Оптимизация системы защиты территории от негативного влияния вод
Секция: Экономика
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Оптимизация системы защиты территории от негативного влияния вод
Масштабные наводнения 2013 г. на Дальнем Востоке и в Крымске вновь наглядно демонстрируют, какой громадной может быть сила водной стихии и каким значительным может быть причиненный ущерб. Полностью защититься от подобных природных катаклизмов невозможно — об этом свидетельствует опыт нашей страны и государств Европы, а также Китая. Однако сокращение возможного ущерба от наводнений путем заблаговременной реализации превентивных защитных мер необходимо и целесообразно [4, с.112].
Становится очевидной необходимость строительства надежных сооружений инженерной защиты, в том числе повышенной высоты. В нашей стране возведено только 62 плотины высотой более 15 м, тогда как в США их – 6,5 тыс., в Китае – 25 тыс., по 2,5 тыс. в Японии и Индии [1, с.27].
В условиях ограниченных финансовых возможностей государства и непредсказуемых экстремальных проявлений водной стихии необходима выверенная политика в данной сфере, ориентированная с учетом научных разработок на выстраивание системы приоритетов. Одним из них должна стать реализация надежных мер инженерной защиты территории с учетом значимости и эффективности данного вида превентивных мероприятий, позволяющих адаптировать территории к экстремальным натискам водной стихии.
Возведенные гидротехнические сооружения капитального характера могут быть основой для реализации временных защитных мероприятий в условиях паводков редкой повторяемости. В экстремальных ситуациях это позволит сэкономить средства, материалы, а главное – время для защиты населения и территорий от резкого подъема уровня воды.
В этой связи важными представляются следующие аспекты: совершенствование мониторинга состояния природной среды и прогнозирования развития ситуации в конкретном речном бассейне, включая водосборную площадь с использованием современных средств и технологий;
установление четких и наукоориентированных процедур обоснования реализации мер инженерной защиты для эффективного управления рисками; проведение качественных комплексных инженерно-геологических изысканий, в том числе и в целях выбора оптимальных вариантов защитных мер; совершенствование проектирования сооружений инженерной защиты территорий с использованием данных специальных исследований и с применением достижений научно-технического прогресса; оптимизация процедур принятия решений о финансировании конкретных сооружений, обеспечивающих надежную защиту территорий от негативного воздействия вод; улучшение организации строительства долговечных объектов инженерной защиты, надежно сохраняющих от ударов водной стихии население и объекты экономики, компоненты природной среды; эффективная эксплуатация существующих возведенных сооружений инженерной защиты.
Все это должно осуществляться в четком правовом поле, требующем своего совершенствования и конкретизации обязанностей и прав участников водохозяйственных отношений, начиная от федеральных органов власти вплоть до муниципалитетов.
Мониторинг водных объектов призван давать объективную информацию, позволяющую оценивать состояние водохозяйственных систем и осуществлять прогнозирование развития ситуации. Однако наблюдения за состоянием берегов, изменением морфометрических особенностей водных объектов ведутся только 15 субъектами РФ.
Причина – необеспеченность финансированием из региональных бюджетов, отсутствие методических указаний по ведению регулярных наблюдений [2, с.36]. При этом возникает вопрос о юридической обоснованности отнесения этих обязанностей только к компетенции субъектов РФ, особенно по водным объектам федеральной собственности.
Спорным является вопрос и о способности областных органов по методическому руководству ведения мониторинга. Наблюдательная сеть РосГидромета (наблюдение на озерах и водохранилищах) состояла по состоянию на 2015 г. из 336 пунктов (в 2014 г. – 339, в 2013г. – 346) [5].
Как показывает практика, этого явно недостаточно для получения своевременной, достоверной картины состояния самих водных объектов и водосборных площадей. Количество действующих гидрологических постов на реках, озёрах и водохранилищах сократилось по сравнению с 2014 годом на 48 постов, 45 из которых речные и три озёрные. Сокращение гидрологической сети Росгидромета началось в 2013 году на основании письма Росгидромета «Об оптимизации расходования средств федерального бюджета» от 14.06.2013 № 140-03513/13, в котором предлагалось сократить расходы на дополнительную и специализированную сеть наблюдений.
Следует отметить, что даже временное прекращение наблюдений влечёт невосполнимые потери информации о режиме объектов поверхностных вод, а затраты на последующее восстановление наблюдений могут значительно превысить средства, сэкономленные благодаря консервации постов.
Для надежной защиты территорий от негативных воздействий водной стихии, помимо конструктивных требований, четкой должна быть организация всего процесса реализации превентивных мер. На всех уровнях управления – от федерального до местного — необходим анализ существующей нормативной базы, служащей основой эффективной и своевременной работы по возведению сооружений инженерной защиты.
В условиях ограниченных финансовых возможностей бюджетов всех уровней при одновременном понимании, что устранение последствий обходится всегда дороже, чем предупреждение чрезвычайных ситуаций, требуется адекватный пересмотр методологических подходов обоснования проектов защиты территории от ударов водной стихии.
Необходим пересмотр Методики оценки вероятностного ущерба от вредного воздействия вод и оценки эффективности осуществления превентивных водохозяйственных мероприятий, разработанной ФГУП «ВНЭМС» в 2005–2006 гг. Удельные показатели ущерба в разрезе федеральных округов Российской Федерации вряд ли могут помочь в адекватном обосновании планируемых мер по инженерной защите территорий.
