Статья:

Пути повышения качества образовательных услуг в учреждениях дополнительного профессионального образования

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Менеджмент

Выходные данные
Миягашева А.П., Егорова Н.М. Пути повышения качества образовательных услуг в учреждениях дополнительного профессионального образования // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 70-76.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Пути повышения качества образовательных услуг в учреждениях дополнительного профессионального образования

Миягашева Анастасия Павловна
магистрант, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), РФ, г. Кемерово
Егорова Наталья Михайловна
доцент, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), РФ, г. Кемерово

 

Ways to improve the quality of educational services in the institutions of additional professional education

 

Anastasia Miyagasheva

undergraduate, Kemerovo Technological Institute of Food Industry (university), Russia, Kemerovo

Natalya Egorova

associate Professor, Kemerovo Technological Institute of Food Industry (university), Russia, Kemerovo

 

Аннотация. В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на качество образовательных услуг в учреждениях дополни­тельного профессионального образования. Предложены рекомендации по повышению качества образовательного процесса, реализуемого Частным учреждением дополнительного профессионального образования «Сибирский корпоративный энергетический учебный центр».

Abstract. The article considers factors that influence the quality of educational services in institutions of additional professional education. Recommendations are proposed to improve the quality of the educational process, implemented Private institution of additional professional education "Siberian Corporate Energy Training Center".

 

Ключевые слова: Качество; образовательные услуги; дополни­тельное профессиональное образование.

Keywords: Quality; educational services; additional vocational education.

 

Обучение и развитие персонала являются важнейшими условиями для успешного функционирования любой организации. «Возрастающее значение профессионального обучения для организации и значи­тельное расширение потребностей в нем в последние десятилетия привели к тому, что ведущие компании взяли на себя обновление квалификации своих сотрудников, а организация профессионального обучения стала одной из основных функций управления персоналом, в то время как его бюджет - наибольшей после заработной платы статьей расходов многих компаний» [1, с. 57].

Достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходимость повышения конкурентоспособности и проведение организационных изменений требуют более высокого уровня профессиональной подго­товки персонала и хорошо спланированной, четко организованной работы по обучению персонала. «При этом обучение не должно ограничиваться лишь передачей работникам тех или иных знаний и развитием у них необходимых навыков. В идеале обучение призвано передавать работникам также информацию о текущем состоянии дел в компании и способствовать развитию у них понимания перспектив развития организации и основных направлений ее стратегии, повышать уровень трудовой мотивации, приверженности работников своей организации и включенности в ее дела» [2, с. 135].

ЧУ ДПО «Сибирский корпоративный учебный центр» (СибКЭУЦ) – один из ведущих учебных центров Сибирского Федерального округа, осуществляющий подготовку и повышение квалификации персонала в области энергетики. Учредитель организации – ПАО «МРСК Сибири». В составе СибКЭУЦ находится семь филиалов (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Численность обученных в СибКЭУЦ по филиалам (чел.)

 

Основные направления деятельности Учебного центра:

· подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих и служащих;

· дополнительное профессиональное образование руководителей и специалистов;

· предаттестационная подготовка руководителей и специа­листов, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;

· обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов;

· обучение пожарно-техническому минимуму;

· бизнес- тренинги;

· психофизиологические обследования персонала.

Цель обучения в Учебном центре – приобретение или повышение профессиональной компетенции, получение квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии без изменения уровня образования. На сегодняшний день в активе Учебного центра находится более 150 специализированных учебных программ по различным направлениям. Это такие узкоспециальные программы, как обучение теплотехнического и электротехнического персонала, обучение ремонтного и вспомогательного персонала, подготовка персонала, обслуживающего объекты, подконтрольные Ростехнадзору и др [4].

Количество слушателей, прошедших обучение в СибКЭУЦ в 2016 году резко возросло по сравнению с 2015 годом, а в 2017 году наоборот наблюдается их снижение (таблица 1).

Таблица 1.

Характеристика финансово-хозяйственной деятельности Учебного центра

Показатели

2015

2016

2017

Количество слушателей, обученных в СибКЭУЦ, чел.

12 683

18 103

16 815

Выручка от реализации услуг, тыс. руб.

61 388

74 037

72 582

Себестоимость услуг, тыс. руб.

59 012

69 456

70 167

Прибыль от оказания услуг, тыс.руб.

2 376

4 581

2 415

 

Наибольшее количество обученных по всем образовательным программам в филиалах имело место в 2016 году. Это было связано с тем фактом, что в 2016 году после вступления в силу «Правил по охране труда при работе на высоте» ПАО «МРСК Сибири» направило рекордное количество сотрудников на обучение по программе «Безопасные методы и приемы обучения работам на высоте для работников 1, 2 и 3 группы». Соответственно в этот период Учебный центр работал с наилучшими финансовыми результатами.

Самой востребованной у слушателей формой обучения тради­ционно остается очная форма, на базе которой в 2017 году было обучено 7903 чел. (47 %), на очно-заочную и заочную формы пришлось 3363 чел. (20 %) и 5549 чел. (33 %), соответственно (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Распределение слушателей по формам обучения

 

В «Сибирском корпоративном энергетическом учебном центре» заочно обучаются в основном по двум направлениям обучения - это «Обучение по охране труда» и «Пожарно-технический минимум».

«На качество образовательных услуг влияет множество факторов. Наиболее часто к таким факторам относят: уровень подготовки слушателей, уровень развития материально-технической базы, приме­нение новых информационных технологий, качество учебных программ, качество учебно-методического обеспечения, уровень подготовки кадрового состава, качество контроля за процессом предоставления образовательных услуг и многое другое» [3, с. 94].

