ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ФИЛЬТРАЦИИ ТОПЛИВА ЗАПРАВОЧНОЙ СИСТЕМЫ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ
Секция: Технические науки
LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»
ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ФИЛЬТРАЦИИ ТОПЛИВА ЗАПРАВОЧНОЙ СИСТЕМЫ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ
Системы заправки компонентов ракетного топлива состоят из емкостей, коммуникаций, распределительной запорной арматуры (пневмоклапаны, вентили), фильтров, теплообменников, средств дозирования, контроля и регулирования параметров компонентов ракетного топлива.
Поэтому системы заправки требуют постоянной доработки, так как повышенное качество фильтрации компонентов ракетного топлива позволяет сохранить и продлить их работоспособность. Для этого рассматриваются различные способы совершенствования заправочных систем.
Данная работа является продолжением работы [1], где был проведён анализ выбора заправочной системы для космодрома Байконур и замены подвижного типа заправки на стационарный.
Одной из проблем существующей в системе заправки ракеты-носителя является наличие свободной воды и механических примесей, которые являются бракующими факторами при приёме компонента топлива в систему. Для решения этой проблемы проводится выбор варианта очистки нафтила при его перекачке с железнодорожного агрегата и доставки в цистерну-хранилища.
Предлагается рассмотреть существующую систему заправки на космодроме Байконур и варианты модернизации.
За основу рассматриваем вариант фильтрации компонента топлива при заправке нафтила ракеты-носителя «Союз», которая представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Исходный вариант вариант фильтрации компонента топлива
(1 – Ж/Д агрегат доставки компонента топлива; 2 – цистерна-хранилище; 3 – подвижной ж/д агрегат заправки; 4, 9, 10, 12, 13 – клапаны; 5 – стыковочные коммуникации; 6 – фильтр грубой очистки; 7 – фильтр тонкой очистки; 8, 11, 14 – фильтр сепаратор; 15 – РН «Союз»)
Ресурс фильтров составляет около 20 м3, после чего необходимо их заменять на новые фильтроэлементы. Тщательный отстой ж/д агрегата доставки позволит увеличить ресурс работы фильтров.
Для решения проблемы предлагается рассмотреть 2 варианта оптимизации фильтрации компонента топлива.
Вариант первый. Предлагается применение фильтров механической очистки, обезвоживание нафтила проводится в цистерне-хранилище подачей в неё сухого газообразного азота (рис. 2). Но, экспериментальным путём доказано, после проведения трёх циклов осушки необходимо проводить цикл рассыщения.
Рисунок 2. Промежуточный вариант фильтрации КТ
(1 – Ж/Д агрегат доставки КТ; 2 – цистерна-хранилище; 3 – подвижной ж/д агрегат заправки; 4, 8, 9, 11, 12 – клапаны; 5 – стыковочные коммуникации; 6 – фильтр грубой очистки; 7 – фильтр тонкой очистки; 10, 13 – фильтр сепаратор; 14 – РН «Союз»)
Вариант второй. Предлагается наиболее эффективный способ приема необезвоженного нафтила – установка агрегата фильтрации топлива (рис. 3). Применение агрегата фильтрации топлива позволяет производить прием необезвоженного нафтила в любое время года в цистерну-хранилище системы заправки без специальной подготовки ж/д агрегата доставки.
Рисунок 3. Конечный вариант фильтрации КТ
(1 – Ж/Д агрегат доставки КТ; 2 – цистерна-хранилище; 3, 11, 12, 13 – клапаны; 4 – стыковочные коммуникации; 6 –агрегат фильтрации топлива; 7 – электронасос; 5,8 – фильтр грубой очистки; 9 – фильтр тонкой очистки; 10, 13 – фильтр сепаратор; 14 – РН «Союз»)
Для подтверждения выбора оптимального варианта фильтрации на основании априорной информации были построены диаграммы Ганта для существующей системы и предлагаемых вариантов оптимизации.
Суммарное время проведения всех операций:
Рисунок 4. Диаграмма Ганта для существующего варианта фильтрации компонента топлива РН «Союз»
Суммарное время проведения всех операций:
Рисунок 5. Диаграмма Ганта для первого предлагаемого варианта фильтрации компонента топлива РН «Союз»
Суммарное время проведения всех операций:
Рисунок 6. Диаграмма Ганта для второго предлагаемого варианта фильтрации компонента топлива РН «Союз»
В соответствии в представленными диаграммами видно, что этапы работы исходного варианта фильтрации можно сократить на 6 часов за счёт применения цистерны-хранилища, в которой происходит осушка азотом, или на 26 часов с применением агрегата фильтрации топлива (конечный вариант фильтрации).
Таким образом, применение агрегата фильтрации топлива существенно сокращает время приёма компонента топлива, а также позволяет продлить ресурс работы фильтров. Конечный вариант фильтрации является экономически выгодным, надёжным и безопасным с точки зрения надёжности.