Опыт катаклизмов, произошедших в последнее время на водных объектах, это показал наглядно. Возможно, требуется пересмотр отдельных положений приказа Минэкономразвития России от 24.02.2009 № 58 «Об утверждении методики оценки использования средств федерального бюджета», в котором (приложение № 3) стоимость берегозащитных сооружений необходимо сравнивать с оценкой размеров экономического ущерба, причиненного последним наводнением на данной территории.
Подобные нормативы должны быть востребованы и отражать реальное состояние дел на местах. Необходима концепция мероприятий на всех уровнях в целях достижения оптимальных реальных результатов, сокращающая дистанцию от Министерства до муниципалитетов.
Возведение сложных, долговечных гидротехнических сооружений, являющихся линейными по своей сути, требует повышенных требований к организациям, осуществляющим строительно-монтажные работы на объектах, имеющих большое социальное значение. К особенностям функционирования таких организаций относятся:
· повышенная устойчивость их деятельности к неблагоприятным изменениям внешней среды;
· значительные риски функционирования из-за отсутствия обязательств государства и местных органов самоуправления по оказанию поддержки в кризисных ситуациях;
· возведение капиталоемких и материалоемких линейных сооружений в ограниченный временной период в стесненных условиях при непредсказуемых изменениях внешней среды (подъем уровня воды, увеличение скорости течений и т.п.);
· большая длительность операционного цикла, определяющего
· существенную финансовую зависимость результатов от объемов выполняемых работ в определенный временной промежуток;
· повышенные требования к уровню организации производства, логистике
· доставки материалов и конструкций;
· организация системы поиска и поддержки инноваций, внедрения в
· производство современных технологий, эффективных материалов, машин и механизмов повышенной производительности и надежности;
· невозможность приостановки выполнения работ на длительный срок из-за угрозы безвозвратной утери уже выполненных этапов под воздействием водных потоков, деформаций береговых массивов и т.п. и неизбежных при этом дополнительных трат на восстановление утраченных конструктивных элементов;
· оптимальное совмещение работ, выполняемых в акватории (в том числе с плавучих средств) одновременно с операциями, осуществляемых на суше;
· исключение аварий различных объектов, находящихся в прибрежной зоне не только после ввода объектов берегозащиты в эксплуатацию, но и обеспечение стабильности береговых массивов в течение всего периода строительства;
· повышенные природоохранные (в том числе водоохранные) требования при производстве работ, исключающие возможность экологического загрязнения водных объектов, ухудшение состояния экосистем.
Масштабность возможного вреда населению, объектам экономики и экосистемам предопределяет необходимость разработки и реализации оптимальной, взвешенной организации работы применительно к конкретным условиям строительства. Повышенная ответственность за высокое качество применяемых материалов и выполняемых технологических операций на берегозащитных сооружениях продиктована требованиями долгосрочной и надежной службы возводимых объектов, эксплуатация которых осуществляется в сложных гидродинамических условиях с неблагоприятным сочетанием нагрузок и деформаций в прибрежной зоне [4, с.53].
Гидротехнические объекты, от которых зависит жизнь и благополучие населения, должны возводиться так, чтобы сооружения служили долго и надежно. Кроме того, подобные защитные мероприятия могут содействовать решению целого спектра различных задач – природоохранных, водохозяйственных, градостроительных и т.д. Могут восстанавливаться и сохраняться природные ландшафты, иные природные компоненты.
В условиях надежной защиты территорий от негативного воздействия вод может быть шире диапазон режимов регулирования стока в интересах различных водопользователей, более скоростным может быть транспортирование речными судами грузов и пассажиров и др.
Не менее важным представляется решение вопросов надлежащей эксплуатации возведенных гидротехнических сооружений, обеспечивающих безопасность населения, объектов экономики различной инфраструктуры, сохранность компонентов природной среды. Поддержание надлежащих параметров надежности в течение всего жизненного цикла ответственных ГТС требует соответствующих издержек.
Складывающаяся в нашей стране тенденция передачи этих обязанностей органам местного самоуправления может со временем явиться дестимулирующим фактором в качественной защите территорий. Ограниченные финансовые возможности муниципалитетов и расширяющийся круг решаемых ими задач в рамках существующих полномочий может вести к невозможности проводить своевременные текущие ремонты и иные регламентные мероприятия, страховать сооружения и постоянно декларировать их безопасность.
В этих условиях сокращение объемов компетенции территориальных подразделений Росводресурсов, которые осуществляют водопользование на местах, являясь распорядителем средств, поступающих от платы за водные объекты, вряд ли является обоснованным. Тем более это можно утверждать об отказе со стороны федерального агентства финансирования за счет госбюджета работ по гидротехническому озеленению прибрежных территорий (что входит в состав проектов инженерной защиты). Эта обязанность также возлагается на органы местного самоуправления с их «безграничным» экономическим потенциалом.
Как показывает мировая практика, заблаговременная реализация превентивных защитных гидротехнических мер позволяет значительно снизить размеры ущерба, причиняемого территориям и конкретным объектам водной стихией. Именно это может быть осуществлено в ходе успешной реализации действующей федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2020 года».