Статья:

КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА ДЛЯ БИЗНЕСА» КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Конференция: LXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Физико-математические науки

Выходные данные
Крюкова Е.А. КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА ДЛЯ БИЗНЕСА» КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Технические и математические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(67). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_tech/11(67).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА ДЛЯ БИЗНЕСА» КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Крюкова Елена Александровна
магистрант, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск
Ширикова Татьяна Сергеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

EXTRACURRICULAR ACTIVITY COURSE "MATHEMATICS FOR BUSINESS" AS A BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL PROJECTS OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE FIELD OF ENTREPRENEURSHIP

 

Elena Kryukova

Master's student, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk

Tatiana Shirikova

Associate Professor, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk

 

Аннотация. Индивидуальный проект на ступени среднего общего образования стал неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Благодаря такой организации деятельности обучающихся становится возможным формирование умения анализировать, планировать, создавать новое, развивается творческое, креативное мышление. В рамках учебного предмета математика наиболее актуальным и интересным для старших школьников курс внеурочной деятельности «Математика для бизнеса». Данный курс позволит развить предпринимательские навыки у обучающихся, благодаря решению финансовых задач в бизнесе.

Abstract. An individual project at the stage of secondary general education has become an integral part of the educational process at school. Thanks to this organization of students' activities, it becomes possible to form the ability to analyze, plan, create new things, develop creative, creative thinking. Within the framework of the mathematics subject, the most relevant and interesting for senior students is the extracurricular activity course "Mathematics for Business". This course will allow students to develop entrepreneurial skills by solving financial problems in business.

 

Ключевые слова: финансовая грамотность, математика для бизнеса, предпринимательская деятельность, индивидуальный проект в школе.

Keywords: financial literacy, mathematics for business, entrepreneurship, individual project at school.

 

В настоящее время в эпоху бурно развивающихся рыночных отношений во всем мировом сообществе остро стоит проблема повышения финансовой грамотности населения, так как отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия

Современное общество активно развивает инновации и стремится реализовывать свои знания на практике. Это не могло не сказаться на подготовке выпускников средних общеобразовательных школ. Современное российское общество стало предъявлять новые требования к обучению. Наиболее успешны такие учащиеся старшей школы, которые стремятся обладать навыками проектной деятельности, учебно-исследовательской, познавательной и, готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Данные требования к результатам обучения регламентируются в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования [8]. Обучение предпринимательству в старших классах общеобразовательных школ является одной из главных задач наравне с мировыми тенденциями в современном образовании и в подготовке к жизни в условиях рыночной экономики. В Концепции модернизации российского образования говорится, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия».

Сегодняшняя молодежь-это поколение Z. Старшеклассники не имеют ни малейшего представления о том, чего они хотят добиться и как заработать. Они растут в мире гаджетов и не знают, как распределять свои расходы и как правильно тратить заработанные деньги. Это огромная проблема с распределением финансов вызвана незаинтересованностью в том, чтобы обучиться финансовой грамотности еще в школе.

Подготовка предпринимательству старшеклассников направлена на решение этой проблемы путем предоставления им знаний и специальных навыков, связанных с предпринимательством, и улучшения их личностных качеств, необходимых для предпринимательской деятельности..

Педагоги-методисты неоднократно рассматривали вопросы организации подготовки школьников к предпринимательской деятельности. Очевидно, что в рамках традиционного обучения (по математике, технологии, экономике) включить такую подготовку сложно ввиду ограниченности времени, поэтому разумнее всего рассмотреть возможность обучения в рамках курсов внеурочной деятельности. Введение такого курса будет направлено на повышение предпринимательского мышления у школьников; научить брать ответственности за экономические решения; быть готовыми внедрять приобретенные знания для ориентации в выборе профессии и  дальнейшего образования, как пишет в своей работе Романова М.Ю.[5] Косиков А.В. пишет о проектно-исследовательской деятельности в развитии индивидуальной работы, которая приобретается в процессе обучения различным школьным дисциплинам, в том числе и математике. Автор отмечает, что учащиеся испытывают затруднения в осуществлении учебно-исследовательской и проектной деятельности, самостоятельном поиске методов решения практических задач [3]. Чарушина Е.И. раскрывает в своей работе, что экономическая стабильность в обществе у будущих граждан во многом будет зависеть и от сформированности предприимчивости.[7] Рассмотренные работы хорошо показывают, что это проблема не новая, но до сих пор не решена, сегодня тяжело объяснить подростку зачем ему финансовая грамотность, что эти знания дадут в будущем.

