождение в стране к рабочему договору.

Основной закон, касающийся миграционного контроля, был принят в 1931 г. и вступил в силу в 1934г. Согласно договору было образовано три категории пребывания для иностранцев: сезонные рабочие, временно проживающие в течение года и постоянные жители. В отличие от других стран разрешение на работу являлось частью разрешения на временное нахождение в стране. Разрешение на временное нахождение выдавалось иностранцу только в том случае, если не было возможности взять на работу гражданина Конфедерации [3].

За время Второй мировой войны и первые послевоенные годы закон 1931 г. претерпел некоторые изменения, внесенные Федеральным собранием, а в 1948 г. закон был подвергнуть частичной ревизии. Так, был увеличен срок пребывания для получения гражданства с 5 до 10 лет.

Также во время Второй мировой войны были приняты законы, касающиеся въезда и пребывания иностранных граждан в Швейцарии. В период с 1938 по 1942 гг. последовали следующие ужесточения пограничного контроля: введение обязательной визы для граждан Австрии (1938), позже и для других национальностей, введение определенных ограничений для евреев (еврейская «метка»), обязательной прописки для иностранцев (1940).

Но после Второй мировой войны, ощущалась нехватка рабочей силы. В период между 1945 и 1948 гг. наблюдалось активное привлечение итальянских рабочих, в 1948 г. было подписано первое соглашение с Италией о привлечении рабочих – иммигрантов.

До начала 1960-х гг. Швейцарская Конфедерация придерживалась достаточно либеральной миграционной политики. Резкое увеличение количества иностранного населения в Швейцарии привело к тому, что Федеральное собрание приняло решение об ограничении миграции. Это следовало, с одной стороны, от набирающей обороты критики ротационной модели и, с другой стороны, от давления населения, охваченным враждебным отношением к иностранцам, которое в свою очередь влияло на швейцарскую политику.

Было оказано и внешнее давление на швейцарскую политику. Под давлением Италии в 1964 г. был обновлен договор о привлечении рабочих – иммигрантов, улучшивший общие условия для итальянских иностранных рабочих. Договор способствовал улучшению ситуации с иностранным населением.

Говоря о модели миграционной политики Швейцарской Конфедерации, следует отметить, что с 1991 г. миграционная политика Швейцарии основывалась на модели «трех кругов», которая регулировала допуск мигрантов в страну на основании их страны происхождения. К первому кругу относились граждане ЕС и ЕАСТ, обладавшие облегченной возможностью миграции в Швейцарию. Второй круг составляли страны не входящие в Европейский союз, но традиционно являющиеся странами эмиграции. Третий круг образовывали все остальные страны, и миграция граждан данных стран являлась нежелательной, в основном это были высококвалифицированные работники. Данная модель просуществовала в Конфедерации до 1998 г., так как вызывала острую критику. Швейцарская комиссия против расизма обозначила данную политику как расистскую, которая способствовала дискриминации швейцарского населения.

Позже была принята «двойная система» миграционной политики, существующая по сегодняшний день. Данная система подразумевает разделение на страны входящие в ЕС и ЕАСТ и так называемые третьи страны.

В 1999 г. Швейцарская Конфедерация и Европейский союз подписали пакет билатеральных соглашений, в который входило соглашение о свободном передвижении лиц, вступившее в силу в 2002 г. Соглашение облегчает условия для жизни и работы гражданам Евросоюза. Соглашение также дополняется взаимным признанием дипломов, возможностью приобретения недвижимости и координацией социального страхования. Такие же условия действуют и для граждан ЕАСТ. По мере расширения Евросоюза соглашение распространяется и на новые страны ЕС [4].

В 2004 г. Швейцария и ЕС подписали второй пакет билатеральных соглашений, по которому Швейцария вошла в Шенгенскую зону и вступила в Дублинскую систему. Это также способствовало увеличению миграционного потока в Конфедерацию.

Сложившаяся в 1998 г. «двойная система» миграционной политики окончательно закрепилась с принятием в 2008 г. нового федерального закона об иностранцах, заменивший закон 1931 г. На сегодняшний день данный закон является одной из основ миграционной политики Швейцарии. Закон не касается граждан ЕС и ЕАСТ, так как для них действует отдельный закон о свободе перемещения лиц 1999 г. На граждан «третьих стран» распространяются более жесткие условия. Так, в Швейцарию могут быть допущены только высококвалифицированные работники и, к тому же, при устройстве на работу преимущество отдается гражданам Швейцарии и гражданам ЕС и ЕАСТ. Также Федеральный совет определяет максимальное количество иностранцев в год, которые могут въехать в страну[5].

На протяжении всего 20 века происходил процесс формирования швейцарской миграционной политики. Именно в данное время были приняты основные законы, способствующие дальнейшему регулированию миграционной политики. На сегодняшний день основополагающими законами являются соглашение о свободе передвижения лиц (2002), Дублинское и Шенгенское соглашения (вступившие в силу в 2008) и закон об иностранцах (2008).

 

Список литературы:
1. Einwanderung // Historisches Lexicon der Schweiz 07.12.2006. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.hls-dhs-dss.ch/textes/d/D7991.php. (дата обращения 10.03.2017).
2. Historische Meilensteine betreffend Zuwanderung in die Schweiz. Eidgenössische Migrationskommission EKM // Schweizerische Eidgenossenschaft – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.ekm.admin.ch/ekm/de/home/zuwanderung---aufenthalt/zuwanderun.... (дата обращения 11.03.2017).
3. Migrationspolitik. Die liberale Migrationspolitik des jungen Bundesstaats//Bundeszentrale für politische Bildung 03.07.2012 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.bpb.de/gesellschaft/migration/laenderprofile/139688/migration.... (дата обращения 12.03.2017).
4. Personenfreizügigkeit Schweiz – EU/EFTA // Staatssekretariat für Migration SEM – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.sem.admin.ch/sem/de/home/themen/fza_schweiz-eu-efta.html. (дата обращения 25.03.2017).
5. Neues Ausländergesetz (AuG) // Vernunft Schweiz – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.vimentis.ch/content/docs/abstimmung_06_09_auslaendergesetz.pdf. (дата обращения 25.03.2017).