Статья:

Проблемы реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в Уральском федеральном округе

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Политология

Выходные данные
Наприенко В.Д. Проблемы реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в Уральском федеральном округе // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в Уральском федеральном округе

Наприенко Вячеслав Дмитриевич
студент. Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург
Колесникова Ксения Игоревна
научный руководитель, доц. кафедры регионального и муниципального управления. Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РАНХиГС, РФ, г. Екатеринбург

 

Статья посвящена проблемам реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в Уральском федеральном округе. В данной статье рассмотрены проблемы государственного контроля, надзора и мониторинга окружающей среды на материалах Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу, и предложены пути решения проблем.

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды являются печальной реальностью. Ухудшение состояния окружающей среды, связано с нерациональным использованием природных ресурсов, ошибками в технической, и трудностями в экологической политике государства, в низком уровне разработки и внедрения безотходных технологий, в недостаточной изученности последствий антропогенного воздействия на окружающую среду. Актуальность данной темы, безусловно не вызывает сомнения, поскольку проблема экологической обстановки в нашей стране, в частности в Уральском федеральном округе (далее – УрФО) затрагивает каждого человека. Контроль, надзор и мониторинг окружающей среды является чрезвычайно важным стратегическим действием в сложившейся ситуации.

Непосредственно, реализация контроля, надзора и мониторинга окружающей среды в компетенции Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу (далее – Департамент Росгидромета по УрФО). Главная цель деятельности Департамента Росгидромета по УрФО: снижение угрозы жизни населения и ущерба экономике от климатических явлений, обеспечения должного уровня гидрометеорологической безопасности Уральского региона [1].

Департамент Росгидромета по УрФО осуществляет свою деятельность на территории Уральского федерального округа, в который входят 6 субъектов Российской Федерации: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Свердловская, Челябинская, Тюменская, Курганская области. Территория Уральского федерального округа составляет 1818 тыс. кв. километров, или 10,6% территории РФ. Административный центр – город Екатеринбург [1].

УрФО является одним из высоко развитых промышленных регионов Российской Федерации, в связи с этим испытывает колоссальные антропогенные нагрузки на окружающую среду.

Далее рассмотрим подробно экологическую обстановку в Уральском федеральном округе.

По данным Федеральной службы государственной статистики (далее – Росстат) среди федеральных округов РФ самое неблагоприятное экологическое состояние природной среды в целом наблюдается в Уральском федеральном округе [3]. Динамика экологических процессов остается преимущественно негативной. Тяжелая экологическая обстановка в УрФО обусловлена нарушением законодательства РФ в вопросах экологии, спецификой развития промышленного комплекса Урала, которые приводят к снижению экологического уровня.

По данным исследования Росгидромета, в УрФО отсутствует положительная динамика по объектам наблюдения эко-рейтинга: состоянию воздуха, воды, утилизации бытовых отходов, ликвидации стационарных источников загрязнения [1].

В Свердловской и Курганской областях в большей степени загрязненены водные объекты, именно сбросами неочищенных сточных вод. Немаловажной проблемой для Курганской, Тюменской областей и Ямало-ненецкого АО является использование территорий для размещения производственных отходов на землях, которые не предназначены для этих целей. Наиболее эффективным методом борьбы с нарушением загрязнения водных объектов могло бы стать налоговое стимулирование предприятий, которые занимаются переработкой и утилизацией отходов. Во многих областях, таких как Челябинская, Тюменская, Свердловская, осуществляется строительство крупных промышленных предприятий металлургического и химического назначений, с нарушениями законодательства. В связи с разливами нефти и нефтепродуктов Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа находятся на грани экологической катастрофы, но при этом продолжается выдача разрешений Департаментом Росгидромета по УрФО на ведение деятельности, представляющей экологическую опасность для окружающей среды.

Работа по оздоровлению экологической обстановки в Уральском федеральном округе ведется на протяжении многих лет. Разрабатываются контрольно-надзорные программы, проектируются новые технологии, но тормозом в реализации программ, является их финансовая сторона. Внедрение новых технологий в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды требует финансовых вложений, которых явно недостаточно в период экономического кризиса в стране. Учитывая ограниченность финансовых ресурсов, вряд ли целесообразно планировать масштабные мероприятия контроля и надзора в сфере гидрометеорологической безопасности окружающей среды.

По мнению, ряда аналитиков, основные проблемы государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды связаны непосредственно с финансовыми трудностями [2]. Государственный контроль и надзор в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды как функция управления является одним из важных институтов повышения эффективности экологической обстановки окружающей среды.

Главной миссией Департамента Росгидромета по УрФО является предоставление государственных услуг в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, и обеспечение гидрометеорологической безопасности.

С каждым годом интенсивность опасных гидрометеорологических явлений возрастает. Наводнения, сильные ветра, ураганы, ливни, град, влечет за собой рост материальных ущербов.

Развитие и рост экономики в последние годы характеризуется увеличением населения и объектов инфраструктуры, в том числе на территории УрФО, подверженных воздействию опасных гидрометеорологических явлений. Одновременно с ростом экономики увеличивается риск загрязнения окружающей среды, что негативно воздействует на здоровье населения.

