Статья:

Особенности становления и развития абсолютизма в Италии XIV-XV вв.

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: История и археология

Выходные данные
Шабанова Е.М. Особенности становления и развития абсолютизма в Италии XIV-XV вв. // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 16.10.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности становления и развития абсолютизма в Италии XIV-XV вв.

Шабанова Елизавета Максимовна
студент, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, РФ, г. Москва

 

Явление абсолютной монархии представляет особый интерес при изучении истории Средних веков и Нового времени. Этот политический строй кардинально отличался и всех предшествующих форм организации политической власти. Целью данной работы является представление причин формирования и характер действия абсолютизма в средневековой Италии. Что есть абсолютизм? Каковы его истоки? Каково происхождение абсолютной монархии в Италии? В чем заключается содержательное ядро итальянского абсолютизма и характерные черты отличия от вариаций в других государствах? Вышеперечисленные и иные аспекты освещения тематики будут рассмотрены в данной работе.

Под абсолютизмом в политической и юридической традициях следует понимать особый государственный строй, при котором власть монарха является не ограниченной теми или иными органами [4], в первую очередь, законодательного толка (e.g. вспомним факт лишения Генеральных Штатов во Франции права представления королевских ордонансов).  Вспомним также меткую дефиницию Н. Макиавелли, предложенную им в трактате «Государь» [2]. Основной смысл этого определения заключается в том, что единовластие может быть установлено или аристократией путем возвышения одного из своих представителей с целью воплощать в жизнь свои зачастую противоречащие гуманистической морали желания, или же народом в целях поиска протекции. Так родилась концепция монарха-арбитра, фигура которого необходима для преодоления возникающих противоречий между разными сословиями или социальными группами. Это – основной источник легитимности его власти.

Коснемся истоков возникновения абсолютной монархии на Западе в целом. Н. Макиавелли выделял в этой связи одну базисную причину, которая уже была упомянута выше, - антагонизм сословий, и как следствие, упадок идеи сословно-представительной монархии. История множества парламентов ознаменована как раз борьбой двух сословий: дворянства и т.н. третьего сословия – нарождающейся буржуазии. Первые не хотели терять своих привилегий, имеющих глубокие правовые основы, а вторые обладали зачастую огромным денежным капиталом. Эти финансовые потоки, проходящие через руки буржуазии, имели огромную силу, так как их влияние могло как помочь монарху приобрести власть и поддержать ее, так и разрушить путем лишения финансирования и доведения фиска (казны) до критического состояния. De facto старая аристократия себя изжила и наступила т.н. «эпоха Фуггеров» (по имени банкира Я.Фуггера), но она так и не могла смириться со своим «поражением», передав пальму первенства богачам-спонсорам монарха , и обретением роли лишь театральной фигуры при королевском дворе и потому требовала de iure возвращения своих прав и привилегий на парламентском уровне. К другим причинам упадка сословно-представительной монархии относятся также такие факторы, как недостаточное представительство народных масс от лица городов и  прекращение обязательности созывов сословно-представительных органов и, как следствие, окончательное их фиаско перед всесильной фигурой монарха. Последняя причина очень напоминает финал деятельности Земских Соборов в Московском царстве (вспомним: в 1653 г. собирается последний наиболее полный Собор по вопросу присоединения Левобережной Украины, в 1682 г. , после Собора, отменившего местничество, традиция сословного представительства окончательно канула в лету).

Но этим, безусловно, не ограничиваются источники формирования европейского абсолютизма,  а потому рассмотрим еще ряд факторов. Задумаемся над таким концептом, как возрождение римской государственной идеи. Если принципат, установленный в 27 г. н.э. Августом, еще предполагал своеобразную «диархию» при распределении прав принцепса (который был просто «primus inter pares») и Сената, то после установления в 284г. домината Диоклетианом имперская власть перестает быть связана путами Сената и разных форм комиций («princeps legibus solutus est, supra leges constitutus») [3].  Эта самая форма правления, берущая свое начало в позднем Риме, нашла свое отражение в средневековой и новой Европе. Кроме того, эта самая реставрация римской государственной идеи связана напрямую с процессом рецепции римского права, начавшимся в Италии, в Болонском университете. Такая локация вполне естественна: где, если не в Италии, начинать возрождение римского права, этого ratio scripta юриспруденции? Рецепция развивалась в двух направлениях: теоретическом (выработка методов толкования, анализ категории aequitas, изучение Кодекса Юстиниана)  и практическом (восполнение пробелов в местном праве, внедрение римского права в городские статуты). Появляется категория юристов (легисты, летрады и т.д.), которые занимаются как теоретическими разработками, так и консультированием королей. Они также внесли вклад в реставрацию римской правовой и политической традиций. П.Н. Ардашев обращает наше внимание также на такой фактор, как сама почва и атмосфера романских стран, где в итоге зародился абсолютизм в своей оригинальной форме. Он справедливо проводит различие между абсолютизмом романским и германским и указывает, что первый «отмечен печатью оригинальности и творчества», а последний – «заимствования и подражания».

Как было упомянуто выше, Италия имело достаточно выгодное для восприятия абсолютистских традиций географическое положение, ведь это просторы бывшей Западной Римской империи. Италия на момент возникновения в ней исследуемой формы правления была страной передового порядка, являясь очагом развития различных видов искусств, науки, литературы, а также права и политики.

Итак, каковы основные источники, породившие абсолютизм в Италии? Или, как его еще называют, итальянский принципат? В общих чертах они изложены в труде Н. Макиавелли: своё или чужое оружие, милость судьбы и доблесть. Эти способы обретения властных полномочий действительно были известны Италии и будут рассмотрены ниже. В иной классификации, предложенной П.Н. Ардашевым, мы можем оценить такие основания власти, как: захват (аналогично Н.Макиавелли), вооруженный переворот и постепенная узурпация власти при одновременном сохранении формально de iure республиканской формы правления. Рассмотрим подробнее с конкретными примерами эти формы приобретения власти.

