Статья:

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Конференция: LX Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Физико-математические науки

Выходные данные
Беспалова Е.Р. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ // Технические и математические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(60). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_tech/4(60).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Беспалова Евгения Романовна
Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск

 

DEVELOPMENT OF AN INFORMATION SYSTEM FOR BANKING SERVICES

 

Evgeniya Bespalova

Smolensk State University, Smolensk, Russian Federation

 

Аннотация. Статья посвящена разработке информационной системы банковского обслуживания. В статье представлена Разработка информационной системы банковского обслуживания с помощью Access средствами С#, также изложены основные исторические события информационных технологий, кратко изложена суть банковской информационной системы.

Abstract. The article is devoted to the development of an information system of banking services. The article presents the development of an information system of banking services using Access by means of C#, also outlines the main historical events of information technology, briefly outlines the essence of the banking information system.

 

Ключевые слова: информационные технологии, развитие информационных технологий, банковская информационная система, банковское обслуживание, принципы создания банковской информационной системы, разработка информационной системы.

Keywords: information technologies, development of information technologies, banking information system, banking services, principles of creating a banking information system, information system development.

 

Введение

В 1960-х годах рост приложений, использующих электронику, был феноменальным. Современные электронные компьютеры могут обрабатывать данные, графику и речь с чрезвычайно высокой скоростью. Микропроцессор лежит в основе так называемой ИТ-революции.

Информационные и коммуникационные технологии меняют то, как мы работаем, учимся, проводим исследования и обучаем наших детей и самих себя. Они влияют на то, как мы ведем банковские дела, оплачиваем счета, развлекаемся и ведем бизнес. Влияние этой информационной революции на наше общество в настоящее время еще невозможно полностью измерить или предсказать.

Банк является финансовым учреждением с точки зрения банковских специалистов и их клиентов. А также банк похож на бизнес, который обрабатывает и передаёт информацию с точки зрения специалистов по телекоммуникациям.

В банковской сфере трудно переоценить роль компьютерных информационных систем и компьютерных телекоммуникаций. С этой точки зрения известные управленческие проблемы становятся залогом обеспечения эффективности и надежности банков, а их качественные решения в конечном итоге определяют их жизнеспособность и конкурентоспособность.

Особенность банковской ИС заключается в том, что она не только обеспечивает внешние коммуникации и задачи документооборота, но и является основным средством производства. 

Задачи ИС банка заключаются в обеспечении управленческой работы, обеспечении обслуживания клиентов, поддержании движения денежных средств внутри банка, поддержании внешнего денежного потока, поддержке предоставления новых обслуживание клиентов банка.

Основные исторические события развития информационных технологий в банковской сфере

  • Создание системы продаж банковских продуктов, совершенствование коммуникационной политики банка сопутствуется теоретическими исследовательскими способностями рынка услуг и капиталов, основных тенденций совершенствования национальных экономических систем, потенциальных потребностей клиентов;
  • Совершенствование безналичных расчётов;
  • В конце 1980-х гг. в нашей стране функционировала монобанковская система Госбанка СССР;
  •  В 1988 г. были созданы первые коммерческие банки;
  • Становление в России двухуровневой банковской системы;
  • Создание внутренней платёжной структуры для расчётов между собой;
  •  В первой половине 1990-х начался постепенный переход от использования при осуществлении безналичных расчётов бумажных носителей к электронному документообороту;
  • Из-за роста межбанковских операций, за базовый макет при формировании сообщения был выбран SWIFT- формат;
  • 26 сентября 1991 г. была выпущена пластиковая карта для клиентов обычного коммерческого банка. Первые карты изготавливались из картона или металла;
  • К концу 1990-х г. вошёл в массовое потребление Интернет, что способствовало для широкого применения дистанционного банковского обслуживания;
  • В конце 1999 г. в России было порядка 5 банков, а в 2007 г. насчитывалось более 150.

