Статья:

Плановые и рыночные начала в управлении сферой здравоохранения в России

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Хилобок А.С., Райская А.А. Плановые и рыночные начала в управлении сферой здравоохранения в России // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 25.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Плановые и рыночные начала в управлении сферой здравоохранения в России

Хилобок Алексей Сергеевич
студент, Санкт-Петербургский государственный эконмический университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Райская Алина Андреевна
студент, Санкт-Петербургский государственный эконмический университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Макеева Елена Сергеевна
научный руководитель, к.э.н., доцент, Санкт-Петербургский государственный эконмический университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Регулирование здравоохранения представляет собой одну из функций государственного управления, направленную на обеспечение общих правил поведения (деятельности) субъектов правоотношений в данной сфере.

В современном мире, в условиях свободы субъектов в выборе предметов потребления появился рынок частных медицинских услуг, представляющий серьезную конкуренцию медицине государственной.

Каждая из двух составляющих рынка медицинских услуг имеет в своей деятельности индивидуальную специфику. Регулирование сферы здравоохранения происходит не только на государственном (внешнем) уровне, но также внутреннем, позволяя формировать на рынке конкурентоспособные условия существования и развития.

Целью доклада является рассмотрение плановых и рыночных аспектов в управлении сферой здравоохранения в России. А если быть точным, рассмотреть специфику его саморегулирования и регулирования извне государством.

Необходимо начать с понимания того, по каким «правилам» играют на рынке оказания услуг государственные и частные медицинские учреждения.

Ни для кого не секрет, что государство ведет активную надзорную деятельность, начиная с того, какое количество клиник в государстве необходимо, чтобы обеспечить удовлетворенность населения в медицинском обслуживании, заканчивая соблюдением условий достойного труда медицинских сотрудников. Для частного сектора существенны совсем иные регуляторы, ведь его деятельность определяется спросом на высококачественное обслуживание и оказание узкоспециализированных, а в иных случаях и уникальных услуг, которые обеспечиваются благодаря возможности частных клиник приобретать дорогостоящие препараты и оборудование.

В свете вышеизложенного, следует рассмотреть систему регулирования здравоохранения в России в разрезе 2ух его составляющих: рынок государственных услуг (ОМС) и рынок частных услуг.

Что касается первого, можно сказать, что со стороны государства система здравоохранения России регламентируется десятками и сотнями нормативно-правовых актов различных уровней. Основополагающим, естественно, является Конституция РФ. Так, статья 41 данного нормативного акта гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений, В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».

Особой конституционной гарантией обеспечения права на охрану здоровья является система обязательного медицинского страхования, обеспечивающая в соответствии с законом возможность получения бесплатной медицинской помощи.

Деятельность государственных учреждений абсолютно невозможна без поддержки, предоставляемой на соответствующем уровне. В частности, данная поддержка осуществляется за счёт: средств бюджета (федерального, субъектов РФ, муниципальных районов и городских округов); средств направляемых на ОМС; средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; средств государственных внебюджетных фондов; средств, направляемых на ДМС; доходов организаций здравоохранения от осуществления в установленном законом порядке предпринимательской деятельности; добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц; других источников. Сотрудники, работающие в данных учреждениях, являются бюджетными, и также получают свою заработную плату и все дополнительные выплаты из средств федерального бюджета.

Все инновационные разработки, направленные на усовершенствование системы здравоохранения, за счет модернизации оборудования и повышения квалификации узкоспециализированных врачей, происходят из вышеупомянутых источников. Однако, широко известно, что в последнее время в стране ощущается заметный дефицит денежных средств, вследствие чего, бюджетные учреждения недополучают положенное финансирование, настолько необходимое жителям России, ведь стоит учитывать тот факт, что в структуре населения прослеживается тенденция к его старению, выводом служит то, что нагрузка на имеющийся объём средств будет только возрастать.

Еще одним печальным фактом служит сокращение запланированных расходов по сравнению с предыдущими периодами. Рассматривая динамику финансирования медицины за последние 4 года видно, что в 2015 году расходы федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» составили 391,0 млрд. рублей, в 2016 году – 396,3 млрд. рублей, в 2017 году – 386,1 млрд. рублей. При этом в 2015 году расходы сократились по сравнению с 2014 годом на 89,8 млрд. рублей, в 2016 году увеличились на 5,3 млрд. рублей относительно 2015 года, в 2017 году сокращаются на 10,2 млрд. рублей относительно 2016 года [2].

