Статья:

Творчество Зинаиды Гиппиус в эмиграции

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: История и археология

Выходные данные
Бережная В.В. Творчество Зинаиды Гиппиус в эмиграции // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Творчество Зинаиды Гиппиус в эмиграции

Бережная Виолетта Витальевна
студент, Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Кравец Виктория Сергеевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доц., Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Из-за революции 1917 года Россия потеряла практически весь свет русской интеллигенции. В эти годы начинает формироваться первая волна эмиграции или как ее начнут называть после «Белая эмиграция». Когда революция свершится, Бунин в 1918 году в статье «Интеллигенция и революция» напишет: «Чем дольше будет гордиться и ехидствовать интеллигенция, тем страшнее и кровавее может стать кругом…. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию» [1]. Но некоторые не хотели ни только понимать, но и «слушать» ее. Поэтому в 1917 году Россию начали массово покидать беженцы (около 2-х миллионов людей). Больше половины общественных деятелей, философов, художников и писателей уехали или были высланы из страны. Так и Зинаида Гиппиус в 1919 году покинула Россию.

По началу чета Мережковских приняла революцию, думая, что она, возможно, избавит народ от страны, провозгласит идеи свободы, преобразит страну в новую «творческую революционную Россию». Также примечательно то, что в эти годы Зинаиду Гиппиус и ее муж тесно общались с А.Ф. Керенским, политическим и государственным деятелем, председателем Временного правительства, который сыграл не мало важную роль в русской революции. Но вскоре психология Керенского Гиппиус станет не понятна, и она разорвет с ним общение, а в марте 1918 года напишет стихотворение « Кто он?», где отзовется о нем:

Проклятой памяти безвольник,

И не герой – и не злодей,

Пьеро, болтун, порочный школьник.

Провинциальный лицедей,

 

Упрям, по-женски своенравен,

Кокетлив и правдиво-лжив,

Не честолюбец — но тщеславен,

И невоспитан, и труслив ... [2].

В январе 1917 года Гиппиус в дневнике «Синяя книга» напишет об обстановке на улицах страны: «здесь трудно и тяжело жить, здесь слепо жить. Светит солнце, горит снег, кажется, что ничего не происходит. А, ведь, происходит! Глухие раскаты громов. Я могу здесь только приводить в порядок мысли. Или беспорядочно отмечать новые. Но о событиях, по газетам, да еще провинциальным, в углу – я писать не могу. К вопросам «по существу» я уже не буду возвращаться. Только – о данном часе истории и о данном положении России и хочется говорить. Еще о том, как бессильно мы, русские сознательные люди, враждуем друг с другом ... не умея даже сознательно определить свою позицию и найти для нее соответственное имя» [3]. Также примечательно то, что в стихотворении «Петроград», написанное в 1914 году, поэтесса предчувствует страшные дни России:

Кто посягнул на детище Петрово?

Кто совершенное деянье рук

Смел оскорбить, отняв хотя бы слово,

Смел изменить хотя б единый звук?

 

Не мы, не мы ... Растерянная челядь,

Что, властвуя, сама боится нас!

Все мечутся да чьи-то ризы делят,

И всё дрожат за свой последний час [4].

Но Гиппиус верит, что «Медный Вождь» восстанет и даст отпор изменникам, но увы. Свершилась революция в феврале 1917 года.

Дневник поэтессы «Синяя книга» рисует картину страны, которая впадает в пучины отчаяния и безумия. Так практически каждая февральская запись кончается словами «Бедная Россия! Опомнись». Повествование в дневнике сумбурное, отрывистое, в нем написано все самое главное и значимое, что происходило в начале революции. А потом Гиппиус в стихотворении «Сейчас», которое датировано 9 ноября 1917 года напишет:

Как скользки улицы отвратные,

Какая стыдь!

Как в эти дни невероятные

Позорно – жить!

 

Лежим, заплеваны и связаны

По всем углам.

Плевки матросские размазаны

У нас по лбам [5].

