Статья:

Изучение понятие цифрового следа в образовательных организациях

Конференция: XLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Веселов А.В. Изучение понятие цифрового следа в образовательных организациях // Технические и математические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_tech/6(41).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение понятие цифрового следа в образовательных организациях

Веселов Андрей Владимирович
студент Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления РФ, г. Улан-Удэ
Михайлова Светлана Сергеевна
научный руководитель,

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные понятия, относящиеся к теме «цифровой след», а также то где его можно применить. Понятие цифрового следа появилось не так давно и информации по нему еще не так немного, поэтому данная статья является классификаций видов, методов сбора и использования цифрового следа.

 

Введение

Задача нахождения цифрового следа появилась всего лишь несколько лет назад, что было связано именно с сильным развитие Интернета и его интеграцией в нашу жизнь, что и стало причиной появления понятия «Цифровой след».

С развитием технологий увеличилось кол-во умных устройства в каждом доме, таких как: смартфон, компьютер и т.д., а у некоторых даже чайник или холодильник теперь имеют доступ в Интернет. Каждое из них оставляет собственный цифровой след, характеризуя владельца в Интернете, так как почти все они используют Интернет сервисы или другие возможности всемирной сети.

Например, у всех владельцев смартфонов есть Google аккаунт, при помощи которого корпорации могут отслеживать ваши предпочтения и вкусы. Используя полученные данные можно легко узнать современные тренды и мнения масс, что помогает улучшить таргетирование рекламы для каждого отдельного взято пользователя. Исходя из текущей тенденции можно заметить, что Интернет все глубже проникает в нашу жизнь и становиться ее неотъемлемой частью.

В то же самое время появляется вопрос безопасности данных, как страх утечки информации пользователей в Интернете, ведь каждая посещенная нами веб-страница запоминает кто именно ее посещал, когда произошло посещения и возможно даже с какой целью. Или, например, кто-то может захватить ваши данные в интернете и взломает вашу систему умного дома и в 30 градусную жару включит все обогреватели. Поэтому одно из направления работы по цифровому следу, является защита его утечек в сети Интернет.

Но основным будет задача отслеживания и нахождения цифрового следа пользователей путем его обработки и получения из него полезной информации.

Цифровой след

Далее дан анализ того, чем является цифровой след. Начать следует с термина следа (в привычном его понимании), ведь именно от него и пошло понятие «цифрового» следа.

След (отпечаток) – изображение, оставшееся на чём-либо от надавливания другого предмет, при помощи которого можно отыскать самого человека. [1] Данное определение уже подводит к самому определению цифрового следа.

Цифровой след по сути своей является каким-то отпечатком человека, оставленным где-либо в Интернете, например, можно взять данные cookie, история в браузере, сообщения в мессенджерах, активность в социальных сетях и т.п.

Исследование цифрового следа дает обширную возможность для составления портрета человека. Если зайти на чью-нибудь страницу в социальных сетях можно узнать много личной информации: от предпочтений в еде, до политических взглядов.

Тип цифрового следа

Все больше и больше людей получает доступ к Интернету. РФ взяла курсу на цифровизацию экономики и обеспечением связи, и Интернетом, даже жителей отдаленных населенных пунктов.

Для примера можно посмотреть на рост кол-ва человек, имеющих доступ в Интернет на таблице 1. [4]

Таблица 1.

Рост кол-ва человек, имеющих доступ в Интернет

 

Население в целом, млн. чел.

Центральные ФО, млн. чел.

Остальные ФО, млн. чел.

Зима 2016-2017

71,5

19,4

52,1

Весна 2017

71,6

19,9

51,7

Лето 2017

70,4

19,8

50,6

Осень 2017

72,4

20,1

52,3

Зима 2017-2018

74,7

20,7

54

 

Каждый из них оставил свой след в Интернете хотел он того или нет, но мы можем разделить их на два типа:

  • активный;
  • пассивный.

Под активным, подразумевается осознанное пользователем оставление следов, как например сообщения в социальных сетях, оставление комментариев, оставление лайков и т.п. В плане университета это может выражаться в виде онлайн тестирования, прохождения курсов и оставление отзывов о нем, общение с преподавателями через ЭИС.

Пассивный след мы оставляем вне зависимости от наших желаний, обычно ими называют cookie данными, история посещенных страниц и др. В университете это может выражаться через список взятых в библиотеке книг, посещаемость в электронных журналах и т.п.

Методы сбора цифрового следа

Далее дан краткий обзор методов цифрового следа. Сначала их можно подразделить на две основные категории по месту сбора первоначальной информации пользователя:

  • На стороне сервера – при каждом посещении сайта (сервиса) сервер записывает откуда, когда и какие запросы делаются пользователями. Один из наиболее ярких примеров – это истории заказов в Интернет магазинах, так как данная информация храниться на стороне сервера и может быть использована для предложения других товаров к покупке;
  • На стороне клиента – по сути носят тот же характер, но хранятся на стороне пользователя, поэтому крайне тяжело используемы кем-то, кроме самого пользователя. К примеру, можно назвать история браузера или файлы cookie. Обе вещи способны облегчить жизнь пользователя, сохраняя нужные данные с интернета или история ваших запросов.

Более конкретные методы и способы сбора цифрового следа сильно зависят от поставленной задачи сбора самих данных.

Далее мы рассмотрим, как можно использовать эту информацию, ведь ее область ее применения довольна обширна.

Применение цифрового следа

Поэтому поднимается вопрос в том, как можно применить данный цифровой след на практике. На данный момент его применение довольно ограничено, но имеет широкий спектр и уже применяется во многих областях, например:

  • Составление портрета человека для устройства на работу (по соц. сетям)
  • Составление психологического портрета (по соц. сетям);
  • Сфера постоянных покупок в Интернете (Интернет магазины);
  • И многое другое.

Но стоит отметить наиболее интересные представления цифрового следа в ВУЗах, так как с его помощью возможно:

  • Изучение характера абитуриентов;
  • Выявление поведение студентов, на основе посещенных сайт во время проведения занятий в дисплейных классах;
  • Выявление наиболее полезных сайтов при изучении дисциплины и выполнения работ по ней на основе поисковых запросов студентов во время проведения занятий.

Данный список не огранивается только тем, что было показано выше, но может применятся для любой задачи анализа данных, как отдельного студента в вузе, так и всего учебного заведения в целом, но это является очень большой, сложной и комплексной задачей.

Наиболее перспективным направлением является применение цифрового следа для изучения поведения пользователя в Интернете во время занятий, например, возможно установить наиболее популярных сайтов и активность студентов во время занятий. Данная система поможем выявить интересы студентов, а также улучшить рабочую программу при помощи информации полученной от истории посещений сайтов студентами в ВУЗе.

Заключение

На данный момент изучение цифрового следа становиться одним из основных направлений развития информационной безопасности в наши дни. Поэтому это важно не только самим пользователям Интернете, но и их потенциальным работодателям.

 

Список литературы:
1. Отпечаток / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki/отпечаток (дата обращения: 10.05.21).
2. Маннинг К., Рагхаван П., Шютце Х. Введение в информационный поиск. – Вильямс, 2011. – 512 с (дата обращения: 10.05.21)..
3. «ЦИФРОВОЙ СЛЕД», как инструмент повышения качества исходных данных скоринг-моделей потенциального заёмщика / [Электронный ресурс] –http://earchive.tpu.ru/bitstream/11683/52597/1/conference_tpu-2018-C04_p389-390.pdf (дата обращения: 10.05.21).
4. «Цифорвой след» / [Электронный ресурс] – http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 10.05.21).