В современном обществе люди ежедневно сталкиваются с широким кругом вопросов и активно участвуют во взаимоотношениях с финансовыми учреждениями. Такое сотрудничество начинается ещё в детстве, и по мере того как ребенок взрослеет сложность решаемых задач постоянно повышается. Очень важно, чтобы уже в школьном возрасте дети приобрели базовые знания и навыки, которые в будущем позволят ему принимать правильные финансовые решения, выявлять и решать возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества.

Одним из мировых трендов по данным исследования международного сообщества "Global education futures" является развитие DIY культуры (Do it yourself), она становится не только массовой, но и наблюдается снижение возраста субъектов предпринимательской деятельности. В нее вовлечены сегодня и учащиеся общеобразовательных школ РФ. В системе российского образования сегодня широко обсуждаются вопросы, связанные с развитием и образовательной поддержкой школьного предпринимательства: обучения учащихся от переходить от бизнес-идеи к бизнес-плану, обучение оценке на основе объективных показателей возможные риски и эффекты от реализации бизнес-идеи. Решение этой новой образовательной задачи невозможно без дополнительной математической подготовки учеников, которая должна составить теоретическую основу бизнес - планирования вместе со знаниями экономики.

Мы предлагаем для старших школьников курс внеурочной деятельности «Математика для бизнеса». Данный курс будет основой реализации индивидуальных проектов учащихся старшей школы в сфере предпринимательства. Этот курс даст необходимые базовые прикладные математические знания для бизнес-планирования. Содержание курса будет отталкиваться от бизнес-идей, с которыми пришли школьники, а также демонстрировать им спектр доступных возможностей для развития собственного бизнеса на школьной скамье, учить бизнес-планированию. Далее они реализуют эти планы уже в рамках своих индивидуальных проектов и защищают в рамках ГИА (Государственная Итоговая Аттестация).

Главной особенностью уроков данного курса является их интерактивность и разнообразие форм работы, используемых преподавателем. Например, используя финансовые игры, каждый участник принимает участие в игре и выполняет ролевые действия, похожие на то, как он вел бы себя в реальной жизни, но не отступая от принятых правил игры. С помощью таких игр можно практически обучать бизнесу и экономике, предпринимательству. Ученики обучаются мыслить коллективно, осваивать процессы принятия управленческих и расчетных решений. Через игру можно рассматривать реальные ситуации в экономической сфере. Все это можно обыгрывать и через проекты, которые будут составлять учащиеся, тем самым они будут проводить самостоятельные исследования в области экономики, финансов, бизнеса, предпринимательства, математики и технологии.

В рамках курса «Математика для бизнеса» будут рассмотрены задачи, способствующие умению использовать математические модели для бизнеса. Школьники познакомятся с разделами прикладной математики финансового и экономического характера.

Примеры задач, которые будут решены в рамках курса:

Задача 1: Саша нашёл свою старую кожаную куртку, решил заработать на ней денег, потому что состояние её было отличное. Он сходил в ближайший Секонд Хенд, где ему предложили 3000 рублей за куртку. Просмотрев сайт Авито, он понял, что сможет продать за 4700 рублей. Этого Саше показалось мало. Он нашёл выкройки в интернете ключницы и кардхолдера. Выкройка ключницы в 2 раза больше кардхолдера. Ключницу можно продать за 500 рублей, кардхолдер за 200 рублей. Сколько можно получить денег с куртки Саше, если по выкройке ключницы у него выходит 13 штук. Рассчитайте все варианты, какие более выгодны для Саши.

