Статья:

Теория графов в оптимизации программного кода PYTHON

Конференция: XXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Физико-математические науки

Выходные данные
Петров А.В. Теория графов в оптимизации программного кода PYTHON // Технические и математические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_tech/3(38).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 683 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Теория графов в оптимизации программного кода PYTHON

Петров Александр Владимирович
студент, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва, РФ, г. Самара
Додонова Наталья Леонидовна
научный руководитель, доцент, Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва, РФ, г. Самара

 

Введение

В современном мире под высоким темпом развития прикладных технологий, поколению, оканчивающему школы и поступающему в университеты на IT специальности, необходимо всё быстрее и быстрее осваивать тот опыт человечества, который формировался в этой сфере десятилетиями. И даже в случае, когда ученик аксиоматически узнаёт новый метод проектирования кода или различных систем, имеет место банальная наработка уместного применения данного навыка при решении практических задач. А учитывая актуальность дистанционного, а иногда и самостоятельного обучения, возникает потребность оценки и проверки суждений ученика при решении практических задач, для их возможной корректировки, что не всегда возможно со стороны преподавателя.

В данной научно-исследовательской работе рассмотрен метод, позволяющий автоматизировано анализировать программный код на языке программирования Python на предмет выполнения и реализации основной парадигмы программирования.

Данный метод актуален в связи с тем, что по мнению специалистов, язык программирования Python идеально подходит в качестве первого изучаемого языка программирования, так как является простым и интуитивно понятным. А, в свою очередь, дублирование кода считается ошибкой новичков. Таким образом, уясняя на примере этого языка данный подход, свойственный всем языкам программирования, имеем более глубокое понимание процессов и идей проектирования кода.

Цель работы

Разработка метода повышения эффективности обучения для начинающих программистов на языке Python

Задачи работы

  • Сформулировать самую часто нарушаемую парадигму проектирования кода обучающихся языкам программирования (ЯП);
  • Ввести определение графовой модели кода;
  • Определить отображение правила написания кода на полученные графовые модели;
  • Реализовать алгоритм идентификации дефекта кода [4] и уведомления пользователя об этом.

Основная нарушаемая парадигма проектирования кода на Python

Недопустимость дублирующего кода

Проблема: решая одну и ту же задачу в разных местах кода, во-первых, сложнее проследить правильность выполнения кода, а во-вторых, при необходимости внести изменения в данный алгоритм придётся вносить изменения в его каждый экземпляр.

Решение: централизованное определение данного алгоритма в виде функции либо цикла, с последующими вызовами первой в местах, где это требуется.

Графовая модель кода

Ориентированный, односвязный граф G=(V,E), где V – конечное множество синтаксических конструкций языка и данных, E – конечное множество раскрашенных рёбер.

У рёбер имеется различный приоритет, далее приводятся приоритеты в порядке убывания его значения:

  • вызов функций – оранжевый;
  • цикличные действия – синий;
  • действия по выполнению условия – зелёный, по невыполнению – красный;
  • переход от команды к команде в порядке очерёдности – серый.

Определение отображения правила написания кода на полученные графовые модели

Задача нахождения повторов участков кода в программе, при переходе к графовой модели преобразуется в задачу нахождения двух и более максимальных по количеству вершин подграфов в построенной графовой модели, каждая вершина из которых имеет однозначное отображение с допустимым лексическим расстоянием.

Пример:

 

Рисунок 1. Код, реализующий поиск минимума из первого списка «list_1», максимума из второго «list_1» и вывод получившихся значений на экран

 

Рисунок 2. Графовая модель, построенная по коду с рис. 1

 

Совокупность вершин, обозначенных одним цветом, представляют собой сегмент. В данном случае наблюдаем явный повтор схожих конструкций для «зелёного» и «жёлтого» сегментов.

 

Рисунок 3. Упрощение графовой модели с рис. 2

 

Для устранения дублирующего кода вводим функцию «Function». Описанная лишь единожды она – вызывается с различными параметрами в «Segment 1» и «Segment 2».