Теперь революция для нее это не что-то хорошее, что может освободить людей и встряхнуть власть от застоя, а нечто грязное и кровавое, что превратило народ в «мертвые кости, на которые идет снег». Но все же в поэтессе есть надежда на возрождение ее любимой страны. Эта мысль выражена в стихотворение «Нет», особенно это видно в последней строфе:

И мы не погибнем, – верьте!

Но что нам наше спасенье:

Россия спасется, – знайте!

И близко ее воскресенье [6].

В июне 1919 года Гиппиус напишет «Черную книжку», в которой будут запечатлены множество фактов и сцены жизни русской интеллигенции. А отдельное место будут занимать описание расстрелов офицеров и дворян.

И именно не желание терпеть эту муку и грязь в конце 1917 года Зинаида Гиппиус и ее муж планируют бежать из страны, но только в декабре 1919 года они покинули Петроград. Чувства поэтессы при расставании с любимой страной выражены в стихотворении «Отъезд»:

До самой смерти ... Кто бы мог думать?

(Санки у подъезда. Вечер. Снег.)

Никто не знал. Но как было думать,

Что это — совсем? Навсегда? Навек? [7].

Сначала Гиппиус с Мерижковским обосновались в Минске, где они писали политические статьи и читали лекции. Но в этом городе они были значительно не долго, в середине 1920 года переехали в Варшаву. В Варшаве Гиппиус посвятила себя полностью активной политической деятельности, а главная ее цель была – борьба против большевиков. А в лице Польше она видела союзника, который, объединившись с Россией, может свергнуть власть революционного течения, захватившего ее родную страну. Но после перемирия России и Польши в октябре 1920 года было официально запрещено русским людям на территории Польши критиковать власть большевиков. Гиппиус поняла, что «русскому делу» в этой стране больше делать нечего, в конце 1920 года она с мужем переезжает в Париж.

В Париже Гиппиус тоскует по родине, ее стихи приобретают темы отчаяния, разочарования и бессмыслицы жизни. В 20-е годы поэтесса пыталась понять новый мир и нового человека, особенно то, чем он жив и что для него истина. Однако эта самая истина от Гиппиус постоянно ускользала.

В 1926 году Зинаида Гиппиус напишет стихотворение «Неотступное», которое звучит, как просьбы к богу о возрождении России из пепла. Затем выйдет еще одно стихотворение, в котором она желает увидеть последний раз свою любимую страну:

Господи, дай увидеть!

Молюсь я в часы ночные.

Дай мне еще увидеть

Родную мою Россию.

Как Симеону увидеть

Дал Ты, Господь, Мессию,

Дай мне, дай увидеть

Родную мою Россию.

Так период эмиграции в жизни Зинаиды Гиппиус был самым тяжелым, и можно сказать, страшным временем. Она потеряла родную страну из-за нового политического движения, друзей, которые поддерживали революция, но не поддерживали саму поэтессу. Октябрьская революция разделила жизнь поэтессы на «до» и «после». Ей пришлось скитаться по разным странам и продвигать свои идеи среди таких же иммигрантов, как и она сама. Но все же Зинаида Гиппиус никогда не переставала любить свою страну, она верила, что когда-то «Россия вспрянет ото сна», власть большевиков будет свергнута и наступит новый мир.

 

Список литературы:
1. Блок А. статья «Интеллигенция и революция».
2. Гиппиус З. Стихи. Дневник 1911–1921.
3. Гиппиус З. Синяя книга 1914–1917.
4. Гиппиус З. Последние стихи (Сборник) 1918; Цикл «Война».
5. Гиппиус З. Последние стихи (Сборник) 1918.
6. Гиппиус З. Последние стихи (Сборник) 1918.
7. Гиппиус З. Последние стихи(Сборник) 1918.
8. Николюкин А. Н. Зинаида Гиппиус и ее дневники (в России и эмиграции) URL: http://gippius.com/about/nikoljukin_zinaida-gippius-i-ee-dnevniki.html#9 (Дата обращения: 12.11.2016).