Статья:

Проблемы трудоустройства студентов и выпускников ВУЗа

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Коземаслов Н.Д. Проблемы трудоустройства студентов и выпускников ВУЗа // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы трудоустройства студентов и выпускников ВУЗа

Коземаслов Николай Дмитриевич
студент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Боркова Елена Аркадьевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

В наши дни очень остро стоит вопрос о трудоустройстве выпускников ВУЗов и студентов в целом. Многие студенты после окончания ВУЗа в буквальном смысле пребывают в растерянности. Получив заветный диплом в руки а так же полную свободу действий, они не знают, куда податься, где, и самое главное – КАК искать работу по специальности.

Главное удивление для студентов – это равнодушие работодателя к красному диплому! Если в анкете напротив графы «стаж» стоит прочерк, «круглые» пятерки оказываются абсолютно бесполезными. Даже второе высшее образование и название престижного ВУЗа не гарантирует никакой защиты от безработицы.

По статистике более 75% студентов ВУЗов по окончанию обучения испытывают трудности в устройстве на работу. Проблема трудоустройства выпускников возникла еще в далеком 1990 году, после того, как было отменено централизованное распределение выпускников учебных заведений. С тех пор эта проблема приобрела социальных характер. В настоящий момент разрешения этой проблемы все еще не найдено.

Работодатели так же имеют претензии к студентам и к выпускникам ВУЗов. Их возмущает настроение выпускников и их требования. Такие претензии, как: комфортное рабочее место, удобный рабочий график, зарплата не ниже 25, 30, а то и 40 тысяч рублей (для каждого региона это своя планка), полное соблюдение Трудового кодекса Российской Федерации, четко прописанные обязанности, оплачиваемые отпускные. Не кажется ли, что это слишком большая роскошь для людей, которые вообще не имеют опыта работы? Разве не так? Такого же мнения придерживается большинство работодателей. Ведь работодатель сильно рискует, когда берет на работу «кота в мешке». Неизвестно, какие знания на самом деле получил выпускник в процессе обучения в высшем учебном заведении и сможет ли он применить их на практике. Скорее всего, что после всех «завышенных» требований молодого «специалиста» ему последует отказ.

Для того, чтобы постепенно начать решать проблемы с трудоустройства выпускников, развиваются и открываются центры занятости при ВУЗах, появляются разнообразные странички на работных сайтах о вакансиях для студентов и выпускников ВУЗов. Но это является лишь маленьким шагом на пути к исправлению ситуации.

Однако, проблема до сих пор не решена, и большинство выпускников ВУЗов из года в год сталкиваются с трудностями, связанными с трудоустройством. И наиболее продуктивным для них решением вопроса становится либо активное и целенаправленное самообразование и развитие профессиональных навыков как работника, либо обращение за помощью к профессиональным карьерным консультантам. Эти действия ведут к сокращению периода поиска работы и существенное увеличение шансов успешно трудоустроиться на наиболее выгодные для молодого специалиста позиции.

Так же огромную роль в решении проблемы трудоустройства выпускников играет грамотная государственная политика в сфере занятости молодежи, безусловно, поможет системе профессионального образования адекватно реагировать на потребности рынка труда, направлять трудовые ресурсы в необходимое, нуждающееся в квалифицированных кадрах, русло и увеличить долю выпускников, трудоустраивающихся по полученной специальности.

Важнейшим направлением такой политики является профориентационная работа среди школьников по специальностям, которые востребованы на рынке труда. К числу административных мер следует отнести введение определённого срока обязательной отработки по специальностям, подготавливаемым для государственных предприятий и бюджетных учреждений, например, для студентов педагогических вузов. Тем самым сократиться нехватка педагогических работников в школах.

Наиболее востребованные профессии в России в 2016 году.

Абитуриенты, выбирая свою будущую профессию, в первую очередь должны задуматься над тем, востребована ли его профессия на сегодняшний момент и смогут ли они после окончания вуза найти работу по специальности?

Топ 5 рейтинг направлений на рынке труда, которые пользуются наибольшим спросом, показывает следующее:

1.  IT-специалист – наиболее востребованы специалисты в области информационных технологий;

2.  Инженер-проектировщик – на рынке труда так же востребованы специалисты строительной отрасли;

3.  Педагог – нехватка учителей, сложно найти квалифицированного преподавателя;

4.  Юрист – практически в каждой организации нужны специалисты с юридическим образованием;

5.  Медик – сейчас растет потребность в медицинских работниках; особенно востребованы офтальмологи, логопеды, отоларингологи и диетологи.

Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным, она должна отражать интересы человека в сфере труда. В мировой науке и практике уже давно сформировалось и нашло реальное воплощение понимание политики занятости как инструмента наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения. Меры, направленные на помощь безработным, составляют лишь органическую часть этого более широкого контекста. Нельзя не согласиться с экспертами в том, что государству необходимо направлять средства на программы переподготовки и повышения профессиональной конкурентоспособности среди молодежи. Молодым специалистам нужно не платить пособия по безработице, а вовлекать их в активные мероприятия, учить тому, чтобы выпускники были конкурентоспособными на рынке труда. Это позволит снизить напряженность в молодежном секторе рынка труда. Реализация подобных мер является прямым инвестированием государства и регионов в будущее и поможет обеспечить социальную защищенность не только молодежи, но других категорий безработных.

В заключение можем сказать, что успехов в поиске работы в динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению. Молодым специалистам требуются значительные знания в смежных отраслях, дополнительное образование, умение быстро адаптироваться в быстроизменяющихся обстоятельствах. А также, чтобы получить достойное рабочее место и хорошую заработную плату, выпускник должен на все 100% использовать данные ему возможности образования, реализовывать свои знания, навыки и умения, быть максимально самостоятельным и, несомненно, верить в свои силы.

 

Список литературы:
1. Алпатов Г.Е., Боркова Е.А., Герман Л.А. и др. 6. 6. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ. Коллективная монография / Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт-Петербург, 2014.
2. Боркова Е.А. Анализ развития инвестиционной деятельности в Ленинградской области. Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2014. № 1 (68). С. 37–42. 
3. Боркова Е.А. Использование динамической модели оценки инвестиционного климата в управлении инвестиционными процессами. Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013. № 5 (64). С. 19–24. 
4. Боркова Е.А., Городкова С.А., Ватлина Л.В. Мониторинг экономического состояния региона на пути инновационного развития России. Монография в 2 частях / Чита, 2015. Том Часть 1. – 190с. 
5. Боркова Е.А., Городкова С.А., Ватлина Л.В. Мониторинг экономического состояния региона на пути инновационного развития России. Монография в 2 частях / Чита, 2015. Том Часть 2. – 200с.