Правовой суверенитет Российской Федерации: понятие, содержание и значение
Секция: Юриспруденция
XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Правовой суверенитет Российской Федерации: понятие, содержание и значение
Термин «государственный суверенитет» является многогранным понятием. В научной литературе исследуются различные его виды: военный, экономический, идеологический и другие, в том числе можно выделить и правовой. Но что это, юридический феномен, свойства или стороны государственного суверенитета? Ученые не пришли к единой точке зрения, но большинство склоняются к тому, что государственный суверенитет – это комплексное понятие, одна из сторон которого выражается в правовом суверенитете. В то же время право служит своеобразным официальным отражением всех проявлений государственного суверенитета.
А.Л.Бредихин определяет правовой суверенитет, как «внешнее формальное закрепление свойств суверенитета в системе законодательства» [1, с. 77]. Это свойство государственного суверенитета нашло отражение во многих нормативных правовых актах: Конституции РФ, актах государств о признании суверенитета других государств [6], декларациях независимости и в других документах. По мнению Ю.А.Тихомирова, «правовой суверенитет» позволяет находить правильные решения для устойчивости государственных и международных институтов и обеспечения демократии в общественной жизни [4, с. 5]. Было предложено рассматривать внутренний и внешний правовой суверенитет. Если внутренний суверенитет права раскрывается через соотношение права с государством, то внешний устанавливает отношения с иностранным государством. Внешний аспект правового суверенитета отражает основной принцип развития мирового сообщества и отношений между странами.
Правовой суверенитет устанавливает верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Если государство является суверенным, то юридически это должно отражаться во всех нормативных правовых актах, и прежде всего в Основном законе страны. Но п. 4 ст. 15 Конституции РФ ставит под сомнение суверенитет Российского государства, так как устанавливает приоритет международного права над внутригосударственным. Это означает, что Россия должна считаться с международными нормами и принципами, которые устанавливаются различными международными организациями. Данная статья представляет собой угрозу для правового суверенитета Российской Федерации, что может привести к потере ее независимости.
Если сравнивать СССР и Российскую Федерацию, то Советский Союз не предусматривал ограничение своего правового суверенитета. Так, в Конституции СССР 1977 года устанавливалось, что Советский Союз строит отношения с другими государствами на основе «соблюдения принципов суверенного равенства», «невмешательства во внутренние дела» и «добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных СССР международных договоров» [2]. Таким образом, Советский Союз выражал уважение к нормам международного права, но не признавал их приоритет над национальным правом.
При изучении этой проблемы интересным является положение ст. 79 Конституции РФ. Согласно ей «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами». Можно ли считать это своеобразным ограничением правового суверенитета? А.А.Троицкая утверждает, что «речь идет о передаче, а не об ограничении полномочий, то есть предполагается не просто прекращение их осуществления государством, а смена субъекта, их осуществляющего» [5, с. 8]. Следовательно, Россия сама принимает решения передавать свои полномочия, а вместе с ними и некоторые свои права межгосударственным объединениям или нет. Да и к тому же эта статья содержит оговорку «если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации». Из чего следует, что заключенные в этом случае международные договоры не должны противоречить Конституции РФ.
При подробном анализе п.4 ст.15 Конституции РФ можно выделить, что не все нормы международного права признаются приоритетными, а только те, которые содержатся в международных договорах. Их в соответствии с п.1 ст.125 Конституции РФ проверяет Конституционный Суд РФ, но только не вступившие в силу международные. Иначе говоря, международные договоры не должны противоречить Конституции. И, прежде чем они начнут действовать на территории Российской Федерации, они должны вступить в юридическую силу, что регулируется ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Согласно ст.15 этого федерального закона международные договоры, «исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом» требует ратификации [7]. Хотя Конституция РФ не конкретизирует саму процедуру придания юридической силы документу, но эта процедура подробно разработана в ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Ратификация – важный этап в процессе признания и применения международных договоров, так как она помогает сохранить правовой суверенитет России и ограничить роль этих договоров в правовой системе государства.
Кроме того, 14 июля 2015 года Конституционный Суд РФ принял постановление, согласно которому была установлена недопустимость включения в правовую систему России международных норм, содержащихся в международных договорах, которые могут «повлечь ограничения прав и свобод человека и гражданина или допустить какие-либо посягательства на основы конституционного строя Российской Федерации и тем самым нарушить конституционные предписания» [3]. Этот нормативный правовой акт подтверждает верховенство и высшую юридическую силу Конституции РФ, а, следовательно, укрепляет правовой суверенитет России.
В настоящее время многие ученые-правоведы говорят о необходимости разработки и принятии федерального закона, который бы регулировал процесс включения норм международного права в правовую систему Российской Федерации, приостановление или отмены их действия в случае противоречия Конституции РФ с целью более точной реализации п.4 ст.15 Конституции, а также не допущения ограничения правового суверенитета России.
Можно предположить, что правовой суверенитет – это закрепление статуса верховенства и независимости государства на законодательном уровне. Он предполагает приоритет национального права над международным. По сути, потеря правового суверенитета означает потерю государственного суверенитета. Что касается России, хотя в п.4 ст.15 Конституции РФ и установлен приоритет международных договоров над внутригосударственным правом, но существует сложный механизм ратификации этих договоров. Более того никакие нормы международного права не должны противоречить Конституции РФ или ограничивать права и свободы человека и гражданина. Нормы международного права не могут быть обязательными для государства помимо его воли. Они могут стать обязательными только в случае признании их государством.