Задача 2: Степан решил разводить пчел, закупил 6 домиков с пчелами по 1000 рублей за домик. Каждый домик принес ему по 18 литров меда, для жизни пчел зимой им нужно оставить по 2.5 литра меда. Степан смог продать весь мед по 500 рублей за литр. Посчитайте чистую прибыль Степана от продажи меда, сколько получит Степан прибыли в следующем году, если увеличит количество домиков в трое, посчитайте расходы, если 2 улья улетели и пришлось покупать новые, посчитайте доход, если год был не урожайный и пчелы принесли на треть меньше, чем в предыдущем году.

Задача 3: Наташе родители подарили набор с рукоделием, чтобы делать кулоны и браслеты. Сам набор обошелся в 3000 рублей. Наташа стала заниматься творчеством и у нее хорошо получилось, она решила продавать свои поделки подружкам. Кулон она оценила в 100 рублей, а браслет в 300 рублей. Из набора, как заявлено производителем, может получится 30 кулонов и 20 браслетов. Окупится ли набор у Наташи? Получит ли она прибыль с набора?

Реализация курса предусматривает возможность подключения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы. Разрабатывая проекты и обыгрывая сценарии на занятиях возможно привлекать родителей, особенно работающих в сфере предпринимательства, бизнеса, экономики и менеджмента, чтобы они на своем примере помогли правильно составить сценарий игры, помочь детям в разработке проекта или в исследовательской деятельности, а также для проведения отдельных занятий по направлениям их рабочей деятельности.

В рамках курса учащиеся научатся грамотно использовать денежные средства, вникнут в базовые правила их использования, оценивать и анализировать финансовую информацию и проблемы в мире финансов. Узнают, что такое финансовые риски и потери. Курс отработает навыки и умения , необходимые во взрослой жизни при рассмотрении финансовых и предпринимательских вопросах , не имеющих однозначного решения, а требующих анализа, альтернативных выходов из ситуаций, сделанных на основе возможностей и предпочтений конкретного предприятия, семьи или человека. Образовательный процесс создаст условия для нахождения и применения знаний при решении любых практических вопросов , входящих в рамки изучения предметов таких как: технология, информатика, математика, география, экономика, финансовая грамотность.

 

Список литературы:
1. Барашкова Е. В. Методика оценки эффективности игровых методов обучения предпринимательству среди молодежи / Е. В. Барашкова, В. И. Костюкова, М. В. Шарпило [и др.] // Социально-экономическое развитие организаций и регионов в условиях цифровизации экономики : Материалы докладов Международной научно-практической конференции, Витебск, 01–31 октября 2020 года. – Витебск: Витебский государственный технологический университет, 2020. – С. 38-42. 
2. Каунов, А. М. Школа предпринимательства как основа социализации обучающихся / А. М. Каунов, В. В. Кисляков, О. Ю. Колышев // Актуальные проблемы современной экономической науки: теоретический и практический взгляд: Сборник научных трудов / Волгоградский государственный социально-педагогический университет. – Волгоград : 2016. – С. 198-204.  
3. Косиков, А. В. Развитие индивидуальной проектно-исследовательской деятельности учащихся 10-11 классов в процессе обучения математике. Дис. канд.пед.наук:- Екатеринбург, 2014 
4. Потапова О. Н., Алексеева, Е. В. Применение интерактивных методов обучения предпринимательству как средство повышения эффективности обучения [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37241952_13041512.pdf  (дата обращения 30.03.2023)
5. Романова М. Ю. Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности в условиях профильного обучения: на примере социально-экономического профиля. Дис. .канд.пед.наук:- М, 2007  
6. Функциональная грамотность: учимся для жизни (основное общее образование). Программа курса внеурочной деятельности. Москва 2022. [Электронный ресурс] URL:  http://skiv.instrao.ru/content/board1/rabochie-materialy/Программа_курса_ФГ.pdf (дата обращения 31.03.2023)
7. Чарушина Е. И. Формирование предприимчивости у старшеклассников в условиях социально-экономического профиля обучения. Дис. .канд.пед.наук:- Кострома, 2006