Статья:

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

Конференция: LXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Макаров Н.В., Зубова О.Г. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 3(69). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

Макаров Николай Васильевич
магистрант, ОЧУВО Московский инновационный университет, РФ, г. Москва
Зубова Ольга Геннадьевна
канд. экон. наук, доцент, ОЧУВО Московский инновационный университет, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Состояние качества продукции (услуги), отдельных процессов и явлений, выделяемых в деятельности субъекта хозяйствования, зависимо от применяемых подходов к управлению им. Данные подходы должны быть максимально сопоставимы с текущими условиями деятельности предприятия и целями, выделенными на перспективу, иначе они обречены на неэффективность, поскольку каждый бизнес выстраивается на взаимоувязанных действиях

Abstract. the state of the quality of products (services), individual processes and phenomena identified in the activities of a business entity depends on the approaches used to manage it. These approaches should be as comparable as possible with the current conditions of the enterprise and the goals allocated for the future, otherwise they are doomed to inefficiency, since each business is built on interrelated actions

 

Ключевые слова: качество; управление качеством; эффективность; эффективность управления; система менеджмента качества.

Keywords: quality; quality management; efficiency; management efficiency; quality management system.

 

От управления качеством зависит интенсивность развития бизнеса, что особо значимо с учетом сложной экономической ситуации, которая сложилась в стране на текущий момент, на фоне санкций, введенных в отношении России.

Управление качеством выступает основой, которая координирует деятельность бизнес-субъекта, на пути достижения запланированных качественных характеристик, как относительно выпускаемого на рынок продукта (услуги), так и относительно реализуемых процессов [2]. Более того, оно накладывает отпечаток на управление ресурсным потенциалом субъекта-бизнеса и реализуемые в его деятельности проекты.

Управление качеством не может быть спонтанным, его выстраивание должно основываться на информационно-аналитической базе позволяющей оценить текущую ситуацию и выделить желаемое развитие ситуации на перспективу. На основе виденья на перспективу задаются конкретные действия, которые должны реализовываться в деятельности субъекта хозяйствования.

Единой концепции управления качеством быть не может, поэтому каждый субъект должен разрабатывать ее самостоятельно, принимая во внимание:

  • характер деятельности;
  • ресурсный потенциал;
  • подходы к продвижению на рынке;
  • побудительные мотивы к управлению качеством, которые исходят от управляющего состава компании;
  • запросы целевой аудитории, относительно качества продукции (услуг), обслуживания [3].

Базовая концепция управления качеством должна формироваться по элементам, выделенным на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Элементы базовой концепции управления качеством

 

В деятельности субъекта хозяйствования система управления качеством может:

  • формироваться по собственным убеждениям, которые исходят от руководства;
  • исходить из ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» [1].

Управление качеством должно выстраиваться не по узкому маршруту, который обычно формируется в плоскости общего управления, где во внимание принимаются в основном цели и задачи деятельности в текущем моменте и на перспективу, а быть гораздо шире. Например, формирование подходов к управлению качеством должно выстраиваться с учетом совокупности направлений детальности субъекта, которые выделены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Направления деятельности, учитываемые при выстраивании концепции управления качеством [4]

 

Концепция управления качеством, должна быть задокументирована, только при этом подходе формируется единая идеология управления качеством, которая может быть воспринята в верном ключе, лицами, которые привлечены к ее реализации.

Концепция управления качеством реализуется в целом через базовые управленческие функции:

  • планирование;
  • анализ;
  • контроль;
  • регулирование [5].

При этом формирование подхода к управлению качеством не ограничивается документированием ее концепции, бизнес-субъект наряду с концепцией должен выделить и стратегию ее реализации [6]. Данная стратегия должна предполагать:

  • проведение дополнительного профессионального обучения лиц, которые задействуются в реализации концепции управления качеством;
  • пересмотр подходов к системе мотивации лиц, задействованных в реализации концепции управления качеством;
  • выделение контрольных точек, позволяющих делать суждения о результативности управления;
  • распределение обязанностей и границ ответственности, между лицами субъекта хозяйствования, которые задействованы в процессе управления качеством.

Таким образом, управление качеством должно быть обоснованным и рациональным, оно должно обеспечивать прозрачность бизнеса относительно принятой концепции обеспечения качества, так как это выступает стимулом для развития деловых контактов и условием наращения целевой аудитории проводимой коммерческой деятельности.

 

Список литературы:
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования».
2. Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник / Е.А. Горбашко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2022. – 397 с.
3. Кузнецова Н.В. Управление качеством: учебное пособие / Н.В. Кузнецова. – 4-е изд., стер. – М.: Флинта, 2021. – 360 с.
4. Курочкина А.Ю. Управление качеством услуг: учебник / А.Ю. Курочкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 172 с.
5. Тебекин А.В. Управление качеством: учебник / А.В. Тебекин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 410 с.
6. Фомичев В.И. Управление качеством и конкурентоспособностью: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 156 с.