Статья:

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19

Конференция: LXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Мировая экономика

Выходные данные
Перовский М.В. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам LXX междунар. науч.-практ. конф. — № 4(70). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19

Перовский Максим Викторович
студент, Ростовский филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия», РФ, г. Ростов-на-Дону

 

EVALUATION OF THE RESULTS OF ECONOMIC SUPPORT MEASURES IN THE REPUBLIC OF KOREA DURING THE COVID-19 PANDEMIC

 

Maxim Perovsky

Student, Rostov branch of the State Educational Institution of Higher Education «Russian Customs Academy», Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. COVID-19 оказал серьезное негативное воздействие на ряд стран, вынудив их правительства принять комплексные меры не только для сдерживания пандемии, но и для поддержки своих национальных экономик в кризисный период. В статье рассматриваются результаты мер экономической поддержки, принятых правительством Республики Корея.

Abstract. Covid-19 has had a serious negative impact on a number of countries, forcing their governments to take comprehensive measures not only to contain the pandemic, but also to support their national economies during the crisis period. The article discusses the results of economic support measures taken by the Government of the Republic of Korea.

 

Ключевые слова: пандемия COVID-19; Республика Корея; меры экономической поддержки; экономическое развитие.

Keywords: Covid-19 pandemic; Republic of Korea; economic support measures; economic development.

 

Республика Корея – страна, граничащая с Китайской Народной Республикой, а потому одной из первых столкнувшаяся с пандемией COVID-19. Число зараженных за период пандемии вплоть до 2023 года является одним из самых высоких в мире и составляется 59,8% от числа всего населения страны. Однако уже на сегодняшний день, не смотря на лишь недавние окончание пандемии, можно заключить, что Республика Корея смогла справиться с распространением COVID-19 относительно успешно. Именно благодаря своевременным и отработанным, ввиду распространения ближневосточного респираторного синдрома в 2015 году, мерам по борьбе с пандемией Республики Корея удалось минимизировать число летальных исходов, которые составляют 0,096% от числа инфицированных, без введения строгих ограничительных мер.

Меры государственной поддержки в рамках борьбы с последствиями пандемии также был характеризованы экспертами как эффективные и масштабные как с точки зрения самого подхода: инструменты подразделялись на фискальную поддержку, налоговые послабления, финансовую и административную помощь [2, с. 86], так и с точки зрения масштабов этой самой поддержки: ОЭСР оценивает общий пакет мер в 14,4% ВВП [1, с. 98].

Например, в целях реализации необходимых мер поддержки в рамках фискальной политики правительство Республики Корея приняло 4 дополнительных бюджета в течение 2020 года. Первый дополнительный бюджет включал поддержку малого и среднего бизнеса, дополнительные потребительские талоны и гранты местным органам власти в размере 8,8 трлн вон. Второй дополнительный бюджет содержал денежные переводы домохозяйствам на 14,3 трлн вон. Третий дополнительный бюджет состоял из поддержки компаний, занятости и систем социальной защиты; стимулирования потребления, инвестиций и местной экономики; финансирования и нового курса Кореи в области цифровых и зеленых инвестиций, что в общем составило 23,7 трлн вон. Четвертый дополнительный бюджет предусматривал выделение 7,8 трлн вон, из которых 3,9 трлн вон на поддержку малого и среднего бизнеса, 1,5 трлн вон на трудовые отношения, 0,4 трлн вон на поддержку безработных и домохозяйств с низким доходом, 1,8 трлн вон на поддержку детских садов и оплату мобильной связи и 0,2 трлн вон на экстренную профилактику заболеваний.

В качестве оценки эффективности мер экономической поддержки, проводимых во время пандемии, рассмотрим индекс бизнес-опроса, опубликованный Банком Кореи, который представляет собой оценку условий ведения бизнеса путем проведения опросов об их восприятии предпринимателями.