Банковские информационные системы

Банковская информационная система (БИС) представляет собой программно-технологический комплекс, который охватывает совокупность взаимосвязанных автоматизированных банковских операций и задач. Такие информационные технологии как управления банком и технологии оказания банковских услуг содержатся в банковских информационных технологиях. Система управления банком включает в целом функции типичные для других управленческих систем. На рынке банковских услуг и операций широко представлены: операции с ценными бумагами; различные виды кредитования;

валютные операции; обслуживание счетов, вкладов юридических и физических лиц; межбанковские расчёты и расчёты с использованием технологий «клиент-банк», пластиковых банковских карт, Интернет-банкинга, WAP-банкинга.

Принципами создания БИС являются:

  • Наращивать и конфигурировать системы позволяет модульный принцип построения;
  • Единое информационное пространство и хранение информации в единой БД;
  • Обеспечение безопасности информации;
  • Комплексный подход в охвате широкого спектра банковских функций;
  • Обеспечение многопользовательского и многозадачного режима работы;
  • Гибкость настройки модулей банковской системы и адаптация их к потребностям и условиям конкретного банка;
  • Производительность, так как необходимо обрабатывать большие объемы информации;
  • Эффективность, которая определяется сопоставление стоимости системы и ее влияние на повышение производительности труда.

Разработка информационной системы банковского обслуживания с помощью Access средствами С#

Мною была разработана многотабличная база данных средствами С# содержащая  4 таблицы по 5-6 полей в каждой. Заполненные таблицы содержат 53 записи в каждой (рис. 1).

 

Рисунок 1. Банковское обслуживание

 

Содержание таблиц в Access

  • Таблица «Банки» содержит информацию о банках: Код банка, Наименование банка, Телефон, Адрес, Председатель правления совета директоров. (рис. 2)

 

Рисунок 2 Таблица «Банки»

 

  • Таблица «Клиенты» содержит информацию о клиентах: Код клиента, Фамилия, Имя, Отчество, Телефон, Домашний адрес, id. (рис. 3)

 

Рисунок 3. Таблица «Клиенты»

 

  • Таблица «Операции» содержит информацию о банковских операциях: Код операции, Операции, Сумма, Процент, Тип операции, id. (рис. 4)

 

Рисунок 4. Таблица «Операции»

 

  • Таблица «Сумма к возврату» содержит информацию о переплате: Код операции, Имя, Фамилия, Отчество, Сумма к возврату, id. (рис. 5)

 

Рисунок 5. Таблица «Сумма к возврату»

 

Было выведено содержимое базы данных на форму, организовано управление данными с помощью стандартной панели навигации, а именно панель BindingNavigator. Также есть стандартное меню MenuStrip. Запрограммирована сортировка в разработанной базе данных в Access по столбцам таблицы. Разработаны методы фильтрации данных и поиска данных по различным ключам. (рис. 6)

 

Рисунок 6. Поиск и фильтрация данных по ключам

 

Разработаны запросы к базе данных Access, которые созданы средствами C#, с помощью хранимых процедур. Реализованы запросы в Access на добавление, удаление, сортировку и поиск данных. Один из запросов Access объединения показан на рис. 7.

 

Рисунок 7. Запрос объединения №1

 

В C# этот запрос будет иметь вид (рис.8).

 

Рисунок 8. Реализация объединения №1 в C#

 

Заключение

Таким образом, можно убедиться в том, насколько важной является роль информационных систем  в банковской среде. Неотъемлемой частью развития человеческой цивилизации является переход к  повсеместному использованию информационных технологий. В последние годы улучшение взаимоотношений с клиентами, обеспечение эффективности, результативности и безопасности операций, оптимизация внутренних процессов, повышение степени сложности продуктов и услуг привели к быстрому развитию банковской информационной системы.

 

Список литературы:
1. Банковские информационные системы и технологии. Часть 1. Технология банковского учета. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 384 c.
2. Королев М.И., Королев Д.М. Информационные системы в банковском деле: Учебное пособие. – Белгород: Издательство БелГУ, 2004 – 293 с.
3. Маркелов К. Эволюция межбанковских расчетов // Банковские системы и оборудование 94 - 1995. - №5. - с. 5-17.