Далее рассмотрим проблемы реализации государственного контроля и надзора в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды в Уральском федеральном округе и предложим пути решения проблем.

 Обеспечение оперативного предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях и высоких уровнях загрязнения окружающей природной среды является стратегической целью Росгидромета. Влияние погодно-климатических условий и загрязнение окружающей среды в значительной мере влияют на устойчивость и эффективность многих отраслей экономики: сельского хозяйства, энергетики, транспорта, строительства и др.

Следующая стратегическая цель Департамента Росгидромета по УрФО – обеспечение потребностей Российской Федерации, в предоставлении информации о состоянии и загрязнении окружающей природной среды на локальном, и региональном уровне. Вышеизложенные цели достигаются через реализацию федеральных и ведомственных целевых программ.

Положительной стороной реализации программ в комплексе с мерами по повышению гидрометеорологической безопасности на территории УрФО является - своевременное предупреждение об опасных гидрометеорологических явлениях.

Для обеспечения функционирования и развития сети наблюдений (мониторинга) и системы сбора, обработки и распростанения информации за состоянием и загрязнением окружающей среды необходимо минимальное обеспечение состава государственной сети наблюдений. Важное внимание должно уделяется технической модернизации наблюдательной сети.

В области мониторинга загрязнения окружающей среды необходим постепенный переход от устаревших на инновационные программы наблюдений в соответствии с действующими нормативными документами. В области обеспечения государственного контроля, надзора за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и геофизические процессы в УрФО является: деятельность по предотвращению вреда населению и экономике от несоблюдения правил и норм в сфере экологии. Факторы, препятствующие решению этих проблем: погодные условия и техногенные аварии с загрязнением окружающей среды, которые могут привести к масштабным стихийным бедствиям. В этих условиях Росгидромету потребуется проведение дополнительных работ, которые в настоящее время не предусмотрены средствами текущего бюджета Департамента Росгидромета по УрФО. Немаловажный фактор, на наш взгляд, устаревание приборов и оборудования, зданий и сооружений, требующих коренной модернизации инфраструктуры службы и привлечения инвестиционных средств. Обеспечение потребностей в информации о состоянии окружающей среды органов государственной власти, населения и экономики, означает повышение заблаговременности и достоверности прогнозов погоды. Реализация данной цели может осуществляется за счет повышения экономической эффективности использования гидрометеорологической информации, а значит, необходимо увеличить количество договоров Росгидромета с потребителями. В области обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации по информационному обмену в области гидрометеорологии, реализуемое Росгидрометом международное сотрудничество, обуславливается содержанием мероприятий, которые проводятся на недостаточном уровне. Во исполнение обязательств Российской Федерации по Конвенции Всемирной метеорологической организации необходимо запланировать и реализовать программу мероприятий по информационному обмену с целью удовлетворения государственных нужд в научно-технической области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды. Информационный обмен новыми знаниями о процессах в атмосфере, на поверхности суши, в водных ресурсах, позволит реализовать новые методы, модели и технологии оценки состояния окружающей среды в УрФО. К факторам, препятствующим решению данных вышеизложенных проблем относятся: изменения внешнеполитических условий, направленных на ограничение предоставления России глобальной гидрометеорологической информации.

В качестве путей решения вышеизложенных проблем можно предложить следующее: в целях обеспечения гидрометеорологической безопасности населения и объектов экономики в Уральском федеральном округе, а особенно, таких погодозависимых отраслей, как энергетика, транспорт, водохозяйственный комплекс, строительство и сельское хозяйство, необходимо опережающее развитие наблюдательной сети, включая развитие мониторинга состояния окружающей среды и ее загрязнения.

В настоящее время обеспеченность оборудованием для наблюдений за состоянием окружающей среды по данным Департамента Росгидромета по УрФО составляет: гидрологическим оборудованием – 72%; метеорологическим оборудованием – 76%; аэрологическим оборудованием – 100%; оборудованием по оценке загрязнения атмосферного воздуха – 49%; оборудованием по оценке загрязнения поверхностных вод – 85%; оборудованием по оценке радиоактивного загрязнения – 47%.

Дефицит таких пунктов наблюдения, как гидрологические посты, составляет 55 единиц, метеорологических станций – 29 единиц [1].

Таким образом, плотность наблюдательной сети на Урале является недостаточной для изучения регионального климата Уральского федерального округа. В связи с этим возникает необходимость развития наблюдательной сети в части увеличения пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, а также обеспечения необходимым оборудованием, отвечающим современным требованиям. В рамках формирования системы контроля, надзора и мониторинга окружающей среды можно предположить создание в регионах Урала ситуационных центров, обеспечивающих непрерывное поступление необходимой информации для контроля за состоянием природных ресурсов, производственной базой и состоянием окружающей среды.

 

Список литературы:
1. Сайт Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу – [Электронный ресурс] – URL: http://www.ugms.gorcomm.ru/ (дата обращения: 05.04.2017).
2. Сайт Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.meteorf.ru/ (дата обращения: 05.04.2017).
3. Сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) – [Электронный ресурс] // Официальная статистика: сайт. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ (дата обращения: 05.04.2017).