 

Рисунок 1. Динамика индекса бизнес-опроса в 2020 году

 

Оценивая представленную динамику, можно отметить, как по мере увеличения поддержки бизнес восстанавливает "оптимизм" по поводу условий своего существования, что можно расценить как реакцию на принимаемые правительством меры. Также стоит отметить, что положительное изменение динамики происходит в апреле и мае, когда был принят второй дополнительный бюджет с выплатами домохозяйствам, и были объявлены очередные меры поддержки в виде создания специального механизма покупки коммерческих ценных бумаг на 10 трлн. вон и выделение 10 трлн. вон на кредитовании малого и среднего бизнеса [3, с. 109]

Обращаясь к отраслевому сегменту для оценки эффективности принятых мер, отметим также положительную динамику в первичном и вторичном секторах экономики. Немаловажную роль здесь сыграл объявленный 8 апреля 2020 года пакет мер на общую сумму 36 трлн вон (1,9% ВВП), направленных на ослабление финансовых ограничений для экспортеров, включая увеличение суммы и срока погашения торговых кредитов и расширение торгового страхования [3, с. 109].

 

Рисунок 2. Динамика индекса промышленного производства в 2020 году

 

Более неоднозначная оценка касается третичного и четвертичного секторов экономики. Наибольший ущерб понесли те отрасли, которые непосредственно пострадали от ограничений, связанных с передвижением и контактами с другими людьми, например, гостиничный и транспортный бизнес, а также общественное питание и услуги, связанные с творчеством, искусством и отдыхом, спортивными и развлекательными мероприятиями. Другие отрасли, которые имеют мало общего с вышеупомянутыми ограничениями, но соотносятся с политикой "Корейского нового курса", а потому получили дополнительное финансирование в рамках третьего дополнительного бюджета, например, научная деятельность, показали значительный рост к концу 2020 года.

 

Рисунок. 3. Динамика индекса услуг по отраслевым разделам

 

Важным аспектом является последующая трансформация представленных мер поддержки в комплекс стратегических решений по дальнейшему экономическому развитию страны, сформулированных в "Корейском новом курсе". Целью этой политики, заявленной Министерством экономики и финансов Республики Корея, является преобразование экономики из быстро развивающейся в ведущую, из углеродозависимой в "зеленую", а общества - в более инклюзивное. Объем государственных инвестиций в рамках этой политики к 2025 году составит в общей сложности 114,1 трлн вон. В рамках этой политики планируется разработать 10 фундаментальных для экономики будущего проектов, среди которых "зеленая энергетика", "цифровое правительство", "умное здравоохранение" и др.

Таблица 1.

Проекты в рамках «Корейского нового курса»

Наименование проекта

Мероприятия в рамках проекта

Размер финансирования

Новый цифровой курс

Создание промышленной конвергенции с использованием данных, сетей и искусственного интеллекта по всей экономике

58,2 трлн вон (44,8 трлн вон от бюджетных инвестиций)

Создание цифровой образовательной инфраструктуры

 

Продвижение «нетрадиционные» отраслей

 

Внедрение цифровых систем управления в четырех основных областях SOC: транспорт, подземные сооружения, управление водными ресурсами и реагирование на стихийные бедствия

Постройка умных городов и умных промышленных комплексов

Постройка интеллектуальных логистических центров, в том числе вблизи портов

Новый «зеленый курс»

Развитие экологичной инфраструктуры и производства возобновляемой энергии

73,4 трлн вон (42,7 трлн вон за счет бюджетных инвестиций)

Экологичный переход инфраструктуры: реконструкция общественных зданий и школ

Продвижение низкоуглеродной и децентрализованной энергетики

Оказание поддержки в разработке технологий для малых и средних предприятий в области охраны окружающей среды и энергетики, создание экологически чистых промышленных кластеров для содействия разработке, тестированию, производству и маркетингу технологий и учреждение совместных государственно-частных фондов на сумму около 215 млрд. вон для развития экологически чистого бизнеса, а также предоставление кредитов на сумму 1,9 триллиона вон для предприятий, инвестирующих в инструменты и сооружения для защиты окружающей среды

Укрепление систем социальной защиты

Инвестирование в программы обеспечения занятости

28,4 трлн вон (26,6 трлн вон за счет бюджетных инвестиций)

Увеличение инвестиций в программы подготовки цифровой и «зеленой» рабочей силы, усовершенствование программы профессиональной подготовки для адекватного приобретения соответствующих востребованных навыков и расширение доступа к интернету в сельских районах

 

Однако влияние Covid-19 на отдельно взятую страну не ограничивается тем, что происходит внутри ее границ, изменения, произошедшие в глобальных экономических процессах, также являются косвенными последствиями пандемии. Так объем внешней торговли Республики Корея в 2020 году сократился на 6,3% в сравнении с предыдущим годом. Однако рассматривая динамику внешней торговли станет очевидным, что тренд на снижение объемов начался ещё в конце 2018 года.

