Расчет экономической эффективности внедрения средств мониторинга технических средств автопарка «Бумер»
Секция: Технические науки
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
Расчет экономической эффективности внедрения средств мониторинга технических средств автопарка «Бумер»
Финансовая деятельность автопарка «Бумер» основана на товарно-денежных отношениях, связанных с кругооборотом средств в процессе производства.
Выручка представляет собой денежные средства, полученные от выполнения услуги. Выручка пассажирского автопарка от перевозочной деятельности определяется на основе тарифов на перевозку.
Для расчета экономической эффективности рассмотрим основные статьи расходов при которых работает автопарк «Бумер». В их число основных затрат автопарка входят затраты на фонд оплаты труда, социальные отчисления, затраты на техническое обслуживание и ремонт техники, автомобильное топливо и другие затраты [2].
Таблица 1.
Подсчеты себестоимости перевозок
№ п/п |
Статья расходов |
Сумма, тыс. тенге |
Структура, % |
1 |
Фонд оплаты труда |
73320,5 |
26,7 |
2 |
Отчисления на социальные нужды |
19063,5 |
7 |
3 |
Автомобильное топливо |
116151 |
42,3 |
4 |
Смазочные материалы |
23230,2 |
8,5 |
5 |
Затраты на восстановление шин |
9078 |
3,3 |
6 |
Затраты на техническое обслуживание и ремонт |
3698,5 |
1,3 |
7 |
Амортизационные отчисления |
20000 |
7,3 |
8 |
Налоги |
5632 |
2,05 |
9 |
Прочие расходы |
4475 |
1,7 |
|
Итого |
274648,7 |
100% |
Общая выручка от перевозочной деятельности за 2015 год составляет 255328,6 тыс.тенге. Чистый убыток составляет 19320,1 тыс. тенге за отчетный год.
Рассчитаем размер капитальных вложений.
Таблица 2.
Затраты на проектируемые мероприятия
№ п/п |
Показатель |
Стоимость, тенге |
Структура |
1 |
Приемники Глонасс/GPS онлайн |
48500 |
19,8 |
2 |
АвтоГраф GSM-лайт |
52500 |
4,7 |
3 |
ПК (сервер) |
185000 |
75,5% |
|
Итого |
286000 |
100% |
Таблица 3.
Текущие затраты на обслуживание автопарка средствами мониторинга
№ п/п |
Показатель |
Значение показателя, тенге |
Структура |
1 |
Сотовая связь |
1680000 |
97,4 |
2 |
Выделенная сеть (в мес). |
45600 |
2,6 |
|
Итого |
1725600 |
100% |
Стоимость установки датчиков и приемников входит в стоимость комплекта. Общая сумма затрат, таким образом, составит:
) , тенге (1)
где:
– количество приемников Глонасс/GPS онлайн, шт;
– количество АвтоГраф GSM-лайт, шт;
– количество автомобилей в автопарке «Бумер».
Произведем расчеты:
тенге
Требуется Интернет на год текущий, сотовая связь с каждым транспортным средством на год и покупка комплектов систем на 50 автомашин. Кроме того, для автопарка, администратора и клиентов необходимо 4 оборудованных компьютера.
Внедрение системы мониторинга технических средств автопарка «Бумер» направлено, прежде всего, на снижение затрат. Как показывает опыт, внедрение системы мониторинга позволит снизить норму расхода топлива на 7–15 процентов [1]. Прежде всего это достигается путем установления контроля на автомобиль и повышения ответственности водителей. Для расчета берем минимальный показатель в 7%.
В г. Астана в столичном автопарке «Бумер» активно используются следующие модели машин:
1. Хюндай Акцент – 20 шт.
2. Киа Рио – 10 шт.
3. Фольксваген Поло – 10 шт.
4. Рено – 10 шт.
Цена на топливо марки АИ-92 по состоянию на 18.04.2015 год на заправках «КазМұнайГаз» состявляет 99 тенге. Возьмем среднестатистическую норму расхода топлива в столичных такси: в неделю автомашина проезжает около 400 км, за месяц – 1600 км, за год – 19200 км. Расчет произведем автоматически с помощью программы калькулятора расхода топлива. Полученные данные сведем в таблицы 4–7.
Таблица 4.
Расчет экономии топлива при введении системы мониторинга для автомобиля Kia Rio 1.5
Расчет экономии топлива в год для 10 машин при среднем пробеге 19200 км и стоимости топлива 99 |
||
Статья |
Расход топлива, л |
Выделение СО2 |
До внедрения системы |
15744 |
1574,4 |
После внедрения |
14752,13 |
15567,67 |
Экономия |
991,87 |
176,33 |
Итого экономия в тенге: |
98195,33 |
|
Таблица 5.
Расчет экономии топлива при введении системы мониторинга для автомобиля Hyundai Accent 1.5
Расчет экономии топлива в год для 20 машин при среднем пробеге 19200 км и стоимости топлива 99 |
||
Статья |
Расход топлива, л |
Выделение СО2 |
До внедрения системы |
34176 |
3417,6 |
После внедрения |
32022,91 |
33793,23 |
Экономия |
2153,09 |
382,77 |
Итого экономия в тенге: |
213155,71 |
|
Таблица 6.
Расчет экономии топлива при введении системы мониторинга для автомобиля Volkswagen Polo 1.6
Расчет экономии топлива в год для 10 машин при среднем пробеге 19200 км и стоимости топлива 99 |
||
Статья |
Расход топлива, л |
Выделение СО2, л |
До внедрения системы |
12480 |
1248 |
После внедрения |
11693,76 |
12340,22 |
Экономия |
786,24 |
139,78 |
Итого экономия в тенге: |
77837,76 |
|
Таблица 7.
Расчет экономии топлива при введении системы мониторинга для автомобиля Renault Logan 1.4
Расчет экономии топлива в год для 10 машин при среднем пробеге 19200 км и стоимости топлива 99 |
||
Статья |
Расход топлива, л |
Выделение СО2, л |
До внедрения системы |
13440 |
1344 |
После внедрения |
12593,28 |
13289,47 |
Экономия |
846,72 |
150,53 |
Итого экономия в тенге: |
83825,28 |
|
Рассчитаем экономию топлива при использовании системы мониторинга по следующей формуле:
,тенге (2)
тенге
Таким образом, установка системы мониторинга на транспортные средства автопарка «Бумер» принесет экономию 473014,08 тенге в год.
Определим срок окупаемости проекта:
, лет (3)
где: Kобщ – размер капитальных вложений;
Эобщ – экономия средств на топливе.
10 лет
Таким образом, можно сделать вывод о том, что установка системы мониторинга на технические средства автопарка не только позволит отслеживать автомашины, но и сэкономить топливо, поэтому является экономически выгодным проектом для автопарка «Бумер».