Статья:

Методологическое основание сквозного управления качеством на примере судоремонтной отрасли

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Стандартизация и управление качеством продукции

Выходные данные
Шульгин Ю.П., Попов Е.А. Методологическое основание сквозного управления качеством на примере судоремонтной отрасли // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 37-42.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методологическое основание сквозного управления качеством на примере судоремонтной отрасли

Шульгин Юрий Павлович
д-р мед. наук, профессор, Инженерная школа, Дальневосточный федеральный университет, РФ, Владивосток
Попов Егор Александрович
аспирант, Инженерная школа, Дальневосточный федеральный университет, РФ, Владивосток

 

Methodological base of the thought quality management by the example of ship repairing industry

Yuriy Shulgin

professor, School of Engineering, Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok

Yegor Popov

graduate student, School of Engineering, Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok

 

Аннотация. Импортозамещение и развитие отечественной промышленности – приоритетные задачи, устанавливаемые Правительством Российской Федерации. Жесткая конкуренция на мировом рынке требует от предприятий России создание и активное использование конкурентных преимуществ, как для укрепления собственных позиций, так и с целью расширения потребительского спроса и повышения лояльности потребителей. На основе ряда отраслевых особенностей судоремонта был разработан новый метод, основанный на сквозном интегрированном управлении качеством и позволяющий обеспечивать постоянное улучшение деятельности организации.

Abstract. Substitution of imports and native industry’s development are foreground objectives of the Russian Government. According to active competition in the global market Russian industries must make and utilize competitive advantages to fortify their economical positions and to increase customer’s demand and enhance customer’s loyalty. Ship repairing sector has some traits which limit methods of the service’s quality enhancing. According this specific of the ship repairing new method of quality management was founded. This method allows managing constant enhancing of industry in ship repairing area.

 

Ключевые слова: сквозное интегрированное управление качеством; судоремонт; повышение конкурентоспособности; менеджмент качества.

Keywords: thought integrated quality management; ship repairing; competitiveness increasing; quality management.

 

Отрасль судоремонта в настоящее время лежит в числе отраслей промышленности, которые, согласно «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» (утвержденной Приказом Минпромэнерго РФ от 06.09.2007 № 354) находятся в числе перспективных, т.е. развитие которых носит для страны приоритетный характер.

С целью рассмотрения вариантов развития предприятий отрасли судоремонта и поиска методов повышения эффективности и результативности работы судоремонтных компаний была проведена научно-исследовательская работа, затрагивающая менеджмент качества на предприятиях. Для повышения адаптивности исследуемых методик управления качеством в границах моделируемой системы в качестве основы был выбран принцип сквозного интегрированного внедрения.

Теоретическую основу сквозного интегрированного управления качеством, рассматриваемого в данной статье, составили такие методологии как принцип постоянного улучшения (цикл PDCA Деминга-Шухарта) и бенчмаркинг.

Сочетание представленных выше элементов представляет собой комплекс инструментов, повышения конкурентоспособности и, в частности, эффективности выполнения работ и оказания услуг. При этом, в виду ориентации исследовательской деятельности на создание модели повышения эффективности, ориентированной на судоремонтные предприятия и особенности проведения судоремонтных работ, в качестве основных стандартов для последующей адаптации предлагаемых принципов, были определены ГОСТ РВ 0015-002-2012, содержащий указания для создания системы менеджмента качества при работе с военной продукцией, в сочетании с ГОСТ Р 53893-2010, служащим основой для создания интегрированных систем менеджмента и устанавливающим правила интеграции вводимых в систему предприятия элементов [2, 3].

С целью продуктивного использования методологических инструментов в работе использовались такие научные методы как: сравнение, системный подход, анализ, синтез, моделирование.

В ходе интеграции требований стандартов сферы судостроения [2, 3] и инструментов менеджмента качества была разработана модель сквозного управления качеством, базирующаяся на «Петле качества» – цикличной концептуальной модели, показывающей, как и с помощью каких видов деятельности происходит влияние на качество продукции или услуги на каждом из этапов жизненного цикла [7]. Разработка концепции, затрагивающей все производственные службы, прямо или косвенно влияющие на качество конечного продукта или услуги, основана на системном подходе, благодаря чему достигается сквозное управление.

Адаптивная доработка существующей концепции повышения качества привела к изменению состава мероприятий, связанного со спецификой работ в области судоремонта и невозможностью применения существующей традиционной модели «Петли качества» в чистом виде [7].

Так упраздняется такой этап, как «упаковка и хранение» произведенного продукта, что вытекает из особенностей сферы услуг, в частности судоремонта. При этом происходит введение ряда контрольных мероприятий, которые не могут быть объединены в качестве единого укрупненного процесса, нуждаются в отдельном рассмотрении и анализе, при реализации концепции в судоремонтной компании.

Адаптированная для судоремонтной отрасли модель «Петля качества» изображена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. «Петля качества». Модель, адаптированная для судоремонтной отрасли

 

Контрольные мероприятия включают 3 процесса:

·    проверка качества на предприятии;

·    сдача работ;

·    ходовые испытания.