 

Рисунок 4. Предложение по оптимизации кода с рис. 1

 

Описание предлагаемого алгоритма

Имея графовую модель исходного кода, находим схожие вершины, помечаем их одним цветом и переносим в новый граф, сохраняя отношения между ними (кроме серых).

Анализируем получившиеся компоненты на предмет участия в решении одной локальной подзадачи, при наличии таковых – объединяем их в одну.

Получив такое разбиение, можем перейти к анализу получившихся графов и поиску максимальных общих подграфов [3]. Анализируя полученные подграфы приходим к выводу, либо о соответствии кода заданному правилу, либо о необходимости произвести рефакторинг, с конкретным указанием участков кода для этого.

Предлагаемый алгоритм

I.Исходный граф представить в виде графовой модели

II.Используя модифицированный поиск [1 с. 10], находим схожие вершины и составляем новый граф:

a.В качестве начальной вершины выбираем исток;

b.Ищем непомеченные вершины, с которыми начальная будет иметь допустимое значение лексического расстояния;

c.При нахождении такой вершины, помечаем её, и копируем в новый граф, причём копируются так же рёбра (корме серых), ведущие к этой вершине из уже присутствующих в новом графе вершин;

d.Делаем очередную вершину начальной, согласно алгоритму обхода в глубину;

e.Повторяем шаги (b-d) до завершения алгоритма обхода в глубину;

III.В получившемся графе проводим анализ на предмет логической связности различных компонент:

a.Находим компоненту, содержащую наименьшее количество вершин;

b.Перебором осуществляем поиск схожей морфемы (например, имени используемой переменной), со всеми остальными не закрытыми  компонентами, здесь имеем 3 случая: 1) совпадений не найдено, в таком случае её пометить как закрытую 2) одно совпадение – присоединить эту компоненту к той, в которой найдено совпадение 3) несколько совпадений – присоединить ко всем. Важно присоединение производить в порядке, в котором данные компоненты добавлялись в новый граф;

c.Повторяем шаги (а-b) до тех пор, пока не получим граф с множеством закрытых компонент.

IV.Применить алгоритм нахождения максимального общего подграфа между всевозможными компонентами, например, модифицированный алгоритм Хансера [2, c.10];

V.Если такие подграфы найдены, то код не удовлетворяет принципу отсутствия дубликатов, соответственно именно эти подграфы стоит отметить в качестве цели для оптимизации.

Демонстрация алгоритма

Рассмотрим для наглядности всё тот-же код с рис. 3 и соответствующую ему графовую модель с рис. 2.

 

                                         

Рисунок 5. Новый граф, получившийся после установления в нём логических связей в шаге III

      Рисунок 6. Результат шага IV, наблюдаем 2 подграфа, что говорит нам о наличии дублирующего кода

 

Достоинства алгоритма

Главным достоинством данного алгоритма является возможность его программирования и применения для учебных целей при обучении ЯП Python и масштабирования на прочие языки программирования при замене триггеров и правил обработки выражений.

Выводы

В данной работе излагается алгоритм, позволяющий детектировать наличие основной причины запутанности кода у начинающих программистов, что позволит, при программной реализации данного алгоритма, повысить эффективность кода у тех учеников, у которых затруднён или отсутствует доступ к экспертной оценке разрабатываемого кода.

 

Список литературы:
1. J. R. Ullmann. An algorithm for subgraph isomorphism. J. ACM, 1976. 
2. А.С. Савельев Алгоритмы поиска максимальной общей подструктуры набора молекул.
3. А.В. Погребной Выделение общей части в версиях исходного кода программ, представленного графовой моделью, доклады ТУСУР, 2018, том 21, № 3 
4. В.В. Бураков Моделирование и идентификация дефектов объектно-ориентированного программного кода, изв. вузов. приборостроение. 2014. Т. 57, № 11