Статья:

Государственная демографическая политика и ее реализация в регионе

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Данилина В.С., Гришин Н.В. Государственная демографическая политика и ее реализация в регионе // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 03.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 76 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственная демографическая политика и ее реализация в регионе

Данилина Вероника Станиславовна
студент Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза
Гришин Николай Валентинович
студент Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза
Володина Наталья Анатольевна
научный руководитель, д-р ист. наук, доцент, профессор кафедры «Государственное управление и социология региона» Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза

 

В данной статье рассматривается реализация государственной демографической политики через целевую программу – материнский капитал как форма поддержка семьи на примере Пензенской области.

На сегодняшний день необходимым элементом государственной политики является оказание всесторонней поддержки материнства и детства в стране.

Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуру [6].

Одной из главных задач демографической политики является стимулирование рождаемости и укрепление семьи [5].

Демографическая ситуация в России на сегодняшний день нестабильна, ее показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста, свидетельствуют нам о наличии серьезных проблем области демографического развития в РФ.

Мониторинг демографических процессов - один из основных механизмов отображения реальной ситуации в стране в области демографии населения.

Разработка программ, нацеленных на стимулирование рождаемости – важная роль функции программирования государственной политики в области материнства и детства. Данные инструменты – программы, нацелены улучшить показатели рождаемости населения, поспособствуют увеличению многодетных семей в РФ, и позволят избежать демографического кризиса в стране.

Государству необходимо принимать активное участие в стабилизации и улучшении положения увеличения рождаемости, в стране исходя из того, что проблемы семьи в современной России относятся к числу ключевых в отечественном обществоведении.

Семья – это один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей.

Низкая рождаемость и отсутствие материальной поддержки семей с детьми стали рассматриваться как основные причины кризисной демографической ситуации. Многие молодые семьи не могут решиться на рождение детей не только вследствие серьезности данного шага, но и отсутствия возможностей их обеспечить, дать им достойное образование и жилье – это служит отправной точкой для разработки программ в области повышения рождаемости в стране.

Снижение численности населения наблюдается в регионе с 1991 года. За восемнадцать лет число жителей области сократилось на 195,7 тысячи человек (10,8 процента). Причиной снижения численности населения является его естественная убыль, не компенсируемая миграционным приростом. В 1992 году была зарегистрирована самая низкая рождаемость в Пензенской области.

Если проанализировать демографическую ситуацию в Пензенской области численность населения на 01.01.2016 года составляет 524 632 человек.

Рождаемость растет низкими темпами, однако она существенно не улучшает демографическую ситуацию.

Рождаемость начала повышаться с 2000 г., за 2000–2006 гг. ее показатели составили 7,3–8,6 родившихся на 1000 населения. В 2007 г. произошел скачок (9,7 чел./1000), в 2008–2014 показатели увеличивались с 10,2 до 10,9 чел./1000. Это меньше среднероссийских коэффициентов (8,6–13,3 чел./1000 в 2000–14 гг.).

В 2005 г. смертность достигла пикового значения 18,0 чел./1000, до 2014 г. показатель упал до 14,8 чел./1000. Рождений регистрруется меньше, чем смертей. Что касается ситуации в 2015–2016 годах (рисунок1) [4].

 

Рисунок 1. Число родившихся и умерших

 

За первые восемь месяцев 2015-го на свет появилось 9 436 детей, тогда как за аналогичный период прошлого года их было на 359 больше – 9 795. Естественная убыль населения, напротив, растет. За январь-август 2015-го она составила 4 318, в прошлом году было 3 659. Всего за восемь месяцев умерли 13 754 пензенца.

В 2016 году родилось на 37 человек больше, нежели в прошлом. В январе 2016 года умерло 1783 человека. Это на 6,7% меньше, чем в январе прошлого года.

Одним из важных инструментов регулирования демографической ситуации в РФ выступает государственная программа, оказывающие влияние на повышения уровня рождаемости в России – это дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей – материнский (семейный) капитал, введенный с 1 января 2007 года, который стимулирует повышения рождаемости в стране.

Основной нормативный акт, регулирующий программу материнского капитала, — это федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Данная программа является одной из самых эффективных в области улучшения демографической политике в РФ, так как основным преимуществом программы является то, что государство оказывает дополнительную помощь семьям с детьми в период сложной демографической и социально – экономической ситуации в стране – выплачивая материальные средства.

