Статья:

Таможенный контроль с применением инспекционно-досмотровых комплексов в рамках системы управления рисками странами Таможенного союза

Конференция: XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Портнова В.Р. Таможенный контроль с применением инспекционно-досмотровых комплексов в рамках системы управления рисками странами Таможенного союза // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(47).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Таможенный контроль с применением инспекционно-досмотровых комплексов в рамках системы управления рисками странами Таможенного союза

Портнова Виктория Руслановна
студент 3 курса факультета таможенного дела, Российская таможенная академия Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал, РФ, г. Санкт-Петербург
Афонин Дмитрий Николаевич
научный руководитель, профессор кафедры ТСТК и криминалистики, Российская таможенная академия Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал, РФ, г. Санкт-Петербург

 

В данной работе проведен анализ особенностей и эффективности совместного применения СУР и ИДК таможенными органами Российской Федерации, отмечены проблемы и найдены пути их разрешения, основным из которых является установление единых требований по обмену информацией и опыту применения ИДК между членами ТС в рамках системы управления рисками. Автором определены основные направления дальнейшего развития и совершенствования создаваемой системы таможенного контроля.

В трех государствах, изначально сформировавших таможенный союз, далее именуемый ТС, на данный момент существует система управления рисками (СУР), но между собой они различаются по условиям исполнения, наполняемости и содержанию. По мимо всего этого, в сопряжении с СУР во всех странах участницах таможенного союза применяются технические средства таможенного контроля, и в том числе одни из них — это инспекционно-досмотровые комплексы, именуемые далее, как ИДК.

Существующие единые требования по обмену информацией и опыту применения инспекционно-досмотровых комплексов между странами участницами ТС в рамках сур, на данный момент является актуальным вопросом эффективного функционирования ТС.

Очень важное место в системе таможенного контроля занимают современные технические средства таможенного контроля, которые в свою очередь значительно повышают качество таможенного контроля. К таким средствам таможенного контроля в первую очередь можно отнести ИДК.

Полученное с помощью ИДК рентгеновское изображение товаров и транспортных средств позволяет идентифицировать перемещаемые товары, просмотреть узлы и агрегаты транспортного средства, обнаружить в них предметы, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства. При эксплуатации инспекционно-досмотровых комплексов, очень пристальное внимание уделяется повышение эффективности их использования на основе сочетания двух важных составляющих, а именно интенсивность эксплуатации данного вида технического средства, и предупреждение различных видов правонарушений [1, с.12].

В настоящий момент применение инспекционно-досмотровых комплексов, при проведении таможенных осмотров недостаточно эффективно. Например, в регионе деятельности СЗТУ, а именно на постах где они эксплуатируются, показатель их использования не превышает 30 %. В данных условия, с целью повышения эффективности применения данного средства таможенного контроля, применяется так называемый принцип выборочности, в том числе с непосредственным применением СУР. Для принятия решения по проведению таможенного досмотра с применением ИДК, должностные лица таможенных органов руководствуются критериями, которые установлены Методическими рекомендациями по применению так называемых «интуитивных профилей рисков».

Основными признаками, при наличии которых принимается решение о проведении осмотра с использованием ИДК, являются [2, с. 21]:

1)  по особенностям транспортировки товаров:

·       незначительная загрузка грузового отсека транспортного средства или загрузка транспортного средства значительно меньше его грузоподъемности;

·       товар перевозится в упаковке, не характерной для данного вида товара;

·       товарная партия представляет собой сборный груз, состоящий из товаров риска и товаров прикрытия, или перемещаются товары с различными требованиями к условиям транспортировки.

2)  по транспортным средствам, на которых осуществляется транспортировка товаров:

·       неравномерное распределение нагрузок на оси транспортного средства (прицеп, полуприцеп), загруженного однородным товаром;

·       общий фактический вес транспортного средства с товаром превышает вес транспортного средства и перемещаемых в его грузовом отделении товаров, определенный на основании документов.

3) по документам, представленным таможенному органу:

·       при прибытии товаров и транспортных средств перевозчиком предоставляются документы, оформленные ненадлежащим образом;

·       вес единицы товаров, указанный в представленных документах, не является характерным для данного товара или идентичных, однородных товаров и др.

4)  по таможенным процедурам:

·  помещение товаров под режим реэкспорта в упрощенном порядке (в случаях нахождения товаров в пунктах пропуска);

·  прибытие на таможенную территорию Российской Федерации товаров, ранее вывезенных с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом реэкспорта и т.д.

К основному спектру проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при выполнении общих задач по эффективному использованию ИДК, можно отнести:

1)  Конкретная необходимость решения одновременно двух задач, а именно обеспечения постоянного потока проверяемых потоков на ИДК, при этом не создавая значительных очередей, и обеспечение целенаправленного выбора объектов на основе применения СУР.

2) Отсутствие взаимного обмена информацией между членами ТС, что может приводить к повторному осмотру объектов, и соответственно отвлекает силы и средства, вызывает нарекания и увеличивает издержки при таможенном оформлении и таможенном контроле участников ВЭД.

3)  Необходимость постоянного повышения квалификации операторов ИДК, которые осуществляют непосредственный анализ полученного изображения.

Отсутствие взаимного обмена информацией между членами ТС, что может приводить к повторному осмотру объектов, и соответственно отвлекает силы и средства, вызывает нарекания и увеличивает издержки при таможенном оформлении и таможенном контроле участников ВЭД [3, с. 7].

Решение существующих на данный момент конкретных проблем, бесспорно, позволит увеличить область охвата конкретных товаров и транспортных средств которые попадают под непосредственный таможенный контроль с использованием ИДК.

Важным показателем эффективности использования ИДК будет являться декриминализация внешнеэкономической деятельности, что еще более актуально с учетом реализации концепции переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе РФ.

Таким образом, до того момента, пока осмотр товаров с применением ИДК не будет охватывать весь спектр товаров, которые перемещаются через таможенную границу Таможенного союза, применение данного средства таможенного контроля будет оставаться одним из основных инструментов предотвращения случаев нарушения таможенного законодательства ТС.

 

Список литературы:
1. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 2225-р // Российская газета. 20 января 2006.
2. Приказ ФТС России от 24 января 2005 года № 52 «Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств».
3. Материалы расширенного заседания коллегии СЗТУ «О результатах оперативно-служебной деятельности таможенных органов СЗТУ в 2016 году и задачах на 2017 год».