Криминальная субкультура как детерминанта совершения рецидива преступлений
Секция: Юриспруденция
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Криминальная субкультура как детерминанта совершения рецидива преступлений
Статья посвящена раскрытию криминальной субкультуры как идеологической основы преступной деятельности и образа жизни определенной категории граждан, основные принципы и понятия которого заложены этой субкультурой.
Рецидив классифицируется как один из самых опасных видов преступлений в системе уголовного права. Рецидивная преступность являются своеобразным мерилом недостатков системы назначения и исполнения наказаний, уровня ресоциализации бывших заключенных, экономического развития, уровня стабильности в обществе и прочих причин и условий, обуславливающих совершения новых преступлений лицами, раннее осужденными за нарушения закона.
В Уголовном кодексе под рецидивной преступностью понимается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Несмотря на наличие критериев в уголовном праве, четко обозначающих рецидив, проблема детерминации рецидивных преступлений по-прежнему остается дискуссионной.
Немаловажным фактором, обуславливающим «живучесть» рецидива является криминальная субкультура, как канал распространения норм и ценностей уголовного мира на широкие массы населения, что способствует их адаптации среди общепринятой нормы поведения. Таким образом, широкие страты населения постепенно перестают считать криминальное поведение девиантным.
Данную проблематику рассматривали в своих работах такие отечественные и зарубежные ученые как А. Коэн, И. Мацкевич, Ю. Антонян, В. Бурлаков, А. Олейник, Ю. Дубягин, А. Долгов, В. Кудрявцев, Н. Кузнецов и другие.
Целью данной статьи является теоретическое и практическое исследование элементов криминальной субкультуры как одной из основных детерминант, обуславливающих совершение новых преступных действий, лицами, уже ранее отбывшими наказание.
Криминологи и правоведы считают невозможным осмысление природы, сущности и причин совершения рецидивов без изучения влияния криминальной субкультуры, которая также является предметом многих исследований в социологии, психологии, фольклористике, искусствоведение, педагогике и прочих науках. В отечественной криминологии в 80-х годах XX ст. данный феномен рассматривается преимущественно отдельно от изучения причинности совершения преступлений. Криминальная субкультура рассматривается скорее как отдельная система норм и ценностей, которую осужденный приобретает и принимает как установленные правила поведения в местах лишения свободы, а не в обычном социуме.
В 90-х годах XX столетия, с началом острых социально-политических преобразований, сменой моральных ценностей и экономического кризиса, нашу страну буквально накрыла волна организованной преступности. Криминальная идеология проникает во все сферы жизнедеятельности социума, внедряются нормы поведения преступных сообществ, усиливается мода на «понятия» и прочие элементы исследуемой субкультуры. жаргонные словечки типа «крыша», «рэкет», «разборки» и «наезд» входят не только в повседневную, разговорную речь, но и в публикации СМИ, выступления политиков и государственных служащих, занимающих руководящие посты. Особенно криминальная субкультура «продвинулась вперед» благодаря киноиндустрии. Целые поколения молодежи были воспитаны на кинофильмах и сериалах, пропагандирующих криминальный образ жизни, «раскрученный» бандитский образ стал для них примером для подражания. Отныне, преступная деятельность перестает быть «отклонением от нормы», а криминальная субкультура прочно интегрируется в традиционную культуру. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости систематизации этого феномена, необходимости его изучения криминологами как фактора, влияющего на совершение преступлений.
В 1955 году американский социолог А. Коэн детально исследовал особенности культурных ценностей криминальных объединений. В данных микрогруппах продуцируются свои привычки, правила поведения, система взглядов, нормы общения, а также, строго регламентированные права и обязанности. Немаловажное внимание отводится наказаниям, которые применяются по отношению к правонарушителям этих неформальных правил. В конечном итоге, эффективно взаимодействуя, данная система создает субкультуру [9].
Понимание термина «криминальная субкультура» лежит в понимании этимологии слов «субкультура» и «криминальный». «Субкультура» происходит от слова «культура» (лат. cultura), означающий совокупность моральных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе своей жизнедеятельности на протяжении [2]. Суффикс суб- происходит от латинского корня sub (под, рядом), который трактуется как, во-первых – положение, размещение внизу, во-вторых – подчинение чему-либо и в-третьих – не основное, не главное [3]. Термин «криминальный» - в данном словосочетании применяется, чтобы продемонстрировать связь между изучаемым субкультурным явлением и криминальным миром. Первая часть словосочетания указывает на субподрядное положение субкультуры, поскольку она является «системой ценностей, установок, способов поведения и стиля жизни, присущий небольшой социальной общности, более менее обособленной от всего социума» [6]. Таким образом, «творцами» криминальной субкультуры является определенный круг индивидов, непосредственно связанный с преступным миром. А вот с носителями исследуемого явления ситуация обстоит несколько иначе. В научных кругах распространены три точки зрения взаимодействия криминальной субкультуры и культуры традиционной.
