Влияние изменений законодательства о страховых взносах на ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях
Секция: Экономика
XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Влияние изменений законодательства о страховых взносах на ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях
В статье рассматривается влияние увеличения страховых взносов на предприятия малого бизнеса и возможные их последствия.
В настоящее время проблемы малого бизнеса в России, особенно в таком важном аспекте, как налогообложение, остаются наиболее волнующими, как органы государственной власти, так и сами субъекты малого предпринимательства. Ввиду данных фактов актуальность темы неопровержима.
Целью моей работы является оценка влияния изменения страховых взносов на малый бизнес.
В целях преодоления последствий мирового финансового кризиса все чаще на государственном уровне, в предпринимательской и профессиональной среде говорится о необходимости выбора эффективных инструментов налогового регулирования, снижении налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Однако на поверку оказывается, что принимаемые законодательные решения ведут, скорее, к противоположному результату, определенным образом ухудшая "налоговое положение" малого и среднего бизнеса. [5]
Основные тарифы взносов в 2017 году останутся прежними (таблица 1). При этом для расчета взносов на ОПС и на ВНиМ снова будут установлены предельные величины базы, при достижении которых будет меняться ставка для начисления взносов.
Таблица 1.
Тарифы страховых взносов на 2017 год
В ПФР на обязательное пенсионное страхование |
В ФСС на страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства (ВНиМ) |
в ФФОМС на ОМС |
||
С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы |
С суммы превышения установленной предельной величины базы |
С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы |
С суммы превышения установленной предельной величины базы |
5,1% |
22% |
10% |
2,9% |
Не начисляются |
Пониженные тарифы взносов законодатели не отменили. Но воспользоваться ими, как и раньше, смогут не все страхователи. Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2016 годом, не претерпели изменений. Однако теперь условия, которым должен соответствовать плательщик взносов, чтобы иметь право на пониженные тарифы, в НК РФ прописаны более четко и подробно (п. 4-10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Для некоторых льготников установили новые (дополнительные) требования.
Кроме того, в отношении многих категорий плательщиков в НК прямо указано, что при несоблюдении указанных условий организация или ИП утрачивает право на применение пониженных тарифов с начала расчетного периода, т. е. календарного года [1].
Но больше всего пострадали индивидуальные предприниматели. С 2014 года вышел новый закон. Если ИП за год заработает больше 300 тысяч рублей (это значение пока не изменилось), то он должен будет дополнительно перечислить на ОПС 1% от суммы доходов, превысивших это значение. Стоит отдельно отметить, что 1% облагается не прибыль предпринимателя, а весь его доход (таблица 2).
Таблица 2.
Обязательные платежи ИП
Вид взноса |
Сумма |
Фиксированный платеж в ФФОМС |
4 590 руб. (7500 руб. х 12 мес. х 5,1%) |
Фиксированный платеж в ПФР, если сумма годового дохода ИП не превысила 300 000 руб. |
23 400 руб. (7500 руб. х 12 мес. х 26%) |
Доплата в ПФР, если сумма годового дохода ИП превысила 300 000 руб. |
1% от суммы годового дохода ИП, уменьшенного на 300 000 руб., но не более 163 800 руб. |
Хотя с 2017 года все функции по контролю за уплатой взносов (кроме взносов за травматизм) переходят к ФНС, осталась отчётность, которую надо сдавать в фонды.
В Пенсионный фонд:
· ежемесячная СЗВ-М – не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным (ранее было до 10 числа);
· раз в год сведения персонифицированного учета (форма пока не разработана) – первая сдача такой отчётности не позднее 1 марта 2018 года за 2017.
В Фонд социального страхования:
· обновлённая форма 4-ФСС, сроки сдачи те же – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом (на бумажном носителе) и не позднее 25-го числа для электронной отчётности (при количестве работников более 25 человек) [2].
Такие нововведения могут сильно ударить по всему сегменту малого бизнеса. Нагрузка на фонд оплаты труда предприятий возрастет в 2,4 раза, к тому же в неравные условия с ними будут поставлены предприятия, использующие общие режимы налогообложения, - их нагрузка возрастет только в 1,3 раза. Предприятия, которые попадут под такое налоговое давление, неизбежно начнут применять схемы «налоговой оптимизации», количество инвестиций уменьшится, заметно сократится доходная часть бюджета, зарплата снова «уйдет в тень», что приведет к сокращению количества рабочих мест, и, как следствие, уменьшится поступление налогов на доходы физических лиц. Истинная прибыль организаций будет скрываться все чаще, а в результате многие малые предприятия будут вынуждены уйти с рынка [4].
В нынешней сложной экономической ситуации по причине сбоя денежных потоков, которые являются кровеносной системой в экономике, налоговые изменения, намеченные на 2017–2018 годы, могут привести не только к возврату серых и черных схем налоговой оптимизации, но и к банкротству только что оживших предприятий.