Статья:

К вопросу о поводах для возбуждения уголовного дела

Конференция: XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Водопьянова Е.А. К вопросу о поводах для возбуждения уголовного дела // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(47).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 205 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о поводах для возбуждения уголовного дела

Водопьянова Екатерина Александровна
студент 3 курса, Государственное бюджетное образовательное учреждение Юридический колледж, РФ, г. Москва
Александрова Надежда Владимировна
научный руководитель, преподаватель, Государственное бюджетное образовательное учреждение Юридический колледж, РФ, г. Москва

 

Уголовный процесс, как урегулированная законом деятельность, а вместе с тем и деятельность, которая начинается на стадии возбуждения уголовного дела, возникают лишь при наличии двух условий - повода и основания.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) не даёт понятия повода для возбуждения уголовного дела ни в ст. 5 УПК РФ, где закреплены основные понятия, используемые в УПК РФ, ни в ст. 140 УПК РФ, где даётся перечень поводов для возбуждения уголовного дела.

В науке уголовного процесса присутствует неоднозначное определение повода. Поводы определяются разными учёными как «носители информации» (А.В. Гриненко), как «установленный законом источник информации» (В.П. Божьев), как «предусмотренный УПК РФ источник первичной информации о готовящемся или совершённом деянии (действии или бездействии), содержащем признаки конкретного состава преступления» (Б.Т. Безлепкин), как «источник осведомлённости органа дознания, следователя или прокурора о готовящемся, совершаемом и совершённом преступлении» (А.П. Рыжаков), как юридические факты (Н.В. Жогин, Ф.Н. Фаткуллин). Анализ приведённых мнений демонстрирует, что учёные отдают предпочтение поводу как источнику информации именно с практической точки зрения.

Не любой источник информации о преступлении, который получен компетентными органами, даёт начало возникновению уголовно-процессуальных правоотношений, а именно тот, который надлежащим образом оформлен, то есть соответствует уголовно-процессуальной форме (п. 43 ст. 5, ст. 140 УПК РФ). Данные о признаках совершённого или готовящегося преступного деяния могут быть исключительно получены уполномоченными государственными органами и их должностными лицами из предусмотренных уголовно-процессуальным законом источников, которые обозначены в УПК РФ как поводы для возбуждения уголовного дела (ч. 1, ч. 1.2 ст. 140 УПК РФ). На сегодняшний день законодательством детально регулируется порядок приёма и содержание первых трёх видов источников информации для возбуждения уголовного дела: заявления о преступлении; явки с повинной и сообщения о совершённом или готовящемся преступлении, которое получено из иных источников. Характеристике каждого из этих поводов посвящены ст. ст. 141,142,143 УПК РФ.

Из числа 100 изученных мною при прохождении практики уголовных дел, наиболее часто встречающимся поводом является заявление о преступлении (63%). Заявление подлежит регистрации и рассмотрению (проверке) компетентными должностными лицами. Регистрация анонимных заявлений не осуществляется, за исключением случаев, когда в них содержатся сведения о признаках совершённого или готовящегося террористического акта. Подавляющее число заявлений принимаются в дежурных частях ОМВД. Приём заявлений осуществляется круглосуточно, вне зависимости от места и времени совершения преступления и территории обслуживания ОМВД.

Вторым поводом для возбуждения уголовного дела является явка с повинной. В практической деятельности этот повод встречается реже, чем другие. Явка с повинной имеет место, если лицо в письменном либо устном виде добровольно сообщило органу, который осуществляет уголовное преследование, о совершённом им либо с его участием преступлении.

Ещё одним немаловажным поводом для возбуждения уголовного дела является сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, которое получено из иных источников. Это положение носит обобщающий характер, оно охватывает большое количество возможных ситуаций, когда в правоохранительных органах получают информацию о преступлении. При получении указанного сообщения составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Рапорт оформляется, когда компетентные органы обнаруживают признаки преступления в ходе осуществления своих должностных обязанностей. Помимо этого, признаки преступления могут быть обнаружены во многих других случаях, к примеру, в ходе осуществления административной деятельности участковыми уполномоченными полиции, патрульно-постовой службы, уголовного розыска и иных служб, которые первые сталкиваются с преступными деяниями уголовного мира; таможенного контроля инспекторами таможенных органов РФ; в опубликованных в печати статьях, которые содержат сведения о преступлениях, а кроме того из телефонограмм, которые поступили из больниц. В особенностях данного повода лежит непосредственность обнаружения признаков преступления уполномоченными на то органами. Значительное количество уголовных дел возбуждаются по непосредственному обнаружению сотрудниками правоохранительных органов (22% из числа изученных на практике дел). В системе органов внутренних дел оформление сообщений о преступлениях в форме рапорта предусмотрено приказом МВД России от 29.08.2014 № 736 [4].

