ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ
Конференция: LXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономическая безопасность
LXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ
Аннотация. В современных условиях таможенная политика является инструментом регулирования внешнеэкономических отношений, обеспечения своевременного и полного пополнения доходной части федерального бюджета и защиты национальных интересов государства. Однако, применение мер таможенной политики необходимо при реагировании на возникающие риски и угрозы в сфере финансово-экономической безопасности государства.
Ключевые слова: таможенная политика; инструменты таможенной политики; финансово-экономическая безопасность государства; санкции.
В настоящее время в условиях интенсивного развития международной торговли возрастает роль таможенной политики в обеспечении финансово-экономической безопасности государства.
В Российской Федерации таможенная политика заключается в формировании и обеспечении реализации механизма согласованных стратегических подходов и таможенных методов регулирования перемещения товаров через таможенную границу государств – членов ЕАЭС. В свою очередь таможенная политика направлена на организацию благоприятных условий для роста национальных экономик и защиту экономической безопасности каждого из государств-членов ЕАЭС.
Разнообразие задач, стоящих перед таможенной политикой, повышает уровень требований к ее системности, обоснованности, взвешенности и скорости принятия решений. Совокупность институтов, участвующих в формировании и реализации таможенной политики, а также выбор форм и методов ее проведения, порядок использования государственными органами инструментов таможенного регулирования формируют механизм таможенной политики [5, с. 53]. Формирование системы таможенных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности заключается в определении конкретного комплекса тарифных и нетарифных мер регулирования, обеспечивающего достижение утвержденных значений показателей экономической эффективности и безопасности для каждой страны-участницы ЕАЭС.
Формирование целей таможенной политики происходит в соответствии с конкретными проблемами, которые возникают на этапах экономического развития государства, например, структурная перестройка отечественного производства, преодоление последствий экономического кризиса, а также защита отечественного производителя. При эффективном применении инструментов таможенной политики международный обмен товарами позволяет государству увеличивать ВВП, содействует переходу производства на новый инновационный путь развития, расширяет потребительский спрос и способствует освоению национальными участниками внешнеэкономической деятельности современных методов рыночного хозяйствования.
Инструментами таможенной политики являются тарифные и нетарифные меры, которые представлены на рисунке 1.
Таможенно-тарифные инструменты таможенной политики представляют собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, тарифных квот и льгот, тарифных преференций и имеющий целью, в частности, защиту внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике [6, с. 95].
Нетарифные инструменты таможенной политики представляют собой механизм государственного регулирования внешнеторговой политики, который включает экономические (кроме таможенного тарифа), административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами [7, с. 36].
Рисунок 1. Методы таможенной политики по регулированию внешнеэкономической деятельности
Составлено автором на основе [1]
На данный момент таможенная политика в Российской Федерации осуществляется в условиях санкционной политики со стороны Запада и иных недружественных стран [9]. В связи с этим государству необходимо выстраивать таможенную политику в направлении собственных интересов, в т.ч. обеспечение фискальной функции бюджета, стимулирование инвестиционных процессов в экономике, поддержка конкурентоспособности отечественных производителей, содействие сдерживанию роста внутренних цен, сокращение прямых и косвенных издержек участников ВЭД.
В целях решения данных задач таможенной политикой должны формироваться условия для экономически целесообразного импортозамещения, развития производственно-технологической кооперации в рамках ЕАЭС. Стоит отметить, что применяемые методы и инструменты в рамках обеспечения финансово-экономической безопасности государства должны коррелировать с проводимой национальной политикой.
В целом санкции в отношении России направлены на финансовую, энергетическую и транспортную отрасли, поставки товаров, технологий и оборудования, визовой политики. Так, в 2022 году с принятием новых пакетов санкций против России ряд крупных российских банков был отключен от системы межбанковских платежей SWIFT, деятельность платежных систем MasterCard и Visa приостановлена на территории Российской Федерации, заморожены активы Центрального банка Российской Федерации, размещенные за рубежом, а также активы российских банков и компаний. Кроме того, многие иностранные компании приостановили или прекратили свою деятельность на территории России, прекращены некоторые поставки продукции и оборудования. В целях стабилизации и поддержки российской экономики после введения очередных санкций в 2022 году, Правительство Российской Федерации приняло разные меры, в т.ч. в части таможенной политики.
Во-первых, введен запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации товаров, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 311. К числу таких товаров относятся: промышленное и технологическое оборудование товарной группы 84 ТН ВЭД; ортопедические и медицинские изделия; электротехническое оборудование и узлы группы 85 ТН ВЭД и иное [2].
Во-вторых, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 312 введен на временной основе разрешительный порядок вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации. Согласно указанному постановлению отраслевые регуляторы (Минсельхоз, Минпромторг, Минцифры, Росздравнадзор, Минтранс) могут выдавать разовые индивидуальные разрешения участникам ВЭД на экспорт конкретного оборудования в рамках конкретной сделки [3].
В-третьих, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 313 в качестве ответных мер недружественным странам, которые объявили санкции в отношении России или присоединились к ним, введен запрет на вывоз в эти страны некоторых видов сырья и материалов. Например, древесины в виде щепок или стружки, лесоматериалы необработанные и иное [4].
В-четвертых, в целях повышения устойчивости российской экономики установлены нулевые ставки ввозных таможенных пошлин на ряд товаров, в т.ч. овощи и семенной материал; фармакологические препараты; медицинская техника и изделия; лекарственные средства; средства гигиены и иные товары [8]. Таким образом, анализируя текущую экономическую ситуацию, сложившуюся под влиянием санкционных барьеров как на пути движения товаров, так и для возможности их оплаты, стоит отметить, что с одной стороны, активно реализуются процессы импортозамещения, отечественные производители выходят на новые иностранные рынки сбыта и полномасштабно на российский рынок, а с другой стороны многие российские предприниматели и производители несут убытки ввиду отсутствия аналогов необходимого сырья и материалов для производства товаров и предоставления услуг.
Однако, несмотря на вышеуказанные трудности, государством принимаются меры по стабилизации и повышению устойчивости экономики Российской Федерации в условиях санкций.
Изменения в области таможенной политики (принятие новых тарифных и нетарифных мер) стали одним из способов преодоления сложившейся сложной экономической ситуации в Российской Федерации и обеспечения защиты финансово-экономической безопасности государства, поскольку способствуют открытию новых путей поставок товаров, оказывают поддержку отечественным производителям и поддерживают предложение товаров и услуг на внутреннем рынке.
Тем не менее, провести полноценную оценку эффективности и результативности нового курса таможенной политики можно будет по истечении определенного периода времени, в связи с постепенной адаптацией участников ВЭД к современным условиям внешней торговли и отсутствием полных данных о результатах от принятых мер.