Статья:

Этническое предпринимательство

Конференция: XXXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Киселева Е.С. Этническое предпринимательство // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(37). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/8(37).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Этническое предпринимательство

Киселева Екатерина Сергеевна
студент факультета социально-политических наук Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, РФ, г. Ярославль

 

Переход постсоветской России к рыночным отношениям способствовал активизации предпринимательской деятельности населения страны. Сформировалась достаточно многочисленная прослойка предпринимателей различного уровня, превратившаяся со временем в активную социально-политическую силу, оказывающую ощутимое влияние на происходящие в стране политические и экономические процессы. Это актуализирует проблему изучения различных факторов, оказывающих влияние на становление и развитие предпринимательства в современном российском обществе.

Этнический фактор играл внушительную роль на протяжении всей истории становления и развития предпринимательства как в России, так и в мире в целом. На сегодняшний день имеется ряд диаспор, проявляющих максимальную предпринимательскую активность за пределами своей исторической территории, причем в большинстве случаев предпринимательская активность диаспор превосходит активность их соплеменников, остающихся на родине, в экономической сфере.

Феномен этнического предпринимательства обусловливается как внутренними субъективными факторами, так и внешними, далеко не всегда находящимися в зоне влияния этнических бизнесменов. Этническое предпринимательство есть характерный способ организации и ведения дела этнических меньшинств в иноэтничной среде. В случае, если стратегия этнических предпринимателей сосредоточена на освоении незанятых экономических ниш или диверсификацию деловой структуры встречающей территории, до определенного момента их действия не будут инициировать серьезного отторжения принимающей среды.

Для нынешней России проблема исследования влияния этнических факторов на предпринимательство становится все более злободневной в условиях, с одной стороны, многонационального состава населения страны и прибытия все большего количества мигрантов и переселенцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, а с другой стороны, распространения в обществе националистических и ксенофобских настроений.

В научной литературе проблема этнического предпринимательства впервые была рассмотрена в начале XIX в. немецким историком В. Зомбартом, который предполагал возможность существования явной предрасположенности отдельных народов к занятию предпринимательством по причине наличия особых «нравственных» сил [1, c. 167]. Этническое предпринимательство, по мнению С.В. Рязанцева, неразрывно связано с этническими миграциями как формой социально-экономической адаптации мигрантов, которые, попав в иную среду, мобилизуют свои внутренние ресурсы и, пытаясь выжить, открывают собственное дело [3]. 

Мигранты все инициативнее проявляют себя не только в качестве наемной рабочей силы на стройках, но и как предприниматели, причем весьма успешные, за короткие сроки основывающие эффективно действующие фирмы и предприятия. Этнический бизнес крайне отличается от бизнеса, который ведут представители коренного населения. Он работает по собственным правилам организации и ведения бизнеса, применяя ресурсы этнических диаспор в качестве главной базы и гаранта эффективности своей деятельности. Собственно говоря, у мигрантов не остается иных возможностей самореализации, кроме как наемный труд или создание собственного бизнеса. Разумеется, те из них, кто обладает амбициями, какими-либо финансовыми средствами и некоторым интеллектуальным и образовательным потенциалом, предпочитают открывать на чужбине собственное дело. Объясняется это тем, что прочие каналы для мигрантов в большинстве стран мира перекрыты.

История свидетельствует, что этническое предпринимательство в той или иной форме существовало все время и практически во всех регионах мира, с тем лишь отличием, что функции «торговоремесленной нации», в зависимости от конкретной страны и исторической эпохи, брали на себя различные этнические общности – евреи, китайцы, армяне, греки, индийцы и т.д. И практически на всем протяжении истории этнического предпринимательства оно сталкивалось с неприятием и даже ненавистью коренного населения тех стран, где этнические меньшинства активно проявляли себя в сфере бизнеса, при том, что коренное население часто не могло обойтись без услуг предпринимателей - представителей этнических меньшинств. 