С момента вступления в силу УПК РФ в 2002 году, в статью 140 УПК РФ трижды были внесены изменения. В 2010 году часть первая данной статьи была дополнена пунктом 4, затем был введён, а после утратил силу пункт 1.1 части первой ст. 140 УПК РФ, а в 2014 году вышеназванная статья была дополнена частью 1.2. Поводы, которые предусмотрены п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ «постановления прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании» и дополненная новой частью 1.2 статья 140 УПК РФ, в соответствии с которой «поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьёй 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела», и будут предметом исследования в нашей статье. Сразу хотелось бы отметить, что порядок приёма данных поводов уголовно-процессуальным законом не регулируется.

Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании предполагает собой сравнительно новый повод с целью возбуждения уголовного дела. Данный повод был введён Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ [8] в связи с ограничением полномочий прокурора возбуждать уголовные дела на рассматриваемой стадии. Поскольку при осуществлении прокурором проверок им могут быть получены материалы, которые указывают на признаки преступного деяния, а правом возбуждения уголовных дел прокурор был лишен, ч. 1 ст. 140 УПК РФ и была дополнена названным выше поводом. Постановление прокурора о направлении материалов в органы предварительного следствия или дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, считается достаточно противоречивым. Если постановление прокурора направлено в орган дознания, то в таком случае, на основании полномочий прокурора, которые закреплены в ст. 37 УПК РФ, данное постановление для дознавателя считается обязательным для выполнения, вне зависимости от того отражены ли в нём все без исключения основания для возбуждения уголовного дела или нет. Так же в этом случае опускается вопрос о достаточности оснований. Помимо этого, осуществлять проверку оснований, которые изложены в постановлении прокурора, дознаватель не будет, в силу его процессуальной подчинённости прокурору в уголовном процессе. Совершенно иначе происходит в том случае, если постановление прокурора о направлении материалов поступает к следователю. Следователь, имея процессуальную подчинённость только руководителю следственного органа, проводит проверку всех без исключения оснований, которые изложены в постановлении прокурора, выполняя доследственную проверку определённого повода. А в случае, если основания не достаточны, следователь может отказать в возбуждении уголовного дела с одной предусмотренной законом особенностью - только с согласия руководителя следственного органа, в соответствии с ч. 1.1 ст. 148 УПК РФ. Полагаем, что постановление прокурора - это законное требование прокурора, и оно должно быть обязательным для органов предварительного расследования при принятии соответствующего решения.

Рассмотрим более подробно повод для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьёй 172.1 УК РФ [6]. Потребность его введения в перечень поводов статьи 140 УПК РФ обусловлена следующими фактами. Согласно Федеральному закону от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» [9] функции по регулированию и надзору за участниками всех секторов финансового рынка, были переданы Центральному банку РФ (Банку России), что привело к созданию мегарегулятора, ответственного за стабильность финансовой системы страны [2].

Для профилактики несостоятельности финансовых организаций Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 218-ФЗ Уголовный кодекс РФ был дополнен ст. 172.1 УК РФ, предусматривающей ответственность за фальсификацию финансовых документов с целью сокрытия признаков банкротства, оснований для отзыва лицензии или назначения временной администрации. Этим же Законом в ст. 140 УПК РФ был введён новый повод для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 172.1 УК РФ, в качестве которого могут выступать только материалы, направленные Банком России, а также конкурсным управляющим. По нашему мнению, добавление в ст. 140 УПК РФ частью 1.2, выделило дополнительный вид сообщений о совершённом или готовящемся преступлении, полученных из иных источников, – материалы о преступлении, предусмотренном ст. 172.1 УК РФ, которые направлены в орган предварительного расследования Центральным банком РФ в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ или конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Подчеркнём, что в отличие от всех иных перечисленных поводов, данные материалы считаются источником информации именно о преступлении, состав которого предусмотрен ст. 172.1 УК РФ.

Объективная сторона указанного преступного деяния характеризуется совершением ряда альтернативных действий: а) внесением в документы и (или) регистры бухгалтерского учёта и (или) отчётную документацию организации заведомо неполных или недостоверных сведений о сделках, об обязательствах, имуществе организации, в том числе, находящемся у неё в доверительном управлении, или о финансовом положении организации; б) подтверждением достоверности подобных сведений; в) представлением таких сведений в Центральный банк РФ; г) публикацией или раскрытием таких сведений в порядке, установленном законодательством РФ. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из вышеуказанных действий. Цель в данном случае выступает как обязательный признак субъективной стороны и заключается в сокрытии либо признаков банкротства, либо оснований для обязательного отзыва (аннулирования) у организации лицензии и (или) назначения в организации временной администрации.

