Статья:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ СОТРУДНИКОВ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Конференция: LXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Бухгалтерский учет, статистика

Выходные данные
Магомедова Л.М. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ СОТРУДНИКОВ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXI междунар. науч.-практ. конф. — № 6(61). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ СОТРУДНИКОВ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Магомедова Луиза Маданиевна
магистрант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

FEATURES OF THE FORMATION OF WAGES FOR EMPLOYEES OF A TRANSPORT ORGANIZATION

 

Luiza Magomedova

Undergraduate, Saint-Petersburg State University of Economics, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. Одним из ключевых факторов производства на всех этапах экономического развития человечества всегда выступал труд. И успех организации в любой сфере деятельности зависит от максимально эффективного использования человеческого труда. В статье рассмотрены особенности формирования заработной платы водителей автобусов на примере функционирующего транспортного предприятия.

Abstract. One of the key factors of production at all stages of the economic development of mankind has always been labor. And the success of an organization in any field of activity depends on the most efficient use of human labor. The article discusses the features of the formation of wages for bus drivers on the example of a functioning transport enterprise.

 

Ключевые слова: заработная плата; система оплаты труда; надбавка; тарифная ставка; трудовой кодекс.

Keywords: wages; wage system; allowance; tariff rate; Labor code.

 

Транспортные организации отличаются большим количеством производственного персонала, обеспечивающего функционирование подвижного состава. Заработная плата таких работников составляет более 70% фонда оплаты труда предприятия и имеет существенный вес в себестоимости готовой продукции или услуги. Именно поэтому руководство предприятия стремится к максимально эффективному использованию фонда оплаты труда, обеспечению удовлетворенности сотрудников условиями труда с целью повышения производительности и трудовой активности.

Основой нормативного регулирования организации работы и оплаты труда выступает Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), который содержит все основные понятия, касающиеся взаимоотношений работодателя и сотрудника. Так, согласно ст.129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с системой оплаты труда, которая применяется у конкретного работодателя. Система оплаты труда – это схема для расчета заработной платы. Существует три системы оплаты труда:

- тарифная;

- бестарифная;

- смешанная.

В зависимости от характера выполняемой работы компания имеет право выбрать одну или несколько систем оплаты труда. На предприятиях транспортной отрасли чаще всего используется тарифная система оплаты труда, разновидности которой представлены на схеме.

 

Рисунок 1. Тарифная система оплаты труда

 

Повременная система оплаты труда предусматривает зависимость заработной платы от количества фактически отработанного сотрудником времени (часов, дней) и тарифной ставки (часовой имели дневной) с учетом его квалификации и условий труда:

  • простая повременная – заработная плата зависит от количества отработанного времени;
  • повременно-премиальная – заработная плата состоит из оплаты отработанного времени и премий, предусмотренных трудовым или коллективным договором;
  • окладная – в зависимости от квалификации устанавливается фиксированный месячный оклад.

При сдельной системе оплаты труда заработная плата сотрудника зависит от количества произведённых им единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда и сдельных расценок.

  • прямая сдельная – заработная плата напрямую зависит от количества произведённой сотрудником продукции и сдельной расценки. Чем больше выработка, тем больше оплата труда;
  • сдельно-премиальная – кроме сдельной оплаты предусматривает также премиальные выплаты (за перевыполнение нормы выработки или отсутствие брака), указанные в трудовом или коллективном договоре;
  • сдельно-прогрессивная – оплата за продукцию сверх нормы производится по повышенным расценкам;
  • аккордная – определяется стоимость не отдельного изделия, а комплекса работ, с установлением предельного срока их выполнения;
  • косвенно-сдельная – оплата труда рабочих, обслуживающих оборудование и рабочие места. Для них устанавливаются косвенные сдельные расценки из расчёта количества выработки основных рабочих.

Водители составляют основную категорию сотрудников транспортной организации. Уровень их заработной платы зависит от ряда факторов:

- уровень квалификации (классность);

- стаж работы;

- тип и категория транспортного средства, которым управляет водитель;

- город и регион;

- вид собственности (частная или муниципальная);

- условия труда.

Заработная плата работников транспортной отрасли (как и любого другого работника) состоит из оплаты за отработанное время, компенсирующих и стимулирующих выплат. К выплатам за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, работу в ночное время, за совмещение профессий применяются общие правила, предусмотренные ТК РФ.

В данной работе автор рассмотрел особенности формирования заработной платы водителей автобусов. Чаще всего для них установлена повременная система оплаты труда, и заработная плата определяется как произведение отработанных часов (дней) на часовую (дневную) тарифную ставку. Имеет место и применение сдельной системы, в частности, на предприятиях, занимающихся грузоперевозками.

