Творчество Зинаиды Гиппиус в эмиграции
Секция: История и археология
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Творчество Зинаиды Гиппиус в эмиграции
Из-за революции 1917 года Россия потеряла практически весь свет русской интеллигенции. В эти годы начинает формироваться первая волна эмиграции или как ее начнут называть после «Белая эмиграция». Когда революция свершится, Бунин в 1918 году в статье «Интеллигенция и революция» напишет: «Чем дольше будет гордиться и ехидствовать интеллигенция, тем страшнее и кровавее может стать кругом…. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию» [1]. Но некоторые не хотели ни только понимать, но и «слушать» ее. Поэтому в 1917 году Россию начали массово покидать беженцы (около 2-х миллионов людей). Больше половины общественных деятелей, философов, художников и писателей уехали или были высланы из страны. Так и Зинаида Гиппиус в 1919 году покинула Россию.
По началу чета Мережковских приняла революцию, думая, что она, возможно, избавит народ от страны, провозгласит идеи свободы, преобразит страну в новую «творческую революционную Россию». Также примечательно то, что в эти годы Зинаиду Гиппиус и ее муж тесно общались с А.Ф. Керенским, политическим и государственным деятелем, председателем Временного правительства, который сыграл не мало важную роль в русской революции. Но вскоре психология Керенского Гиппиус станет не понятна, и она разорвет с ним общение, а в марте 1918 года напишет стихотворение « Кто он?», где отзовется о нем:
Проклятой памяти безвольник,
И не герой – и не злодей,
Пьеро, болтун, порочный школьник.
Провинциальный лицедей,
Упрям, по-женски своенравен,
Кокетлив и правдиво-лжив,
Не честолюбец — но тщеславен,
И невоспитан, и труслив ... [2].
В январе 1917 года Гиппиус в дневнике «Синяя книга» напишет об обстановке на улицах страны: «здесь трудно и тяжело жить, здесь слепо жить. Светит солнце, горит снег, кажется, что ничего не происходит. А, ведь, происходит! Глухие раскаты громов. Я могу здесь только приводить в порядок мысли. Или беспорядочно отмечать новые. Но о событиях, по газетам, да еще провинциальным, в углу – я писать не могу. К вопросам «по существу» я уже не буду возвращаться. Только – о данном часе истории и о данном положении России и хочется говорить. Еще о том, как бессильно мы, русские сознательные люди, враждуем друг с другом ... не умея даже сознательно определить свою позицию и найти для нее соответственное имя» [3]. Также примечательно то, что в стихотворении «Петроград», написанное в 1914 году, поэтесса предчувствует страшные дни России:
Кто посягнул на детище Петрово?
Кто совершенное деянье рук
Смел оскорбить, отняв хотя бы слово,
Смел изменить хотя б единый звук?
Не мы, не мы ... Растерянная челядь,
Что, властвуя, сама боится нас!
Все мечутся да чьи-то ризы делят,
И всё дрожат за свой последний час [4].
Но Гиппиус верит, что «Медный Вождь» восстанет и даст отпор изменникам, но увы. Свершилась революция в феврале 1917 года.
Дневник поэтессы «Синяя книга» рисует картину страны, которая впадает в пучины отчаяния и безумия. Так практически каждая февральская запись кончается словами «Бедная Россия! Опомнись». Повествование в дневнике сумбурное, отрывистое, в нем написано все самое главное и значимое, что происходило в начале революции. А потом Гиппиус в стихотворении «Сейчас», которое датировано 9 ноября 1917 года напишет:
Как скользки улицы отвратные,
Какая стыдь!
Как в эти дни невероятные
Позорно – жить!
Лежим, заплеваны и связаны
По всем углам.
Плевки матросские размазаны
У нас по лбам [5].
Теперь революция для нее это не что-то хорошее, что может освободить людей и встряхнуть власть от застоя, а нечто грязное и кровавое, что превратило народ в «мертвые кости, на которые идет снег». Но все же в поэтессе есть надежда на возрождение ее любимой страны. Эта мысль выражена в стихотворение «Нет», особенно это видно в последней строфе:
И мы не погибнем, – верьте!
Но что нам наше спасенье:
Россия спасется, – знайте!
И близко ее воскресенье [6].
В июне 1919 года Гиппиус напишет «Черную книжку», в которой будут запечатлены множество фактов и сцены жизни русской интеллигенции. А отдельное место будут занимать описание расстрелов офицеров и дворян.
И именно не желание терпеть эту муку и грязь в конце 1917 года Зинаида Гиппиус и ее муж планируют бежать из страны, но только в декабре 1919 года они покинули Петроград. Чувства поэтессы при расставании с любимой страной выражены в стихотворении «Отъезд»:
До самой смерти ... Кто бы мог думать?
(Санки у подъезда. Вечер. Снег.)
Никто не знал. Но как было думать,
Что это — совсем? Навсегда? Навек? [7].
Сначала Гиппиус с Мерижковским обосновались в Минске, где они писали политические статьи и читали лекции. Но в этом городе они были значительно не долго, в середине 1920 года переехали в Варшаву. В Варшаве Гиппиус посвятила себя полностью активной политической деятельности, а главная ее цель была – борьба против большевиков. А в лице Польше она видела союзника, который, объединившись с Россией, может свергнуть власть революционного течения, захватившего ее родную страну. Но после перемирия России и Польши в октябре 1920 года было официально запрещено русским людям на территории Польши критиковать власть большевиков. Гиппиус поняла, что «русскому делу» в этой стране больше делать нечего, в конце 1920 года она с мужем переезжает в Париж.
В Париже Гиппиус тоскует по родине, ее стихи приобретают темы отчаяния, разочарования и бессмыслицы жизни. В 20-е годы поэтесса пыталась понять новый мир и нового человека, особенно то, чем он жив и что для него истина. Однако эта самая истина от Гиппиус постоянно ускользала.
В 1926 году Зинаида Гиппиус напишет стихотворение «Неотступное», которое звучит, как просьбы к богу о возрождении России из пепла. Затем выйдет еще одно стихотворение, в котором она желает увидеть последний раз свою любимую страну:
Господи, дай увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию.
Как Симеону увидеть
Дал Ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай увидеть
Родную мою Россию.
Так период эмиграции в жизни Зинаиды Гиппиус был самым тяжелым, и можно сказать, страшным временем. Она потеряла родную страну из-за нового политического движения, друзей, которые поддерживали революция, но не поддерживали саму поэтессу. Октябрьская революция разделила жизнь поэтессы на «до» и «после». Ей пришлось скитаться по разным странам и продвигать свои идеи среди таких же иммигрантов, как и она сама. Но все же Зинаида Гиппиус никогда не переставала любить свою страну, она верила, что когда-то «Россия вспрянет ото сна», власть большевиков будет свергнута и наступит новый мир.