Статья:

Использование методов математической статистики для научных и практических целей

Конференция: XXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Физико-математические науки

Выходные данные
Лифенцев Н.С., Масалов М.А. Использование методов математической статистики для научных и практических целей // Технические и математические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_tech/3(38).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 93 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование методов математической статистики для научных и практических целей

Лифенцев Никита Сергеевич
студент, Курская государственная сельскохозяйственная академия, РФ, г. Курск
Масалов Максим Александрович
студент, Курская государственная сельскохозяйственная академия, РФ, г. Курск
Пожидаева Екатерина Юрьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, Курская государственная сельскохозяйственная академия, РФ, г. Курск

 

Практически ежедневно мы используем в своём лексиконе такие слова как «случайность», «вероятностно это произойдет», «вполне возможно». И зачастую редко задумываемся о математической подоплёке произносимого. И только начав обучение в Курской государственной сельскохозяйственной академии по специальности Экономика и бухгалтерский учет, мы в процессе изучения теории вероятности и математической статистики увидели на практических примерах, что это важнейшая наука, направленная на изучение случайных, не подлежащих строгому математическому описанию, событий и явлений, их свойств, закономерностей и взаимосвязей. Другими словами, практически любые выводы, сделанные статистикой, рассматриваются как вероятностные [1]. Особенно наглядно вероятностный характер статистических исследований проявляется в выборочном методе, поскольку любой вывод сделанный по результатам выборки оценивается с заданной вероятностью.

Проведя анализ литературы заданной тематики, мы может отметить широкий спектр использования методов теории вероятностей в экономике, теории информации, в теории принятия решений, в физике, астрономии и других дисциплинах. Мы согласны с высказыванием Микрюковой Е.Ю. о том, что в работе специалиста любого профиля неоспорима актуальность использования методов математической статистики, «благодаря которым появляется возможность проанализировать объемный массив информации, учесть различное количество факторов, а также получить содержательный вывод по обработанному материалу» [2, с.208]. Но особенно нас заинтересовала тематика использования теории вероятности с точки зрения методов сбора, анализа и обработки результатов статистических данных наблюдений для научных и практических целей. Другими словами, изучение совокупности однородных объектов относительно некоторого качественного или количественного признака, характеризующего эти объекты. Следовательно, для более детального изучения данного вопроса, основная наша задача заключается в исследовании всей совокупности по выборочным данным в зависимости от поставленной цели, т.е.: закона распределения, числовых характеристик и т.д. для принятия управленческих решений в условиях неопределенности.

В России 2020 год был объявлен годом здоровья. Двигательная активность является неотъемлемой частью сохранения здоровья человека. По данным Росстата избыточный вес наблюдается у 15% подростков и более чем у 30% детей до 13 лет; среди взрослых ожирением страдает каждый пятый. Молодые люди в возрасте 15-18 лет все меньше занимаются спортом и физическими упражнениями и все больше времени уделяют компьютерным играм, чатам в Интернете. Неутешительный факт - ожирение является болезнью 21 века, с которой нужно бороться, как можно быстрее.

Мы решили исследовать масштабы данной проблемы ограничившись образовательным пространством нашей академии, а именно проведя исследование среди первокурсников факультета СПО. В анкетировании приняли участие 50 человек в возрасте 15-16 лет.  

Итак, опираясь на выборочную совокупность, введем обозначения: Хi –вес опрашиваемых, ni - количество студентов. В результате нами были получены следующие данные:

 

Хi

40-50

50-60

60-70

70-80

80-90

90-100

ni

12

15

9

7

4

3

Согласно поставленной задачи, нам необходимо найти: а) среднее X, среднее квадратическое отклонение S и коэффициент V; б) построить гистограмму и полигон частот.

Для решения поставленной задачи перейдем к простому вариационному ряду, выбирая в качестве значений середины интервалов. Получим:

Хi

45

55

65

75

85

95

ni

12

15

9

7

4

3

 

Найдем необходимые числовые характеристики. Выборочная средняя:

Х=*(45*12+55*15+65*9+75*7+85*4+95*3)=62

 

Выборочная дисперсия

S2=*((45-62)2*12+(55-62)2*15+(65-62)2*9+(75-62)2*7+(85-62)2*4+(95-62)2*3)=*(289*12+49*15+9*9+169*7+529*4+1089*3)=217

Выборочное среднеквадратичное отклонение:

S14,73

Какую часть среднеквадратическое отклонения составляет от среднего арифметического в процентах показывает коэффициент вариации, который рассчитывается следующим образом:

V

Все вышеуказанные расчёты представим в табличной форме:

Хi

45

55

65

75

85

95

ni

12

15

9

7

4

3

Хi ni

540

825

585

525

340

285

3468

735

81

1183

2116

3267

По данным расчётов построим гистограмму и полигон частот

Хi

40-50

50-60

60-70

70-80

80-90

90-100

ni

12

15

9

7

4

3

 

Рисунок. Гистограмма

 

Как показывают математические расчеты, ситуация на нашем факультете, в рамках обозначенной ранее проблемы, не критична. На основе полученных данных были проведены тематические беседы рекомендательного характера.

С другой стороны, всестороннее изучение теории вероятности и математической статистики с точки зрения обучения будущих экономистов направлено на, как верно подмечено Пожидаевой Е.Ю., «достижение должного уровня образованности, представляющей собой своеобразный синтез компетентностей, формируемой с учетом освоения элементарной и функциональной математической и информационной грамотности» [3, с.265]. На конкретном примере мы продемонстрировали, что изучение случайных процессов по результатам наблюдений целесообразнее проводить при помощи математической статистики, дающей возможность построения научно-обоснованных выводов и рекомендаций.

 

Список литературы:
1. Егорова Е.Ю. Методы математической статистики в профессиональной деятельности психолога // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(28). 
2. Микрюкова Е.Ю. Использование методов математической статистики в исследование социально-психологической адаптации младших школьников к процессу обучения – В сборнике: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы VII Всероссийской конференции с международным участием. 2017. С. 207-213
3. Пожидаева Е.Ю. Специфика проектирования индивидуальных образовательных маршрутов в формировании профессиональных компетенций иностранных студентов в процессе преподавания математики и информатики – Балтийский гуманитарный журнал. 2019.Т.8. № 1 (26). С. 264-266.