В современной России этнические диаспоры располагают весьма значительным влиянием, что вынуждает государство считаться с их интересами, в отдельных ситуациях – в ущерб интересам местного населения. Скоординированные действия этнических диаспор в экономической сфере позволяют их представителям сравнительно быстро развивать успешный бизнес и эффективно действовать в масштабах не только отдельно взятых населенных пунктов и регионов, но и в масштабах страны в целом. Этому способствует и налаживание связей этнического бизнеса с административными структурами, правоохранительными органами, политическими и общественными организациями. То есть, в современной России этнический бизнес представляет собой существенный сегмент экономики, пренебрегать которым не представляется возможным. В этой связи следует обратить внимание на ключевые тенденции формирования этнического предпринимательства в современной России и его возможные дальнейшие перспективы.

Диаспоры играют важную роль в той же российской экономике, причем государство не предпринимает каких-либо основательных усилий для того, чтобы ограничить влияние диаспор на отдельные сегменты экономики. С другой стороны, наличие диаспоры как формы организации национальных меньшинств позволяет хоть как-то реализовывать взаимодействие с мигрантами, оказывать влияние на мигрантскую среду, что имеет особенно немаловажное значение в контексте профилактики экстремизма, борьбы с преступностью, решения конфликтных ситуаций, возникающих между мигрантами и местными жителями.

Глобализация экономики и связанные с ней миграционные процессы в современном мире привели к широкому распространению этнического предпринимательства. Этническое предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность, реализовываемую представителями этнических меньшинств и диаспор в чуждом этнокультурном окружении, в соответствии с обусловленными правилами ведения бизнеса, сформированными на национальных культурных традициях. Главным критерием выделения предпринимателей в группу этнических является «этничность» бизнеса – внутренняя замкнутость, приоритетность этнической принадлежности компаньонов по бизнесу. В то же время не обязательно потребители продукции или наемные работники этнических предпринимателей обязаны относиться к той же или близкой этнической группе.

Этническое предпринимательство рассматривается в общественных науках в неразрывной связи с собственно феноменом предпринимательства, поскольку появление и развитие последнего во многом обусловливается этнокультурной и конфессиональной спецификой. Классиками социологии было показано, что конфессиональный фактор (распространение протестантизма в его кальвинистской традиции) сыграл важнейшую роль в становлении капиталистических отношений в Европе, равным образом, как и догматы иудаизма во многом детерминировали экономический успех еврейской финансовой буржуазии. Современными исследователями рост этнического предпринимательства ставится в зависимость от процессов миграции, расширения сферы услуг в развитых странах, роста потребления и потребительских требований населения развитых стран. Вместе с тем, подчеркивается, что существенную роль в распространении этнического предпринимательства играют традиции и обычаи определенных этнических групп, в большей степени склонных к торговопосреднической деятельности («меньшинства-посредники»).

В современном мире этническое предпринимательство встречается практически у всех многочисленных мигрантских диаспор, однако следует обратить особое внимание на наиболее успешные в предпринимательской деятельности национальные диаспоры, к которым можно отнести евреев, армян, греков в европейском и ближневосточном регионах, ливанцев и сирийцев в странах Западной и Северной Африки, индийцев в Восточной и Южной Африке, китайцев в Юго-Восточной Азии. Предпринимательский успех предоставленных этнических групп объясняется, с одной стороны, их давними торговыми традициями, повышенной коммуникабельностью, готовностью к риску, с другой стороны – развитой этнической идентичностью, сплоченностью диаспор, что позволяет в сравнительно краткие сроки не только образовывать бизнес, но и достигать в различных сферах экономики значительного успеха [2]. 

 
Список литературы:
1. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития. – М.: Наука, 1999. С. 101.
2. Лайша А.В. Традиции предпринимательства у различных этнических групп// Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2012 – №3 – С.77–82.
3. Рязанцев С.В. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.antax.ru.