Рассмотрим факторы, оказывающие наибольшее влияние на процесс обучения в СибКЭУЦ и, соответственно, определяющие его качество.

1. Методическое обеспечение. Программы обучения в «Сибир­ском корпоративном энергетическом учебном центре» разрабатываются в соответствии с требованиями государственных стандартов и типовых учебных программ подготовки рабочих и специалистов на производстве, и к тому же, всегда согласовываются с заказчиками. Согласно разработанным программам, помимо федеральных норма­тивных актов, слушатели учебных программ осваивают еще и локальные нормативные акты, разработанные ПАО «МРСК Сибири» и филиалами (стандарты, инструкции, положения).

Направления совершенствования методического обеспечения в Учебном центре:

· поскольку СибКЭУЦ в основном реализует узкоспециализиро­ванные программы, для увеличения числа клиентов необходимо создать комплекс программ профессиональной переподготовки дополнительно к основным направлениям, такие как: бухгалтерский учет и экономика, менеджмент и управление персоналом, делопроизводство и электронный документооборот;

· необходимо систематизировать нормативно - методические материалы, например, путем выпуска справочника Учебного центра и размещения основной информации на сайте следующего содержания:

а) нормативно – правовая информация (устав, госстандарты специальностей, рабочие учебные планы и стандарты, типовые положения и рекомендации);

б) внутренние действующие положения: о методической работе, о методическом Совете, о государственной и промежуточной аттестации, об аттестационных комиссиях, о проведении практических и лаборатор­ных работ, об организации самостоятельной работы слушателей и т. д.;

· разработка базы данных «Учебно-методическая работа препода­вателей Учебного центра», в которую следует включить публикации преподавателей, участие в конференциях и семинарах, авторские прог­раммы, методические разработки, данные о повышении квалификации и сведения об аттестации.

2. Материально-техническая база. Во всех филиалах обучение проводится в специально оборудованных кабинетах и с использова­нием современной техники, имеются учебно-тренировочные полигоны, автодромы, конференц-залы, компьютерные классы, лаборатории, оснащенные современными наглядными пособиями и компьютерными тренажерами, видеотека учебных фильмов. Во время занятий слушателям выдается техническая и нормативная литература, используются плакаты, видеофильмы, макеты и реально действующие установки на полигонах и в учебных классах. В 2017 году Учебный центр приобрел дорого­стоящие лабораторные стенды в несколько филиалов. Кроме того, в филиалах СибКЭУЦ каждая учебная аудитория оснащена компьютерами и ноутбуками, проекторами и мультимедийными досками, есть доступ в интернет. На всех компьютерах установлена одна из лучших программ для проведения онлайн обучения и аттестации в сфере промышленного производства – программа «ОЛИМПОКС». Это обучающе - контролирующая система, предназначенная для автома­тизации процессов обучения и проверки знаний непосредственно в обучающих организациях, в корпоративной интернет-сети предприятия, а также по средству удаленного доступа через сеть Интернет. А также TeamViewer – программное обеспечение для удаленного контроля компьютеров, обмена файлами, видеосвязи и веб-конференций, когда в случае необходимости слушатель может проходить обучение и иметь доступ ко всем необходимым учебным ресурсам находясь вне Учебного центра.

Однако, материально-техническая база Учебного центра все еще нуждается совершенствовании:

· необходимо обеспечение центров оргтехникой и электронными средствами для создания условий обучения кейсовым и электронным методами;

· требуется создание мобильного электронного комплекса для участия в презентациях, конференциях, выставках и командировках.

3. Кадровый состав. Большинство преподавателей Учебного центра являются «практиками», то есть помимо дипломов, удостоверений и свидетельств по преподаваемым дисциплинам, у них имеется большой опыт работы в отрасли энергетики и на производстве. Однако, все они работают в СибКЭУЦ по договору ГПХ. В связи с этим возникают сложности при составлении расписания занятий, а также трудности при подборе соответствующих преподавателей.

С целью совершенствования социально-экономической поддержки работников Учебного центра необходимо:

· по возможности ввести преподавателей-практиков основных учебных дисциплин в штат;

· проанализировать потребности педагогических и других работников для Учебного центра на очередной и последующие учебные года, c учетом ухода на пенсию и нехватки кадров;

· проанализировать соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников Учебного центра, используя результаты аттестаций, государственных, выпускных и квалификационных испытаний слушателей, анализы открытых уроков и др;

· создать схему взаимозаменяемости всех специалистов с целью формирования резерва кадров.

Помимо вышеперечисленных основных факторов, влияющих на качество образовательных услуг в СибКЭУЦ, в совершенствовании нуждается и система управления данным Учреждением. Необходимо разработать новую стратегию развития, ориентированную на расши­рение номенклатуры дополнительных образовательных услуг. Например, включить в перечень оказываемых услуг консультации преподавателей сверх норматива времени по стандарту, курсы по подготовке к поступлению в учебные заведения, оказание консалтинговых и других услуг.

 

Список литературы:
1. Афанасьева Т.А., Ярушева С.А. Обучение персонала на рабочем месте. Наука XXI века: проблемы, поиски, решения: материалы XL научно- практической конференции. Миасс: Геотур. – 2016.
2. Травкин П.В. Дополнительное профессиональное обучение на российских предприятиях. Журнал новой экономической ассоциации. - 2015. № 2(26).
3. Карелина И.Г. Современные модели оценки качества образования в России и за рубежом: аналитический обзор. - Воронеж, 2016. № 11.
4. Официальный сайт «Сибирского корпоративного энергетического учебного центра». – [Электронный ресурс] - Режим доступа. http://sibkeu.ru/ (Дата обращения 14.12.2017).