Минусом программы является то, что государство реализовывает данную программу, охватывая достаточно небольшую категорию населения – семьи, имеющие второго и последующих детей.

Сейчас в тексте документа напрямую указывается, что он применяется к правоотношениям, связанным с рождением (усыновлением) второго или последующего ребенка в период с 01.01.2007 по 31.12.2018 г.

Сумма материнского капитала в 2016 году составляет 453026 рублей. Распорядиться материнским капиталом можно по следующим направлениям:

·     На улучшение жилищных условий (покупка жилья, погашение ипотечного кредита, ремонт дома и др.)

·     Получение образования ребенком (проживание студента в общежитии образовательного учреждения; оплата услуг образовательного учреждения; оплата содержания ребенка в детском саду.

·     Формирование накопительной пенсии мамы.

·     Социальная адаптация детей – инвалидов, направление появилось в 2016 году и предполагает затраты на мероприятия по реабилитации; технические средства реабилитации (ТСР); услуги [2].

Многие регионы РФ поддержали предложение президента о введении регионального материнского капитала – это дополнение к федеральному материнскому капиталу. Каждый регион по-своему пытается помочь многодетным семьям и стимулировать рождаемость.

Обычно это денежное пособие в размере от 25, 50, 100 и более тысяч рублей, которым можно распорядиться так же, как и федеральным материнским капиталом. Однако в ряде субъектов РФ деньги регионального материнского капитала можно направить на покупку автомобиля, земли или лечение ребенка.

В других регионах муниципальные власти выдают землю при рождении второго или третьего ребенка [3].

В пределах Пензенской области семьи с двумя и более детьми продолжают использовать преимущества государственной социальной программы МК для своих нужд.

Состоянием на июль 2015 г., за 9 лет действия инициативы:

·     50 тыс. сертификатов выдано семьям.

·     12 млрд. рублей из федерального бюджета перечислено ПФР по запросам владельцев сертификатов;

·     34 тыс. семей использовали средства на улучшение условий проживания;

·     В рамках Закона № 88-ФЗ от 20.04.2015 г. о единовременной выплате 20 тыс. рублей(состоянием на октябрь 2015 г.):

·     9 тыс. заявок удовлетворено;

·     185,5 млн. рублей выплачено [1].

Что касается региональной программы материнского капитала, то Пензенская область уникальная тем, что, в отличие от многих других регионов РФ, тут не действует данная программа из-за этого жители области находятся в более проигрышных условиях, чем обитатели большинства других регионов.

У многодетных семей, проживающих в области, есть возможность получить другую однократную помощь — бесплатный земельный надел под индивидуальное жилищное строительство. Программа активирована в 2003 г. на федеральном уровне и не является только областным достоянием. В обновленном виде она существует с 01.01.13 г.

Таким образом, социальная поддержка семьи, на сегодняшний момент, является основным направлением в молодой, еще формирующейся социальной политике нашей страны.

Материнский капитал является одной из самых эффективных в области улучшения демографической политике в РФ, так как основным преимуществом программы является то, что государство оказывает дополнительную помощь семьям с детьми в период сложной демографической и социально-экономической ситуации в стране – выплачивая материальные средства.

Результат реализации федеральной программы материнского капитала в Пензенской области для увеличения рождаемости служит, несомненно, положительным инструментом государственной политики в области поддержки материнства и детства, так как материальная помощь крайне важна для улучшения качества жизни семей с детьми.

 

Список литературы:
1. Материнский капитал в Пензенской области. Режим доступа. – URL: http://pro-materinskiy-kapital.ru/regionalniy/v-penze-i-penzenskoj-oblasti/ (Дата обращения 20.10.16).
2. О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей: федеральный закон от 27 декабря 2006 г. №256-ФЗ // – [Электронный ресурс] Дата обновления: 14.03.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» – 2016.
3. Официальный сайт: материнский капитал. Режим доступа. — URL: http://materinskij-kapital.ru/ (Дата обращения 20.10.16).
4. Федеральная служба государственной статистики. Пензастат. Рождаемость и смертность. Режим доступа. – URL:http://pnz.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/pnz/ru/statistics/population/ (Дата обращения 20.10.16).
5. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. – 238 с.
6. Щербаков А.И., Мдинарадзе М.Г. Основы демографии и государственной политики народонаселения: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект: Культура, 2012. – 208 с.