Как следствие, качество оказываемых государственной медициной услуг неуклонно падает, не замотивированные финансовым вознаграждением хорошие специалисты покидают свои рабочие места, находя себе применение в сфере частной медицины, открывая собственные клиники и набирая штат из врачей, готовых оказать действительно хорошие услуги, соответствующие запрашиваемым требованиям рынка.

Соответственно, факт роста рынка частных услуг уже не кажется таким беспричинным, а вполне логически может быть объяснен.

И теперь следует обратить внимание именно на рынок оказания частных услуг. Встаёт закономерный вопрос: что является регулятором деятельности данного рынка?

Ответ лежит на поверхности и очевиден несмотря на сложность изучаемой темы. Спрос. Да, именно спрос определяет структуру и функционирование всего рынка частных услуг.

 

Рисунок 1. Объем рынка платных медицинских услуг в России (млрд руб.) [1]

 

Как видно, на диаграмме объем изучаемого рынка растет с каждым годом. Объясняя это явление, мы выделили тому следующие причины:

Во-первых, увеличение количества частных клиник за счет привлекательности рынка платного здравоохранения.

Во-вторых, растущий спрос на частные услуги со стороны населения, как результат неудовлетворенности бюджетной медициной, способствует сначала увеличению равновесной цены, после чего увеличивается предложение частных услуг – растет рынок частной медицины.

В сфере оказания частных услуг также существует теневой сектор, в частности: коррупция и взяточничество во врачебной и управленческой среде, незаконная выдача больничных листов, фальсификация историй болезней и содействие за вознаграждение уклонению от призыва в армию.

На приведенном выше графике отражается теневой сектор рынка частной медицины. Мы можем наблюдать рост числа недобросовестных участников рынка, однако, эксперты прогнозируют, что с каждым годом теневой сектор будет сокращаться приблизительно на 6,6 %.

В подтверждение вышесказанному хочется привести результаты исследования “ИОМ Анкетолог”, проведённого в 2016 году, в результате которого удалось выявить, что частные клиники по всем показателям удовлетворенности имеют преимущество.

 

Рисунок 2. Показатели удовлетворённости граждан медицинскими услугами

 

Вероятно, отчасти это связано с недостаточным финансированием государством бюджетных медицинских учреждений, в то время как частные клиники могут самостоятельно выделять средства на улучшение условий проведения лечения (и, соответственно, повышать цены на услуги в целом).

Отдельно следует упомянуть о характеристиках персонала в бюджетных и частных медицинских учреждениях.

Как показывают результаты опроса, положительные качества (вежливость, соблюдение врачебной этики, внимательность) характерны в большей степени для персонала частных клиник. В то время как отрицательные (халатность и грубость) относятся к сотрудникам государственных медицинских учреждений.

Что можно же можно предпринять, чтобы повлиять на полученную статистику? Как правило, подобные ситуации провоцируются личными человеческими факторами. Для врачей как людей, ежедневно работающих с потоками пациентов, эмоциональное спокойствие и позитивный настрой являются неотъемлемыми составляющими трудовой деятельности. Для создания благоприятной атмосферы среди персонала советуется иметь штатного психолога и в целом поддерживать корпоративную культуру. Также одним из факторов, негативно влияющим на деятельность врачей, является низкий уровень заработной платы и высокая рабочая нагрузка пациентами. Как сообщается в источнике «Коммерсант.ru», правительство не имеет однозначного решения относительного данного вопроса. Федеральный бюджет не располагает достаточными средствами для обеспечения высоких выплат сотрудникам государственных медицинских учреждений, однако, ведёт активные поиски решений данной проблемы.

1)  Несмотря на то, что наша страна переживает экономический кризис, рынок частной медицины развивается и расширяется в среднем на 25-30% в год.

2)  Качество услуг, оказываемых частной медициной значительно отличается от услуг государственной медицины. Возможно, за счет того, что частные клиники вынуждены конкурировать между собой на рынке медицинских услуг. И, как следствие, улучшается качество оказываемых услуг и сервис.

3)  Бюджетная политика государства, сама того не подозревая, положительно влияет на рост и развитие частной медицины путем сокращения финансирования медицины государственной.

 

Список литературы:
1. Паперная Галина «Кризис роста» // Журнал РБК №9 Сентябрь 2016.
2. Хутаба С.Э. Проблемы финансирования здравоохранения в условиях рыночной реформы // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2015/969/9926 (дата обращения: 04.05.2017).