В транспортной отрасли, в отличие от других, установлена стимулирующая надбавка за классность. Классность присуждают работнику в зависимости от стажа работы специально назначенной комиссией на конкретном предприятии. Если водителю присвоен 1 или 2 класс, то это предусматривает доплату к заработной плате. Следует отметить, что согласно Трудовому кодексу РФ, доплата за присуждённый класс водителю является правом работодателя, а не обязанностью. Наличие доплат за классность и ее размер необходимо согласовывать при приеме на работу и отразить это в трудовом или коллективном договоре во избежание спорных ситуаций между работником и работодателем.

Чаще всего выплата за классность устанавливается в следующих размерах:

- за 1 класс – 25% от фиксированной ставки;

- за 2 класс – 10% от фиксированной ставки.

Кроме этого, на предприятиях могут быть установлены другие стимулирующие выплаты, например, за выполнение плана перевозок, за бережное отношение к транспортному средству, за экономию топлива и горюче-смазочных материалов и пр.

Работа водителем автобуса отличается сложностью и существенным негативным влиянием на организм, и ТК РФ определена необходимость установить доплаты за работу во вредных и опасных условиях труда. По результатам специальной оценки условий труда должности присваивается категория условий, в зависимости от которой устанавливаются надбавки. Различают следующие категории условий труда:

- оптимальные;

- допустимые;

- вредные;

- опасные.

Если в результате оценки должность водителя автобуса признана вредной или опасной, работодатель обязан предоставить сотрудникам надбавку, дополнительные дни оплачиваемого отпуска или сокращение продолжительности рабочего времени. Какие именно компенсации предусмотрены для сотрудников на конкретном предприятии определяет организация, осуществляющая специальную оценку условий труда. Минимальный размер надбавки за вредные и опасные условия труда, согласно ТК РФ, составляет 4% ставки, ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 7 дней и сокращённая рабочая неделя продолжительностью не более 36 часов.

Индивидуальный предприниматель Иванова Ольга Ивановна занимается перевозкой пассажиров в пригородном сообщении по Ленинградской области с 2020г.  Штат организации состоит из 31 человека, в том числе водителей, бухгалтера, диспетчеров, механиков, специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения.

В рассматриваемой организации для большинства сотрудников применяется повременно-премиальная система оплаты труда, установлены часовые тарифные ставки и определенный режим рабочего времени.

Для водителей автобусов, диспетчеров и механиков установлена почасовая оплата труда. В этом случае заработная плата определяется умножением часовой ставки на количество отработанных часов. При этом в состав отработанного времени водителя включается время управления автомобилем, время остановок для кратковременного отдыха, время подготовительных и заключительных работ перед выездом на линию и после возвращения с линии соответственно, время проведения медицинского осмотра перед выездом и после возвращения, время проведения работ по устранению возникших в течение работы эксплуатационных неисправностей автомобиля. Тарифная ставка водителей зависит от категории, сложности управления транспортным средством, работы в дневное или ночное время согласно графику.

Кроме этого, заработная плата включает доплату за совмещение работы водителя и кондуктора, доплату за вредные условия труда, а также премию за бережное отношение к транспортному средству, ежегодную премию за вождение без ДТП и выполнение норм расхода топлива и горюче-смазочного материала согласно «Положению о премировании водителей», разработанному в организации.

Рассмотрим на примере расчет заработной платы водителя. В марте 2022 г. водитель Кравцов В.И. отработал 150 часов.

Тарифная ставка –  150 руб./ч.;

Доплата за совмещение работы водителя и кондуктора – 10% от часовой ставки;

Доплата за вредные условия – 4% от заработной платы.

За март месяц Кравцову В.И. начислено:

(150x150)= 22 500 руб. – за отработанное время;

22 500x10%= 2 250руб. – за совмещение работы водителя и кондуктора;

(22 500+2 250)x4%= 990руб. – за вредные условия труда.

Итого: 22 500+2 250+ 990=25 740 руб.

Таким образом, в результате проведенного анализа теоретической базы автор пришел к выводу, что организация оплаты труда в транспортной отрасли имеет свои особенности. Заработная плата водителя зависит от многих факторов, таких как вид транспортного средства, условия труда (вредные, опасные), квалификация и стаж работы водителя, в зависимости от которой ему присуждается классность. Формирование заработной платы водителя автобуса было подробно рассмотрено  на примере действующего предприятия.

 

Список литературы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 16.12.2019). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
2. Анциферова, И.В. Бухгалтерский финансовый учет : учебник / И.В. Анциферова. – Москва : Дашков и К°, 2017. – 558 с.
3. Бухгалтерский учет. Учебник / Под ред. Бабаева Ю.А., Бобошко В.И.. – М.: Юнити, 2017. – 1279 с.