Статья:

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ФИЛЬТРАЦИИ ТОПЛИВА ЗАПРАВОЧНОЙ СИСТЕМЫ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ

Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Виницкая А.В. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ФИЛЬТРАЦИИ ТОПЛИВА ЗАПРАВОЧНОЙ СИСТЕМЫ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ // Технические и математические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(62). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_tech/6(62).pdf (дата обращения: 16.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 9 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ФИЛЬТРАЦИИ ТОПЛИВА ЗАПРАВОЧНОЙ СИСТЕМЫ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ

Виницкая Ангелина Владимировна
студент, филиал «Восход» Московский авиационный институт, РФ, г. Байконур
Колодяжная Ирина Николаевна
научный руководитель, канд. техн. наук, доцент, филиал «Восход» Московский авиационный институт, РФ, г. Байконур

 

Системы заправки компонентов ракетного топлива состоят из емкостей, коммуникаций, распределительной запорной арматуры (пневмоклапаны, вентили), фильтров, теплообменников, средств дозирования, контроля и регулирования параметров компонентов ракетного топлива.

Поэтому системы заправки требуют постоянной доработки, так как повышенное качество фильтрации компонентов ракетного топлива позволяет сохранить и продлить их работоспособность. Для этого рассматриваются различные способы совершенствования заправочных систем.

Данная работа является продолжением работы [1], где был проведён анализ выбора заправочной системы для космодрома Байконур и замены подвижного типа заправки на стационарный.

Одной из проблем существующей в системе заправки ракеты-носителя является наличие свободной воды и механических примесей, которые являются бракующими факторами при приёме компонента топлива в систему. Для решения этой проблемы проводится выбор варианта очистки нафтила при его перекачке с железнодорожного агрегата и доставки в цистерну-хранилища.

Предлагается рассмотреть существующую систему заправки на космодроме Байконур и варианты модернизации.

За основу рассматриваем вариант фильтрации компонента топлива при заправке нафтила ракеты-носителя «Союз», которая представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Исходный вариант вариант фильтрации компонента топлива

(1 – Ж/Д агрегат доставки компонента топлива; 2 – цистерна-хранилище; 3 – подвижной ж/д агрегат заправки; 4, 9, 10, 12, 13 – клапаны; 5 – стыковочные коммуникации;  6 – фильтр грубой очистки; 7 – фильтр тонкой очистки; 8, 11, 14 – фильтр сепаратор; 15 – РН «Союз»)

 

Ресурс фильтров составляет около 20 м3, после чего необходимо их заменять на новые фильтроэлементы. Тщательный отстой ж/д агрегата доставки позволит увеличить ресурс работы фильтров.

Для решения проблемы предлагается рассмотреть 2 варианта оптимизации фильтрации компонента топлива.

Вариант первый. Предлагается применение фильтров механической очистки, обезвоживание нафтила проводится в цистерне-хранилище подачей в неё сухого газообразного азота (рис. 2). Но, экспериментальным путём доказано, после проведения трёх циклов осушки необходимо проводить цикл рассыщения.

 

Рисунок 2. Промежуточный вариант фильтрации КТ

(1 – Ж/Д агрегат доставки КТ; 2 – цистерна-хранилище; 3 – подвижной ж/д агрегат заправки; 4, 8, 9, 11, 12 – клапаны; 5 – стыковочные коммуникации;  6 – фильтр грубой очистки; 7 – фильтр тонкой очистки; 10, 13 – фильтр сепаратор; 14 – РН «Союз»)

 

Вариант второй. Предлагается наиболее эффективный способ приема необезвоженного нафтила – установка агрегата фильтрации топлива (рис. 3). Применение агрегата фильтрации топлива позволяет производить прием необезвоженного нафтила в любое время года в цистерну-хранилище системы заправки без специальной подготовки ж/д агрегата доставки.

 

Рисунок 3. Конечный вариант фильтрации КТ

(1 – Ж/Д агрегат доставки КТ; 2 – цистерна-хранилище; 3, 11, 12, 13 – клапаны; 4 – стыковочные коммуникации; 6 –агрегат фильтрации топлива; 7 – электронасос; 5,8 – фильтр грубой очистки; 9 – фильтр тонкой очистки; 10, 13 – фильтр сепаратор; 14 – РН «Союз»)

 

Для подтверждения выбора оптимального варианта фильтрации на основании априорной информации были построены диаграммы Ганта для существующей системы и предлагаемых вариантов оптимизации.

 

Суммарное время проведения всех операций: 

Рисунок 4. Диаграмма Ганта для существующего варианта фильтрации компонента топлива РН «Союз»

 

Суммарное время проведения всех операций: 

Рисунок 5. Диаграмма Ганта для первого предлагаемого варианта фильтрации компонента топлива РН «Союз»

 

Суммарное время проведения всех операций: 

Рисунок 6. Диаграмма Ганта для второго предлагаемого варианта фильтрации компонента топлива РН «Союз»

 

В соответствии в представленными диаграммами видно, что этапы работы исходного варианта фильтрации можно сократить на 6 часов за счёт применения цистерны-хранилища, в которой происходит осушка азотом, или на 26 часов с применением агрегата фильтрации топлива (конечный вариант фильтрации).

Таким образом, применение агрегата фильтрации топлива существенно сокращает время приёма компонента топлива, а также позволяет продлить ресурс работы фильтров. Конечный вариант фильтрации является экономически выгодным, надёжным и безопасным с точки зрения надёжности.

 

Список литературы:
1. Виницкая А.В. Пути повышения надёжности заправочной системы ракеты-носителя «Союз» - Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(115)
2. Виницкая А.В. Современные фильтры для компонентов ракетного топлива - Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CCIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18 (209)
3. Основное оборудование систем заправки и газоснабжения ракет космического назначения / Шарапов В. С., Бирюков Г. П., Фадеев А. С. - Москва: РЕСТАРТ, 2011. - 147 с.
4. Архаров А.М., Кунис И.Д. Криогенные заправочные системы стартовых ракетно-космических комплексов / Под ред. И.В. Бармина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. – 252 с.