Начнем анализ с миланского правителя Бернабо Висконти, который получил власть в результате ряда интриг и заговоров. При нем получает развитие такой аспект абсолютизма, как фискальность. Подати и налоги буквально выжимались репрессивными мерами. В итоге такое издевательство над народом было лишь средством для вытягивания средств на, например, приданое для дочерей, организацию охоты на кабанов и прочие удовольствия. Преемники Бернабо также не отличались гуманизмом по отношению к своим подданным: жестоко подавлялись любые признаки инакомыслия, под страхом виселицы запрещалось читать текст молитвы с фразой «Дай на мир» (заменялась на «Дай нам тишину»). Также при Висконти развивается особый регламент поведения лиц при дворе. Так, становится необходимым оказывать разного рода почести, и при этом каждый посетитель замка подвергался педантичному осмотру и надзору. Но это лишь начала абсолютизма в Италии, его «зародышевая» форма.

Вооруженный переворот был иным источником власти и право на существование он получил благодаря кондотьерам. Изначально кондотьеры – слуги князей, которые посредством военных операций в пользу князя зарабатывали себе на жизнь. Положение их было довольно свободным: они могли менять своего dominus в любой момент, так как все определялось лишь моментом выгоды, которую они могли извлекать. Но в один прекрасный момент кондотьеры начали идти на своеобразный саботаж и стремиться «из грязи в князи». Действительно, неплохой социальный лифт, чтобы конюху сделаться государем! [1] Соответственно, появляется новый тип людей. Людей, стремящихся к совершенству и независимости, и готовых при этом бороться за свой успех. Новый человек не просто талантливый и харизматичный, но и не гнушающийся жестокости, насилия и хитрости. Иначе говоря, «цель оправдывает средства». Все эти качества объединяло тогда емкое понятие доблести, рассмотренное в том числе и Н.Макиавелли в качестве способа обретения власти. Доблесть в этом смысле кардинально противоположна доблести в современном понимании, этимологически связанным со словом «добро». Тогда доблестный человек являл собой страшное зрелище: коварный, злой и готовый прибегнуть к любым ухищрениям ради достижения цели. Так взял власть и Франческо Сфорца.

Третьей и наиболее свойственной эпохе формой является постепенная узурпация власти при формальном сохранении республики. Такой режим, схожий с римским принципатом, был учрежден династией Медичи. Несмотря на de iure сохранение республики, de facto уже Лоренцо становится сильным единоличным государем: сам ведет переговоры с иностранными государствами, заводит личную гвардию и вводит необходимость глубоко почтенного отношения к государю, иначе говоря, особый характер регламентации  придворного этикета. Другой важной особенностью данной династии был факт обладания огромным капиталом, который она щедро направляла на нужды населения, на развитие искусств и науки, т.е. занимались меценатством. Покровительство и стимулирование культуры привело к тому, что многие литераторы, славившиеся своим красноречием, становились дипломатами и представляли Флоренцию на международной арене, а невестка Козимо Лукреция сама стала поэтессой. Но со временем внешний блеск стерся и выявились большие финансовые прорехи. Так что династия, на капитале построенная, капиталом и разрушилась.

Но содержание итальянского абсолютизма не может быть в полной мере раскрыто без упоминания о личности Чезаре Борджиа – героя «Государя» Н. Макиавелли. Чезаре является настоящим человеком времени: для достижения своих целей он идет на братоубийство, обман своего друга Убальдо и прочие низости, но ради, казалось бы, благой цели: единства Италии. Поэтому Макиавелли склонен не просто оправдывать его действия, но и восхищаться ими. По мнению философа, «обманом стыдно лишь проиграть, а не выиграть». Поэтому он хвалит Чезаре за беспринципность и ловкость, но хулит за то, что он, при всех усиленных попытках, так и не смог добиться ключевой цели и объединить Италию. В своем восхищении хитростью и ловкостью Чезаре, Макиавелли дает и рекомендацию современным ему правителям, а именно быть сильными, словно лев, но при этом хитрыми как лиса, чтобы всегда иметь возможность убедить подданных в собственной легитимности через призму обладания всеми добродетелями, как то милость, честность и любовь к гражданам.

Таким образом, в результате изучения данной темы стало возможным сделать следующие выводы.

Во-первых, абсолютизм стал порождением упадка сословно-представительной монархии, возрождения римской государственной идеи и рецепции римского права.

Во-вторых, исконный, оригинальный абсолютизм стал возможен лишь на территории бывшей западной Римской империи, а именно в нынешних романских странах (Италия, Испания, Франция).

В-третьих, в Италии существовал ряд способов установления абсолютизма: захват, вооруженный переворот и постепенная узурпация власти при сохранении внешних республиканских форм.

В-четвертых, абсолютизм в Италии напрямую связан с личностью выдающегося философа Н. Макиавелли, который создал целью концепцию в понимании власти и ее истоков, которая впоследствии стала «руководством к действию» для монархов XVIII в.

 

Список литературы: 
1. Ардашев П.Н. Абсолютная монархия на Западе / Предисл. Н.И. Кареева и И.В. Лучицкого. Изд. 2-е. – М. ЛЕНАНД, 2014. – 200 с. 
2. Макиавелли Н. Государь: Сочинения исторические и сочинения художественные: сборник. Москва: Издательство «Э», 2017. – 512 с. 
3. Покровский И.А. История римского права. Издательско-торговый дом «Летний сад». Санкт-Петербург. 1999.
4. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона — СПб.: Фирма «ПОЛРАДИС», АООТ «Иван Фёдоров», 2003.