Адаптация первокурсников: анализ проблемного поля
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Адаптация первокурсников: анализ проблемного поля
Адаптация (от латинского adaptation – приспособлять) – приспособление организма к изменяющим внешним условиям среды.
Ежегодно вузы России пополняются новыми студентами первокурсниками, только что покинувшими стены школы. Университет – это нечто новое для абитуриентов, а все новое требует привыкания. Бывшие школьники, которые поступают для обучения в учреждения высшего профессионального образования, еще находятся на пути к самоопределению. От того, насколько успешно пройдет адаптация студента в университете, в дальнейшем будет зависеть, как выстроиться его личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов. Именно поэтому проблема адаптации первокурсников не теряет свою актуальность.
В любом учебном заведении студенты первокурсники сталкиваются с рядом проблем, связанных с адаптаций, например, новая обстановка, новые требования, самостоятельная организация учебы, неумение распределять свободное время, и многое другое. Разрешение этих проблем без должной организации и управления со стороны педагогов может привести к стрессам, неуспеваемости и значительному ухудшению здоровья. От того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов.
Сейчас для облегчения процесса адаптации в университетах активно развивается направление «тьюторство». К группам первокурсников прикрепляются тьюторы (англ. tutor – наставник) – это студенты старших курсов, к которым студент может обратиться по любому интересующему вопросу касаемо нюансов обучения и участия в активной жизни вуза. От того, насколько качественно тьютор будет выполнять свои обязанности, также зависит успешный процесс адаптации студентов первокурсников.
Об актуальности вопросов проблемы адаптации первокурсников говорят результаты внутривузовских исследований. Так, например, по результатам проведенного исследования среди студентов ставропольских вузов было выявлено следующее:
1. Большинство опрошенных (55%) не хотели поступать в тот ВУЗ, в котором они учатся, следовательно, их мотивация к учебе будет низкой, а значит адаптация может пройти негативно;
2. По результатам опроса прикрепленный тьютор с группой не функционирует, а значит и процесс адаптации у первокурсников вследствие этого может проходить хуже, чем хотелось бы;
3. Многие опрошенные (45%), оценили сплоченность группы на оценку «3», а от сплоченности коллектива также зависит успех процесса адаптации;
4. Учебный процесс также влияет на адаптацию студентов-первокурсников, и по данным опроса сложилась следующая статистика:
· ясность преподаваемого материала – на удовлетворительном уровне (50%);
· требовательность преподавателей на парах – большинство опрошенных полностью удовлетворены (60%);
· методика проведения практических занятий - 35 % частично удовлетворены.
На основе результатов социологических исследований в вузоской среде современной России, наблюдений, данных сайтов различных вузов, обсуждений в социальных сетях был разработан каталог проблем в сфере адаптации первокурсников в вузе.
Таблица 1.
Каталог проблем в сфере адаптации первокурсников в вузе
№ |
Наименование проблемы |
1 |
Страх знакомства с новыми людьми |
2 |
Адаптация к новому режиму учебного времени |
3 |
Переживания перед первой сессией |
4 |
Выстраивание новой системы общения с преподавателями |
5 |
Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии |
6 |
Неумение осуществлять психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков самостоятельной работы, конспектирования, работы с первоисточниками: словарями, каталогами и т.д.) |
7 |
Страх публичных выступлений перед однокурсниками |
8 |
Социально-экономические проблемы у иногородних студентов (обеспечение себя жильем, финансирование средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких). |
В разработанном каталоге проблем проведем анализ причинно-следственных связей путем попарных сравнений проблем на предмет соотношения «причина-следствие». В таблице 2 номера проблем соответствуют цифровым кодам, присвоенным проблемам в таблице 1.
Таблица 2.
Анализ причинно-следственных связей в каталоге проблем адаптации первокурсников в вузе
Х |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
∑ |
R |
1 |
Х |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
2 |
2 |
0 |
Х |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
4 |
3 |
0 |
1 |
Х |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
4 |
4 |
1 |
1 |
0 |
Х |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
3 |
5 |
0 |
1 |
1 |
1 |
Х |
1 |
1 |
1 |
6 |
1 |
6 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Х |
0 |
0 |
2 |
3 |
7 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Х |
0 |
3 |
2 |
8 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Х |
3 |
2 |
Анализ причинно-следственных связей в каталоге проблем показал, что на первом месте по степени значимости находится проблема недостаточной мотивационной готовности к выбранной профессии.
Для преодоления проблемной ситуации были разработаны целевые ориентиры, которые представлены фрагментом дерева целей обеспечения успешной адаптации первокурсников в вузе.
Таблица 3.
Фрагмент дерева целей обеспечения успешной адаптации первокурсников в вузе
С0 |
Повысить уровень адаптации первокурсников |
С1 |
Подготовить студентов к новым условиям обучения. Более подробно познакомить студентов с условиями обучения. |
С2 |
Создать дополнительные площадки для самореализации первокурсников |
С3 |
Способствовать развитию психологической адаптации и профессионального самоопределения |
С1.1 |
Вовлечь студентов 1 курса в деятельность студенческих научных обществ |
С1.2 |
Ввести обязательное мероприятие, квест «Давайте познакомимся» |
С2.1 |
Организовать тренинги направленные на личностного роста |
С 2.2 |
Создание секций различного направления по запросам студентов (спортивных секций, театральных студий, творческих коллективов и т.п.) |
С 3.1 |
Помочь студентам раскрыть свои навыки, которые в дальнейшем помогут их профессии (Проводить диагностику социально-психологической готовности к профессиональной деятельности и познакомить студентов с ее результатами) |
С 3.2 |
Способствовать развитию профессиональных навыков, формирование качества конкурентоспособного человека (Проведение мероприятий «Неделя специальностей», анкетирование, беседа с выпускниками вуза) |
Таким образом, можно сказать, что в качестве областей для совершенствования в сфере обеспечения успешной адаптации первокурсников в вузе можно назвать создание благоприятной атмосферы для раскрытия потенциала студентов путем проведения тренингов, творческих фестивалей, школ студенческого актива и т.д.