Статья:

Учебно-исследовательские практики на уроках информатики

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: Физико-математические науки

Выходные данные
Карачакова Э.Ж. Учебно-исследовательские практики на уроках информатики // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/5(45).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Учебно-исследовательские практики на уроках информатики

Карачакова Эльмира Жойпановна
студент, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
Удодов Владимир Николаевич
научный руководитель, д-р физ.-мат. наук, зав. каф. ТФИТО, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, РФ, Республика Хакасия, г.Абакан

 

На начальном этапе обучения, одной из важных задач, которые стоят перед учителем является сохранение положительного уровня мотивации к обучению у учащегося. Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально действующими, нужно вести работу по их формированию[2,с.16]. Как же пробудить у ребят желание учиться?

Одним из главных подходов, усиливающих мотивацию к обучению является применение учебно-исследовательских практик, которые напрямую связаны с учебным процессом и только тогда будут созданы условия для:

·     формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более высокому овладению компьютерной грамотности;

·     повышения мыслительной активности учащихся и развитие навыков логического мышления;

·     умения находить необходимую информацию в сети Интернет для решения проблем, связывая их с реальной жизнью;

·     совершенствования коммуникативной и исследовательской компетенции;

·     развитие индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельность и востребованность в самообразовании [1, с. 54].

В процессе реализации исследовательских практик на уроках учащиеся не просто получают знания, а они обретают их самостоятельно, мотивационно используют их для решения познавательных и практических задач[3, с. 24].

Использование учебно-исследовательских практик, приходит на помощь решению фундаментальных целей преподавания информатики, так как традиционный объяснительно-иллюстративный метод применим только на самых ранних уровнях обучения, потому что он не позволяет учитывать личностные особенности учащихся и не ориентирует их на самостоятельность[4, с. 122].

Для реализации учебных практик на уроках информатики мною был разработан методический комплекс учебно-исследовательских практик.

Что же такое учебно-исследовательская практика и чем она отличается от других технологий?

Такое понятие впервые означало следующее: учебная практика – это некоторая исследовательская деятельность, которая направлена на освоение конкретных задач.

С появлением ФГОС ООО и СОО учебно-исследовательские практики нашли свое применение на ступени общего образования[5, с. 92].

Первоначально возникает целый ряд проблем: неравномерность общей подготовки учащихся; низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики); необходимость изучения большого объёма материала в сжатые временные рамки (один урок в неделю), динамичность развития содержания информационных технологий. Но постепенно использование учебно – исследовательской деятельности в системе доказывают эффективность её использования[5, с. 94].

Вашему вниманию я хочу рассказать о практиках на конкретном примере. Например, для закрепления и проверки качества знаний и умений по теме «Моделирование в среде графического и текстового редактора» разрабатывается исследовательская работа «Моя компания». Планируемый результат: создание 2D дизайна спальной комнаты с помощью основных геометрических фигур. Цель данного проекта, не просто проверить знания учащихся при работе с различными редакторами, но и проверить, как учащиеся смогут использовать знания на конкретных случаях. Учащиеся получают первый опыт работы с дизайном и формируют представление о культуре поведения в ситуации «конструктор-заказчик». Задача учащихся разработать различные эскизы дизайна комната, учитывая интересы заказчика. Если вид эскиза комнаты и элементы дизайна удовлетворяют интересам заказчика, то подписывается договор о приемке работы. Дизайн спальной комнаты является примером, темы же конструирования и моделирования могут быть различными. Домашним заданием является продумать заказ и составить смету для реализации данного проекта. Тетради с заказами сдают учителю, что бы заказчик во время приёмки не мог изменить условия заказа. На следующем уроке, каждый учащийся представляет свой проект, обсуждая детали интерьера и его стоимость. В итоге голосование выбирается лучший проект, и вносятся корректировки по замене отдельных элементов дизайна. Подводя итоги проекта, всегда обращаю внимание учащихся на их культуру поведения в моделируемых ситуациях «конструктор-заказчик», указывая, на необходимость проявлять взаимоуважение.

Проект «Открытка для друга». Вместе с детьми проходим следующие этапы проектирования:

1.  Описание задачи «Открытка для друга». Перед учащимся ставится задачи, написать письмо другу из другой страны в виде открытки. У каждой страны есть свои специфические открытки, все связано от интересов каждого народа. Какие открытки можно отправить в Японию, а в США?

2.  Для решения такой проблема ставим перед собой задачи: Создать оригинальную открытку и соответствующие подписи, для того, чтобы доставить радость другу из другой страны.

3.  Проводим обсуждения формата открытки, какие элементы можно использовать для создания проекта, что можно написать другу, на каком языке. Учащиеся решают, что результатом их работы будет, например открытка 3D с английским, немецким, французским текстами. Дальше учащиеся приступают к разработке собственного макета, используя тот графический пакет, в котором хорошо умеют работать.

4.  На этапе разработки макета открытки, многие учащиеся используют любимых героев российских мультфильмов. Затем составляют текст письма и оформляют конечный продукт. Данные проекты были реализованы в рамках иностранного клуба «Давайте общаться», где учащиеся общаются с сокурсниками других стран, которые так же вовлечено, занимаются изготовлением специфических открыток и стараются писать на русском языке.

Использование в своей работе учебно-исследовательских практик позволило преодолеть пассивность учащихся, тем самым повысить интерес к предмету. В работе над проектами у учащихся возникает необходимость использовать свой опыт и знания других предметов. В результате учащиеся принимают участие в научно-практических конференциях и занимают призовые места.

Таким образом, учебно-исследовательские практики помогают создавать положительную атмосферу для исследования и поиска на уроке, а также, дает возможность учащемуся поверить в свои силы. Без сомнения, практики являются одним из способов самовыражения самого ребенка и способствуют самореализации его личности.

 

Список литературы:
1. Кошелева Д.В. Генезис понятия «исследовательские умения» / Д.В.Кошелева // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 2 – С. 218–221. 
2. Резникова Ю.Г., Карпова Л.Г. Формирование навыков учебно-исследовательской работы у учащихся основной школы – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-uchebno-issledovatelskoy-raboty-u-uchaschihsya-osnovnoy-shkoly, свободный. – Загл. с экрана.
3. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003. – 204 с. 
4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003. – 204 с. 
5. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. – 208 с.