Реализация каждого из мероприятий происходит в четкой последовательности и представляет собой циклический процесс, в котором качественное улучшение параметров каждого подпроцесса может вести за собой повышение эффективности всех последующих подпроцессов цикла. Такое развитие можно определить, как цикл Деминга-Шухарта, проходящий внутри каждого из процессов, и включающий в себя 4 фазы: планирование, конкретная деятельность (производственный процесс), проверка, внесение изменений для улучшения последующих повторений процесса.

При этом цикл Деминга-Шухарта может распространяться как на весь цикл «Петли качества» целиком, так и на каждый подпроцесс оказания судоремонтной услуги. Осуществление постоянного улучшения производственных процессов, исходя из существующего опыта предприятий, может протекать в двух вариантах [5]:

1) осуществление силами подразделений, непосредственно ответственных за процесс (при этом определяются исполнители, наделяемые дополнительными полномочиями и обязанностями с целью результативного достижения целей постоянного улучшения;

2) привлечение дополнительного персонала (в таком случае привлеченный сотрудник задействован только в принятии мер, ведущих к повышению результативности и эффективности работы подразделения или подразделений – в зависимости от его должностных полномочий).

В виду разнообразия рынка судоремонтных компаний для технико-экономического развития организации в сфере судоремонта требуются инструменты, позволяющие проводить самооценку и своевременно реагировать на изменение условий внешней среды. Одним из специализированных управленческих инструментов, позволяющих выполнять подобные действия является бенчмаркинг – процесс непрерывной оценки и сравнения собственной организации с лидерами бизнеса с целью улучшения собственной бизнес-системы и укрепления позиций на рынке.

Внедрение на предприятии системы бенчмаркинга представляет собой применение практики сопоставительного анализа, базирующегося на эталонных показателях. В состав бенчмаркинга входят 3 основных направления: определение, освоение и адаптация имеющихся примеров эффективной работы компаний, наиболее успешных в отрасли, с целью улучшения собственной работы [1]. Таким образом, компания, применяя бенчмаркинг, выполняет оценивание и сопоставление, вытекающие в основу построения эффективной и результативной собственной производственной системы.

Систематизация источников получения информации для бенчмаркинга позволяет выделить следующий перечень возможных информационных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации:

·          открытые отчеты западных и российских компаний;

·          Интернет-ресурсы;

·          деловые визиты (с целью обмена опытом);

·          специализированные выставки;

·          тематические конференции и круглые столы;

·          результаты работы собственных подразделений.

Таким образом, бенчмаркинг предполагает активное обращение предприятия во внешнюю среду, с целью получения полезных для планирования и реализации собственных стратегических мероприятий данных, получаемых в ходе мониторинга и анализа.

Процесс бенчмаркинга может иметь и другое направление – улучшение внутренних процессов, за счет применения передовых практик и опыта работы собственных подразделений. Такой подход предполагает определение наиболее эффективно функционирующих подразделений и дальнейший анализ причин их успешности. Подход может включать в себя наставничество и обмен опытом, но не должен нарушать сбалансированной работы предприятия.

Рост конкуренции заставляет пользоваться нестандартными для отрасли методами, способными дать добавочное конкурентное преимущество компании перед организациями-конкурентами. Внедрение в систему судоремонтного предприятия системы бенчмаркинга на основе сквозного интегрированного менеджмента дает возможность выведения промышленной организации на новый конкурентный уровень и создает основу для наиболее быстрого реагирования на изменения условий и тенденций рынка услуг в области судоремонта, а также позволяет эффективнее и с наименьшими затратами производить модификации системы (как менеджмента, так и производства) предприятия в будущем.

 

Список литературы: 
1. Бенчмаркинг как современный инструмент управления предприятием / М.Ю. Борисенко // Kant. – 2013. – №3 (9). – С.38-41.
2. ГОСТ РВ 0015-002-2012. Система разработки и постановки на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования. – М.: Стандартинформ, 2012. – 67 с.
3. ГОСТ Р 53893-2010. Руководящие принципы и требования к интегрированным системам менеджмента. – М.: Стандартинформ, 2011. – 34 с.
4. Интегрированный подход к управлению качеством и безопасностью / Н.И. Дунченко, А.С. Ремизова // Компетентность. – 2013. – №3. – С. 46-51.
5. Система менеджмента качества и персонал: взаимосвязь, тенденции и развитие / И.В. Плотникова, А.Б. Петрова, М.Н. Янушевская // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1-1. – С. 696.
6. Систематизация проблем внедрения СМК / Е.В. Солнцева, Е.С. Сергеева, Е.В. Славихина // Качество в производственных и социально-экономических системах. – 2014. – Том 1. – С. 277-282.
7. Системный подход к определению основных элементов управления финансовыми потоками предприятия / Е.П. Пешкова // Вестник ТИУиЭ. – 2011. – №2. – С.21-26.
8. ISO 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования. – М.: Стандартинформ, 2015. – 38 с.