Статья:

Влияние изменений законодательства о страховых взносах на ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях

Конференция: XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Шутро Е.Н. Влияние изменений законодательства о страховых взносах на ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(47).pdf (дата обращения: 19.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние изменений законодательства о страховых взносах на ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях

Шутро Елизавета Николаевна
магистрант, кафедра бухгалтерского учета, Сургутский Государственный университет, РФ, г. Сургут

 

В статье рассматривается влияние увеличения страховых взносов на предприятия малого бизнеса и возможные их последствия.

В настоящее время проблемы малого бизнеса в России, особенно в таком важном аспекте, как налогообложение, остаются наиболее волнующими, как органы государственной власти, так и сами субъекты малого предпринимательства. Ввиду данных фактов актуальность темы неопровержима.

Целью моей работы является оценка влияния изменения страховых взносов на малый бизнес.

В целях преодоления последствий мирового финансового кризиса все чаще на государственном уровне, в предпринимательской и профессиональной среде говорится о необходимости выбора эффективных инструментов налогового регулирования, снижении налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Однако на поверку оказывается, что принимаемые законодательные решения ведут, скорее, к противоположному результату, определенным образом ухудшая "налоговое положение" малого и среднего бизнеса. [5]

Основные тарифы взносов в 2017 году останутся прежними (таблица 1). При этом для расчета взносов на ОПС и на ВНиМ снова будут установлены предельные величины базы, при достижении которых будет меняться ставка для начисления взносов.

Таблица 1.

Тарифы страховых взносов на 2017 год

В ПФР на обязательное пенсионное страхование

В ФСС на страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства (ВНиМ)

в ФФОМС на ОМС

С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы

С суммы превышения установленной предельной величины базы

С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы

С суммы превышения установленной предельной величины базы

5,1%

22%

10%

2,9%

Не начисляются

 

Пониженные тарифы взносов законодатели не отменили. Но воспользоваться ими, как и раньше, смогут не все страхователи. Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2016 годом, не претерпели изменений. Однако теперь условия, которым должен соответствовать плательщик взносов, чтобы иметь право на пониженные тарифы, в НК РФ прописаны более четко и подробно (п. 4-10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Для некоторых льготников установили новые (дополнительные) требования.

Кроме того, в отношении многих категорий плательщиков в НК прямо указано, что при несоблюдении указанных условий организация или ИП утрачивает право на применение пониженных тарифов с начала расчетного периода, т. е. календарного года [1].

Но больше всего пострадали индивидуальные предприниматели. С 2014 года вышел новый закон. Если ИП за год заработает больше 300 тысяч рублей (это значение пока не изменилось), то он должен будет дополнительно перечислить на ОПС 1% от суммы доходов, превысивших это значение. Стоит отдельно отметить, что 1% облагается не прибыль предпринимателя, а весь его доход (таблица 2).

Таблица 2.

Обязательные платежи ИП

Вид взноса

Сумма

Фиксированный платеж в ФФОМС

4 590 руб. (7500 руб. х 12 мес. х 5,1%)

Фиксированный платеж в ПФР, если сумма годового дохода ИП не превысила 300 000 руб.

23 400 руб. (7500 руб. х 12 мес. х 26%)

Доплата в ПФР, если сумма годового дохода ИП превысила 300 000 руб.

1% от суммы годового дохода ИП, уменьшенного на 300 000 руб., но не более 163 800 руб.
Максимальная сумма взносов, уплачиваемых ИП в ПФР в 2017 году, – 187 200 руб. (8 х 7500 руб. х 12 мес. х 26%). За вычетом фиксированного платежа в ПФР получается 163 800 руб. (187 200 руб. – 23 400 руб.)

 

Хотя с 2017 года все функции по контролю за уплатой взносов (кроме взносов за травматизм) переходят к ФНС, осталась отчётность, которую надо сдавать в фонды.

В Пенсионный фонд:

·       ежемесячная СЗВ-М – не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным (ранее было до 10 числа);

·       раз в год сведения персонифицированного учета (форма пока не разработана) – первая сдача такой отчётности не позднее 1 марта 2018 года за 2017.

В Фонд социального страхования:

·       обновлённая форма 4-ФСС, сроки сдачи те же – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом (на бумажном носителе) и не позднее 25-го числа для электронной отчётности (при количестве работников более 25 человек) [2].

Такие нововведения могут сильно ударить по всему сегменту малого бизнеса. Нагрузка на фонд оплаты труда предприятий возрастет в 2,4 раза, к тому же в неравные условия с ними будут поставлены предприятия, использующие общие режимы налогообложения, - их нагрузка возрастет только в 1,3 раза. Предприятия, которые попадут под такое налоговое давление, неизбежно начнут применять схемы «налоговой оптимизации», количество инвестиций уменьшится, заметно сократится доходная часть бюджета, зарплата снова «уйдет в тень», что приведет к сокращению количества рабочих мест, и, как следствие, уменьшится поступление налогов на доходы физических лиц. Истинная прибыль организаций будет скрываться все чаще, а в результате многие малые предприятия будут вынуждены уйти с рынка [4].

В нынешней сложной экономической ситуации по причине сбоя денежных потоков, которые являются кровеносной системой в экономике, налоговые изменения, намеченные на 2017–2018 годы, могут привести не только к возврату серых и черных схем налоговой оптимизации, но и к банкротству только что оживших предприятий.

 

Список литературы:
1. Информация Минфина России от 19 июля 2011 г. № ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ».
2. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 3 июля 2016 г. № 396-ФЗ) //Информационно-правовой портал «ГАРАНТ».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
4. Мялкина А. Ф., Трегубова В. М. Гармонизация учетной политики организации в условиях МСФО // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. – № 4. 
5. Чернышова О. Н. Основные подходы к совершенствованию налогообложения в России // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. – № 1-2. – С. 235–239.