 

Рисунок 4. Динамика внешней торговли Республики Корея в тыс. долл.

 

Некоторые эксперты отмечают, что ряд проблем, на которые было обращено пристальное внимание во время пандемии, существовали и до вспышки Covid-19. Среди такие проблем выделяют периодические тарифные ограничения со стороны США, проблемы совершенствования договорно-правовой базы с такими ключевыми партнерами, как Китай и Япония, недостаточная диверсификация внешнеэкономических связей [5, с. 211]. Но одним из наиболее важных факторов является ситуация на рынке полупроводников, который является основным экспортным продуктом Республики Корея. Из-за ряда факторов экспорт полупроводников резко сократился с конца 2018 года. Основными факторами этого кризиса стали торговые ограничения, введенные Японией в отношении Республики Корея по поводу экспорта продукции для производства полупроводников. Таким образом, в стоимостном выражении объем поставок фтористого водорода, одного из основных компонентов для производства полупроводников, из Японии в Республику Корея в 2020 году сократился на 86% по сравнению с 2018 годом. Только к 2021 года экспорт из Японии начал восстанавливаться, способствуя производству полупроводников в самой Республике Корея, что коррелирует с динамикой ее внешней торговли. Таким образом, хотя коронавирус сыграл свою роль в сокращении внешнеторгового оборота Республики Корея, основной причиной снижения стали тенденции и события, которые происходили до пандемии и только усугубились во время нее.

Рассмотрение макроэкономических показателей также позволяет заключить об относительно легком преодолении кризиса. Так, снижение темпов ВВП в 2020 году был самым незначительным в сравнении со странами большой семерки.

 

Рисунок 5. Темпы роста ВВП стран «Большой семёрки» и Республики Корея

 

Уровень безработицы в течении пандемии колебалась в пределах нормы и по итогам остался на низких значениях.

 

Рисунок 6. Динамика безработицы в Республике Корея

 

Инфляционное давление, обусловленное снижением базовой ставки на 0,75% Банком Кореи, а также увеличением лимитов на торговлю фьючерсами на рынках Форекс и подписанием соглашения о валютных свопах с другими странами, также было крайне низким [4, с. 175].

 

Рисунок 7. Динамика индекса потребительских цен Республики Корея

 

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на высокие риски, обусловленные экспортной ориентацией экономики страны и ранним столкновением с вирусом, Республика Корея смогла успешно преодолеть кризис Covid-19. Подавляющее большинство адресных мер поддержки оказало значительное влияние на укрепление стабильности экономики, что продемонстрировало способность административного аппарата эффективно принимать необходимые решения в кратчайшие сроки. В то же время пересмотр курса развития страны произошел именно благодаря переоценке корейским правительством текущих тенденций во время пандемии, ускорившей переход к цифровой и экологически чистой экономике.

 

Список литературы:
1. Кумо Казухиро Коргун И.А. Стратегии экономического восстановления после пандемии COVID-19: опыт Республики Корея и Японии // Россия и современный мир. – 2021. – №3. – С. 88-113.
2. Сёмина Л.И. Опыт Республики Корея по борьбе с эпидемией COVID-19: первые итоги // Восточная Азия: факты и аналитика. – 2020. – №2. – С. 77-94.
3. Суслов Д.В. Антикризисная политика правительства и Банка Кореи во время пандемии COVID-19 // Регионалистика. – 2021. – №6. – С. 101-115.
4. Суханов И. А. Влияние COVID-19 на экономику и внешнеэкономические связи Республики Корея // Власть и управление на Востоке России. – 2021. – №4(97). – С. 173–179.
5. Федоровский А.Н. Вызовы пандемии COVID-19 и приоритеты экономического развития Республики Корея // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2020. – №5. – С. 204-218.