Согласно первой – криминальная субкультура и культура официальная пребывают в так называемой диаметральной противоположности, то есть имеется ввиду, что первая является антиподом второй. В некоторых научных источниках утверждается, что хоть криминальная субкультура постепенно интегрируется в общественную культуру, все же она находится с ней в противоречии [5]. Такое противоречие сильно усложнят ресоциализацию отбывшего наказание в местах лишения свободы индивида и препятствует его «возврату» в обычный социум.
В отличии от противопоставления криминальной субкультуры общепринятым ценностям и установкам, существует мнение, что исследуемый феномен является своеобразным подкультурным образованием, которые возникает и существует в рамках основной культуры, сохраняя ее основные характеристики при наличии своих особенностей. С 90-хх годов XX века криминальная субкультура перестает быть «антиподом» общей культуре, а постепенно интегрируясь, гармонично в нее вписывается [1]. Очевидно, что данная позиция сложилась под влиянием авторитета известных ученых, которые предлагают субкультуру преступников рассматривать как составляющую культуры общей.
В научных кругах бытует и компромиссная позиция, суть которой состоит в том, что криминальная субкультура может рассматриваться как связующее звено между преступным и законопослушным миром [4]. Такой подход доминирует среди практиков в уголовном праве.
На данном этапе трудно говорить о правоте какой-либо из трех вышеуказанных точек зрения, но роль и влияние криминальной субкультуры с каждым годов усиливается. Данная тенденция распространяется не только на преступный мир, но и на законопослушное общество. Анализируя многочисленные научные и публицистические материалы, а также сведения, полученные от преступников и преступников-рецидивистов, становится возможным составить впечатление о влиянии криминальной субкультуры на детерминацию рецидивной преступности в социуме.
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению влияния криминальной субкультуры на рецидив, стоит отметить, что условно можно выделить полных и неполных ее носителей. К полным можно отнести представителей криминального мира, то есть преступников, для которых такая субкультура является способом жизни, регулятором правил поведения, норм общения, а также прав и обязанностей среди представителей своего социального окружения. Среди наиболее типичных ее носителей можно выделить рецидивистов, для которых субкультура – это не просто формальный набор ценностей и установок, а такое явление, непосредственно с которым они сталкиваются [7]. Рецидивисты – наиболее полные творцы, носители, популяризаторы и знатоки данного феномена, обеспечивающие такую его функциональность и жизнедеятельность. Для них криминальная субкультура - идеологическая основа не только преступной деятельности, но и вообще образа жизни рецидивистов, многие из которых ориентируются на принципы и понятия, заложенные этой субкультурой.
Относительно неполных носителей исследуемой субкультуры, то это, прежде всего, поклонники и почитатели отдельных ее элементов – тюремной лирики, сленга, татуировок. Как правило, это социально необозначенный пласт общества, молодежь и, в какой-то степени, маргиналы. Особенность неполных носителей криминальной субкультуры заключается в том, что они лишь косвенно связаны с криминалом, их знания о преступном мире ограничены мифологизированными рассказами, а также популярными фильмами и телесериалами. Однако, именно они и обеспечивают живучесть традиций преступной среды, их интеграцию и популяризацию в обществе. Кроме того, все это способствует выработке у населения психологической толерантности к преступному поведению.
Криминальная субкультура представляет собой весьма сложное социальное явление. Для рецидивиста криминальная субкультура является неотъемлемой частью жизнедеятельности, так как ни один из этих субъектов не может быть абсолютно независимым от этого явления, потому что под самое сильное и интенсивное ее влияние человек попадает, когда оказывается именно в местах лишения свободы. Пребывание в местах лишения свободы присуще всем рецидивистам. Таким образом, в системе криминальной субкультуры выделяется еще и тюремная субкультура. На данный момент в криминологии не сложилось единого мнения относительно этого явления.
По мнению В. Тулегенова, тюремная субкультура является подвидом криминальной субкультуры, но со своей спецификой, присущей неформальной жизни преступников в местах лишения свободы. Особенностью тюремной субкультуры является то, что ей свойственна жесткая иерархия среди заключенных [8]. Присвоение своеобразного «ярлыка» заключенному отображается и на его последующем образе жизни и после освобождения.
Таким образом, можем сделать вывод, что криминальная субкультура - идеологическая основа не только преступной деятельности, но и вообще образа жизни рецидивистов, которые ориентируются на принципы и понятия, заложенные этой субкультурой. В генезисе рецидивной преступности последняя, имея достаточно мощный потенциал, выступает очень весомой детерминантой этого вида преступности. Данное социальное явление прочно вошло в предметное поле изучения криминологов. Можно констатировать тот факт, что криминальная субкультура оказывает заметное влияние как современном преступном мире, так и в обществе в целом. Кроме этого, она способствует выработке у населения психологической толерантности к преступному поведению. Именно поэтому, по мнению автора, вполне справедливым представляется итог, что в соответствующей социально-культурной среде «традиции» преступного мира не только хранятся, передаются и интегрируются в общество, но и развиваются.