Трудности квалификации данного преступления дополняются проблемами, которые связаны с особенностями возбуждения уголовного дела. Как было отмечено ранее, в соответствии с ч. 1.2 ст. 140 УПК РФ материалы обязаны быть «направлены Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации». Анализ соответствующих норм (ст. ст. 75.1 и 76.8) вышеназванного Федерального закона позволяет сделать вывод, что при несоблюдении финансовой организацией в период, определённый требованием или предписанием Банка РФ, обязывающим её устранить нарушения, которые связаны с представлением и (или) публикацией (раскрытием) отчётности, и при аргументированных предположениях о наличии действий, которые предусмотрены статьёй 172.1 УК РФ, Банк России на протяжении 3 рабочих дней со дня раскрытия указанных обстоятельств должен направить материалы в следственные органы. Согласно ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предписание об устранении нарушения подлежит исполнению кредитной организации в срок не более 45 календарных дней [7]. Процедура направления предписания детально регламентирована подзаконными актами Банка России [3]. Только лишь уже после соблюдения указанной процедуры допустимо направление материалов в правоохранительные органы.

Данный закон не даёт ответа на вопрос, способен ли Банк России обратиться в правоохранительные органы в случае выявления преступного деяния вследствие проделанной ревизии. Отсутствие непосредственного предписания на возможность направления в правоохранительные органы материалов, вероятно, не нужно рассматривать однозначно как запрет. Банк России владеет весьма обширными возможностями по собиранию данных о финансовом состоянии поднадзорных учреждений и организаций, к числу таких возможностей относятся, в том числе получение объяснений работников банка, электронных носителей, записей систем видеонаблюдения и т.п.

Провести анализ и оценку достоверности учёта (отчётности) одна из ключевых целей контроля кредитной организации [1]. Поводом для внеплановой проверки некредитных экономических организаций будет и обращение правоохранительных органов. Проверки финансовых организаций в связи с указанными обращениями проводятся на основании решений руководства Банка России. На основании изложенного, не усматривается препятствий для направления материалов в правоохранительные органы при обнаружении фальсификации бухгалтерской документации при проверке финансовой организации. Таким образом, в ч. 1.2 ст. 140 УПК РФ речь идёт о разновидности сообщения о совершённом или готовящемся преступлении, полученного из иных источников, чем указанные в ст. ст. 141 и 142 УПК РФ. Получается, что если правоохранительным органам поступает заявление о преступлении, предусмотренном ст. 172.1 УК РФ, или любой другой повод, помимо указанного в ч. 1.2 ст. 140 УПК РФ, уполномоченные органы и должностные лица не только не вправе возбуждать уголовное дело ввиду отсутствия, предусмотренного законом повода для возбуждения уголовного дела, они также не могут производить по нему предварительную проверку.

Подводя итоги проведённого исследования, отметим, что перечисленные в статье 140 УПК РФ поводы для возбуждения уголовного дела разнородны по своей природе. Защита легитимных интересов субъектов предпринимательской деятельности обязана реализовываться посредством улучшения уголовного процесса. Формирование искусственных преград с целью начала расследования способно воспрепятствовать использование норм уголовного законодательства и послужить причиной к процессуальной декриминализации деяния [5].

Все без исключения, закрепленные в уголовно-процессуальном законодательстве поводы к возбуждению уголовного дела, должны иметь равное уголовно-процессуальное значение в плане неотъемлемого их наличия с целью возбуждения уголовного дела.

 

Список литературы:
1. Инструкция Банка России от 5 декабря 2013 г. № 147-И (в ред. от 17 июля 2014 г.) «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» // Вестник Банка России. 2014. С. 23–24. 
2. Козловский П.В. Особенности возбуждения уголовного дела о фальсификации финансовых документов финансовой организации – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – http://отрасли-права.рф/article/19617. (Дата обращения: 24.06.2017).
3. Приказ Банка России от 31 марта 1997 г. № 02-139 (в ред. от 26 января 2010 г.) «О введении в действие Инструкции «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Вестник Банка России», № 23, 17.04.1997. 
4. Приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // Российская газета. № 260. 2014.
5. Рыжаков А.П. Новые повод для возбуждения уголовного дела и вид уголовного преследования: комментарий к статье 8 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – http://отрасли-права.рф/article/1933 (Дата обращения: 25.06.2017).
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.06.2017) //Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
7. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.06.2017) // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, № 28, ст. 2790.
8. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» (ред. от 04.06.2014) //Собрание законодательства РФ, 03.01.2011, № 1, ст. 16.
9. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Российская газета.