Потенциальное применение прогрессивной шкалы в России
Секция: Экономика
XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Потенциальное применение прогрессивной шкалы в России
Одним из наиболее распространенных способов налогообложения, является прогрессивное налогообложение. Прогрессивное налогообложение-это система налогообложения, при которой налоговые ставки возрастают ступенчатым образом, по мере роста облагаемого дохода налогоплательщика. Налогоплательщиком является лицо уплачиваемое налоги.
В теории налогообложения принято считать, что прогрессивное налогообложение представляет собой систему сбора налоговых платежей, в пределах которых ставка налога становится большим с увеличением объекта налогообложения. Прогрессивное налогообложение используется в основном для налогообложения физических лиц (подоходного налога).
В настоящее время система прогрессивного налогообложения считается самой социально справедливой системой. Что касается степени увеличения ставки налога и ее максимальной стоимости, то здесь много дискуссий. Идея создания прогрессивной шкалы налогообложения доходов от отдельных лиц не подвергается сомнению ни одной из развитых и динамично развивающихся стран современного мира.
Для анализа личных налогов в развитых странах используется показатель прогрессивности, что указывает на то, что налоговая система является важным инструментом регулирования доходов населения в этих странах.
Большинство стран используют четыре или пять налоговых ставок, хотя может быть только один (в случае пропорционального налогообложения), а в Люксембурге – 16. В развитых странах существует общая тенденция к сокращению числа ставок. Исследования показывают, что снижение количества ставок, не означает, снижения перераспределительного воздействия налогов.
Крупнейшие стран Западной Европы выбрали прогрессивные масштабы. Таким образом, во Франции люди с низкими доходами (до 6 тыс. Евро в год) освобождаются от налогов вообще, тем, кто зарабатывает до 11,9 тыс. Евро, выплачиваются по ставке 5,5%; До 26,4 тыс. Евро – 14%; до 70,8 тыс. Евро – 30%; до 150 тысяч евро – 41%; до 1 миллиона евро – 45%.
Введение во Франции с 2015 года, 75% для граждан с доходами более одного миллиона евро в год спровоцировало массовый «бегство» состоятельных граждан из страны.
В Германии безрисковый доход составляет 8,13 тыс. Евро в год, для тех, кто получает до 53 тыс. Евро в размере 14%, до 250,7 тыс. Евро – 42%, более 250,7 тыс. Евро – 45%.
Подоходный налог в Великобритании также имеет прогрессивные масштабы. Потолок необлагаемого годового дохода составляет 9,2 тысячи фунтов (около 500 тысяч рублей). Предельная ставка подоходного налога составляет 45%.
В Китае личный подоходный налог также зависит от дохода и варьируется от 5% до 45% (при доходах около 430 тыс. Рублей в месяц), доход не более 3,5 тыс. Юаней (около 20 тыс. Рублей). В месяц не облагается налогом.
Как и любая система, прогрессивные масштабы налогообложения имеют свои положительные и отрицательные характеристики [8]. Среди преимуществ можно отметить эффективное получение бюджетных платежей, сокращение социального разделения общества. Недостатки прогрессивной шкалы включают увеличение теневого дохода, увеличение безработицы, сокращение материальных стимулов и увеличение затрат на внедрение.
Прогрессивная шкала налогообложения основана на принципе роста налоговых ставок в зависимости от роста уровня доходов налогоплательщика. Согласно этой модели, более богатые граждане платят налог по более высокой ставке. Эта модель направлена на увеличение социальной справедливости и исходит из того факта, что тот, кто зарабатывает большие деньги, не станет беднее после уплаты налогов, тогда как «незащищенные» слои населения выбраны для уплаты налогов для последнего.
С другой стороны, прогрессивные масштабы не избавлены от недостатков. Таким образом, во многих случаях граждане просто теряют стимул зарабатывать больше денег. Например, в стране налоговая ставка по доходам составляет более 100 тыс. В месяц – 30%, менее – 10%. Следственно, гражданин с зарплатой в 100 000 человек получит чистый доход в размере 90 000 человек и с зарплатой 120 000 человек – только 84 000 человек.
Прогрессивные ставки часто приводят к недооценке доходов и сокращению сбора сборов. Многие компании переводят продукцию в страны с более благоприятным налоговым режимом.
В России первая своеобразная попытка ввести подоходное прогрессивное обложение относится к 1810 г. Когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет и вызвала резкое падение курса бумажного рубля, обложены были помещики; обложение начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10 % чистого дохода. После окончания войны с Наполеоном, когда опасность миновала, и военный энтузиазм помещичьего класса остыл, поступления стали быстро сокращаться, и в 1820 году налог был отменен [1].
К началу ХХ века прогрессивный подоходный налог был введён во многих европейских странах. В США прогрессивное налогообложение было введено в 1913 году.
В России подоходный налог (по прусскому образцу) был установлен царским правительством 6 апреля 1916 г. и должен был вступить в силу с 1917 года. Но в планы правительства вмешалась сначала Февральская, а затем и Октябрьская революция, и закон о подоходном налоге фактически не вступил в действие. В последующие годы был издан целый ряд декретов, направленных на развитие и дополнение «Положения о подоходном налоге». Лишь Декретом от 23 ноября 1922 года (опубликован 16 ноября) налогообложение было реформировано [3].
На данный момент в РФ существует плоская шкала налогообложения.
Не так давно в выдвинутом законопроекте, были рассмотрены особенности внедрения и развития прогрессивной шкалы налогообложения в зависимости от дохода, полученного физическим лицом за отчетный период. На основании этого документа, общая база прибыли делится на несколько категорий, каждой из которых присваивается своя определенная ставка налога. При переходе с одной категории на другую, обложению подлежит лишь разница дохода, превышающая максимальное значение от предыдущей категории.
В данном случае, расчет будет производиться следующим образом:
· для категории лиц, с годовым доходом до 60 тыс. рублей оплачивают 5% подоходного налога. По предварительным данным, около 13% населения подходит под параметры этой категории и поступление в казну государства от них составит не менее 24 млрд руб.;
· для категории 60–600 тыс. руб. ставка находится в пределах 15%. Планируемый доход государства от этого – 90 млрд руб.;
· 600 тыс.–3 млн руб. будет облагаться по ставке 25% и принесет бюджету 60 млрд;
· 3–12 млн руб. соответствует ставке 35%. В казну от этого поступят около 85 млрд руб.;
· для лиц, доход которых превышает 12 млн, обложение будет производиться под самую высокую ставку 45%, что дополнит бюджет страны на 65 млрд руб.
Несмотря на предполагаемый высокий доход от прогрессивной системы, ставки на подоходный налог не изменятся.
Правительство России отказалось от внедрения данной системы, предпочитая работать с единой ставкой для всей прибыли в размере 13%. Но, было озвучено, что отказ лишь временный – через несколько лет возможность внедрения прогрессивной шкалы будет рассмотрена, но уже с откорректированными ставками.
Отклонение предложения было обосновано большой затратностью, внедрения системы, потери больших ресурсов, замещение которых невозможно поступлением средств с прогрессивной системой.
Уже на данный момент действующая программа налогообразования показывает свою неэффективность. Прогнозы будущего активного роста бюджетных расходов, скорее всего, приведет именно к необходимости использования прогрессивного налогообложения.
Если проанализировать всё вышесказанное, то можно сделать следующий вывод, что прогрессивная шкала налогообложения – это довольно мощный регулятор социального неравенства и источник дополнительного дохода в бюджет.