Оценка эффективности деятельности органов муниципального финансового контроля
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Финансы, денежное обращение и кредит
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Оценка эффективности деятельности органов муниципального финансового контроля
Evaluation of the effectiveness of the activities of the bodies of municipal financial control
Dinislam Shambilov
Student, Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Pyatigorsk
Аннотация. В данной статье предложены критерии оценки эффективности органов муниципального финансового контроля. Для достижения максимальных результатов в условиях ограниченных ресурсов необходимо оценивать деятельность не только объектов финансового контроля, но и субъекта контроля.
Abstract. In this article, the criteria for evaluating the effectiveness of the bodies of municipal financial control are proposed. To achieve maximum results in conditions of limited resources, it is necessary to evaluate the activities of not only the objects of financial control, but also the subject of control.
Ключевые слова: финансы; муниципальный финансовый контроль; финансовый контроль; оценка эффективности; критерии; показатели; оценка; эффективность; Контрольно-счетная палата, мониторинг.
Keywords: finance; municipal financial control; financial control; evaluation of the effectiveness; criteria; indicators; evaluation; efficiency; Control and Accounting Chamber; monitoring.
Контроль за состоянием экономики, а также контроль развития социально-экономических процессов в обществе, представляет собой важную сферу деятельности, направленную на управление государством и может обладать техническим, административным, а также экономическим, правовым и хозяйственным характером. Финансовый контроль - является одним из важных звеньев целостной системы контроля. Предназначение финансового контроля состоит в содействии успешного осуществления финансовой государственной политики, обеспечении этапа формирования и последующего эффективного применения финансовых источников во всех областях и звеньях финансовой системы для усовершенствования этой сферы на научной основе [2, с. 122].
Помимо оценки эффективности использования бюджетных средств органами муниципального финансового контроля, необходимо оценивать деятельность самих контролирующих органов. На сегодняшний день проблема оценки эффективности деятельности муниципальных органов, в том числе и органов финансового контроля является значимой и актуальной. Обычно по итогам контрольных мероприятий приводятся показатели результативности: общая сумма нарушений, отнесенных к категории «нецелевое использование бюджетных средств», «неэффективное использование бюджетных средств», общее число нарушений, «недопоступление платежей в бюджет и в государственные внебюджетные фонды», «неправомерное расходование денежных средств и материальных ценностей», и ряд других. Исходя из вышеуказанных абсолютных показателей, эффективность деятельности органов контроля определить невозможно [3].
В данный момент не существует единого критерия показателя эффективности деятельности органов муниципального финансового контроля. Для оценки используют косвенные показатели, с помощью которых оценивается работа органов муниципального финансового контроля с разных сторон. Для проведения оценки деятельности органа муниципального финансового контроля должны быть приняты соответствующие нормативно-правовые акты, где будут утверждены ряд показателей. И с помощью данных показателей можно будет сопоставить и получить соответствующий вывод об эффективности деятельности конкретного органа МФК.
Видение всех ученых экономистов сводится к единому мнению в том, что контроль должен быть действенным и результативным, а его результаты должны быть проанализированы с качественной, так и с количественной стороны. Количественные показатели можно выражать через различные показатели, полученных посредством сбора и анализа собранной информации. Качественные — должны совпадать достижением поставленных целей контроля и обладать результативностью.
К основным показателям и критериям оценки эффективности деятельности органов муниципального финансового контроля можно отнести:
· проработанность нормативно-правовых актов в области финансового контроля [1];
· количество субъектов контроля;
· количество контролеров, вовлеченный в процесс проверок;
· наличие знаний и опыта у контролеров;
· общая численность в субъекте контроля работников обеспечивающего персонала, их соотношение к контролерам, участвующим в контрольных мероприятиях;
· количество проведенных контрольных мероприятий;
· количество выявленных нарушений;
· выявленные нарушения, имеющие признаки состава правонарушения (преступления);
· расходы на содержание административного персонала контролирующего органа;
· финансово-бюджетное обеспечение контрольной деятельности;
· материально-техническое обеспечение контролирующего органа;
· последствия от проведенного контроля для контролирующих и подконтрольных органов;
· гибкость применяемых методов и форм контроля;
· состояние исполнительской дисциплины, своевременность исполнения принятых решений по осуществлению проверок, приходящихся совокупно на всех работников контрольного органа, на одного, в среднем и т. д.
В приведенных выше показателях и критериев оценки эффективности МФК на различных этапах может возникнуть вопрос приоритета тех или иных показателей и критериев, своеобразная конкуренция их значимости при их сопоставимости. Так же стоит выделить, что не всегда какой-то один или группа показателей и критериев не дадут полную и объективную оценку эффективности МФК или отдельного контрольного мероприятия. К примеру, относительная дешевизна содержания аппарата контрольного органа, разнообразие разработанных и принятых субъектом контроля НПА, количество проведенных проверок еще не являются основаниями считать, что деятельность того или иного субъекта контроля эффективна. Однако нужно сказать, что именно данные показатели и критерии относятся к одним из основных и определяющих. Для того, чтобы оценить экономическую целесообразность деятельности органа финансового контроля, можно воспользоваться формулой 1:
Эмфо=УН-Зфк (1)
где: Эмфк – эффективность органа муниципального финансового контроля;
УН – сумма установленных нарушений;
Зфк – затраты на содержание органа финансового контроля.
Чем больше разница между суммой установленных нарушений и затратами на содержание органа МФК, тем экономически целесообразнее ее деятельность.
Оценку экономичности предлагается определять, как отношение объема средств, полученных от реализации результатов финансового контроля, к объему средств, затраченных на содержание контрольного органа.
Ээкф=Эк/Зфк (2)
где: Ээкф – экономическая эффективность деятельности;
Эк – экономический эффект от всех контрольных мероприятий (средства, восстановленные в бюджет);
Зфк – затраты на содержание органа финансового контроля.
Таким образом, основная цель муниципального финансового контроля – это сведение количества системных нарушений к минимальным значениям, так же для проведения оперативного мониторинга выявленных нарушений, систематизация их по видам с указанием причин возникновения и на соответствующем уровне бюджетных отношений принятие решения нормативно-правового характера, которое позволит пресечь нарушения в будущем.
В современном мире главным фактором развития экономики выступает успешное функционирование государственных органов всех уровней. Систему МФК необходимо пересмотреть, а именно подходы к планированию и оценке деятельности. Речь идет о переходе к ориентации на достижение максимальных результатов в условиях ограниченных ресурсов. Оценка эффективности деятельности должна проводиться по всеми участникам бюджетного процесса в том числе органов муниципального финансового контроля.