Статья:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: LXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика предпринимательства

Выходные данные
Титов П.Н. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(65). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Титов Павел Николаевич
магистрант, Частное учреждение высшего образования Институт государственного администрирования, РФ, г. Москва

 

STATE REGULATION OF CORPORATE ACTIVITIES

 

Pavel Titov

Master's student of Private educational institution of higher education Institute of Public Administration, Russia, Moscow

 

Аннотация. В научной статье представлены результаты анализа характеристики государственного регулирования деятельности корпоративных структур бизнеса в экономике Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена сложной структурой отношений между заинтересованными сторонами и экономическими субъектами в вопросах корпоративного права и управления.

Abstract. The scientific article presents the results of the analysis of the characteristics of state regulation of the activities of corporate business structures in the economy of the Russian Federation. The relevance of the study is due to the complex structure of relations between stakeholders and economic entities in matters of corporate law and management.

 

Ключевые слова: корпоративная деятельность; государственное регулирование; корпоративное управление; корпоративный бизнес; корпоративное право.

Keywords: corporate activity; state regulation; corporate governance; corporate business; corporate law.

 

Управление корпоративными отношениями в российской практике ключевое направление при развитии корпораций и крупных по структуре бизнес-субъектов. Есть ряд стейкхолдеров, соблюдение интересов которых способствует достижению целей и финансовых результатов компании. В случае, если заинтересованные лица остаются без внимания со стороны корпоративных менеджеров и совета директоров, возможно формирование конфликтов внутри корпорации.

Успешные корпоративные структуры бизнеса – это те предприятия, в рамках которых учитываются интересы основных стейкхолдеров. В российской и зарубежной практике основными заинтересованными лицами выступают мажоритарные акционеры, которые вкладывают свой личный финансовый капитал в развитие и масштабирование бизнеса [1].

Суть корпоративного управления на практике российских компаний заключается в том, чтобы дать акционерам возможность эффективного контроля и мониторинга деятельности менеджмента и тем самым способствовать повышению финансовой устойчивости компании. Этот контроль подразумевает как внутренние процедуры управления, так и внешние правовые и регулирующие механизмы.

Необходимость проведения государственного регулирования корпоративной деятельности в российской практике оценивается по-разному. Есть ряд исследователей, которые отмечают негативное воздействие регулятивной функции государства на развитие корпоративных структур бизнеса. Однако важно заметить то, что именно механизм государственного регулирования корпоративной деятельности обеспечивается защиту интересов всех частных лиц, принимающих участие в формировании корпоративных отношений.

Выступая коммерческими организациями, корпоративные структуры бизнеса проводят предпринимательскую деятельность с целью извлечения финансового результата. Однако поскольку интересы корпораций могут расходиться с интересами общества и государства, возникает острая необходимость государственного регулирования корпоративной деятельности.

Государственное регулирование корпоративной деятельности классифицируется по разным критериям (см. рисунок 1).

 

Рисунок 1. Классификация государственного регулирования корпоративной деятельности [2]

 

Государственное регулирование корпоративной деятельности обеспечивается на основе принципов корпоративного права. Перечислим основные из них [3]:

1. Принцип сочетания общественных и личных интересов.

2. Принцип добросовестности.

3. Принцип стабильности и защищенности прав.

4. Принцип экономичности в корпоративных отношениях.

5. Принцип содействия сторон.

Международный опыт государственного регулирования корпоративной деятельности демонстрирует увеличение практической значимости механизма регуляции со стороны государства в период научно-технического прогресса и масштабирования производства. Такая тенденция, в первую очередь, обусловлена желанием государства обеспечить решение задач в вопросах социальной и экологической политики, где корпоративные структуры бизнеса занимают немаловажную роль.

Например, направлением государственного регулирования корпоративной деятельности в России является стимулирование реализации моделей устойчивого развития. На сегодняшний день данная концепция распространяется на все отрасли и сферы жизнедеятельности людей. Предмет устойчивого развития становится актуальным, как для формирования стратегии экономической политики государства, так и для ее социальной политики. В связи с этим, формируется новые направления устойчивого роста, которые способствуют реализации моделей применения технологий зеленой экономики российскими корпорациями.

Практическое применение принципов модели устойчивого развития компаниями позволяет в итоге достичь следующих результатов, как [5]:

- снижение финансовых и материальных расходов при производственной и логистической деятельности;

- обеспечение экологической безопасности на объектах производства;

- повышение стоимости бренда компании из-за увеличения лояльности внешних и внутренних стейкхолдеров.

Среди важнейших аспектов существования и деятельности современных корпораций, остро нуждающихся в государственно-правовом регулировании, необходимо назвать следующие процессы, как [4]:

- создание бизнеса;

- государственная регистрация бизнеса;

- проведение реорганизации;

- проведение ликвидации бизнеса;

- осуществление лицензирования видов экономической деятельности;

- антимонопольное регулирование.

В российской практике механизм государственного регулирования корпоративной деятельности характеризуется как соотношение основной регуляторной деятельности и вспомогательных механизмов функции регулирования. На государственном уровне:

- устанавливаются основы правового статуса корпораций;

- определяется система и структура основных органов управления;

- фиксируются права и обязанности участников и работников корпораций.

Таким образом, государственное регулирование корпоративной деятельности обеспечивает реализацию интересов общества, государства и субъектов корпоративных правоотношений. Формируются справедливые условия предпринимательской деятельности корпораций, куда относится антимонопольное регулирование. Также механизм государственного регулирования корпоративными структурами бизнеса обеспечивает решение социальных и экологических проблем. Так, например, стимулируется реализация модели устойчивого развития на базе корпораций.

 

Список литературы:
1. Ткаченко И.Н. Об учете интересов стейкхолдеров в современной парадигме корпоративного управления // Управленческие науки в современном мире. 2018. № 1. С. 205-209.
2. Магомедова Ш.С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: формы, способы, пределы вмешательства // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. № 7. С. 146-151.
3. Юрова И.О. Принципы осуществления корпоративных прав // Правовая политика и правовая жизнь. 2018. № 1. С. 122-127.
4. Версоцкий Р.Р., Токарев С.И., Борисова А.В. Анализ механизмов государственного регулирования деятельности корпораций // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). 2019. № 4 (6). С. 165-172.
5. Леушкина В.В., Погребцова Е.А. Переход РФ на зеленую экономику: проблемы и перспективы // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 7. С. 500-505.