Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности предприятия
Конференция: XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика предпринимательства
XLI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности предприятия
Аннотация. В наши дни существует огромное количество методов оценки конкурентоспособности. Каждый метод имеет свои особенности и «инструменты» оценки конкурентоспособности предприятия. Поиск различных подходов для расчета основных показателей конкурентоспособности, необходимость принятия во внимание всех факторов, оказывающих воздействие на рентабельность производства, объясняется, главным образом, тем, что для каждой компании необходимо найти свой собственный интегрированный метод, который будет удовлетворять всем внешним и внутренним условиям существования рынка. В связи этим требуется разработать метод подходящий для конкретного предприятия, которые учитывает условия соответствующего рынка. Цель статьи заключается в сравнительном анализе различных информационных методов оценки конкурентоспособности предприятий.
Ключевые слова: конкурентоспособность; методы оценки конкурентоспособности.
Главной целью предприятия является увеличение своей прибыли. Для этого компании инвестируют в развитие конкурентоспособности своей компании на рынке. Способность заполучить большую долю рынка по сравнению с другими игроками, быть востребованным в каждом сегменте рынка, улучшение своих сопернических свойств – все это подходит под определение конкурентоспособности предприятия [1].
Оценка конкурентоспособности требует комплексного разбора деятельности предприятия. Она отражается в системе показателей. Если взять в пример финансовый анализ, то он включает в себя абсолютные показатели (прибыль/ убыток за период, сумма оборота и т. д.), относительные показатели (рентабельность, ликвидность, задолженность, производительность и т. д.). На данный момент компаниями применяется огромное количество показателей, которые относятся и к количественным методам (используются для числовой шкалы измерения), и к качественным методам, а также комбинированные методы.
Исследование вопроса оценки конкурентоспособности предприятия можно найти у М. Портера (1979), Ф. Котлера (1985), Г. Азоева (1996), К. Нурмаганбетова (1997), М. Горынь (1998), З. Перценюк (2006) и др. В этих работах освещаются теоретические и методологические аспекты оценки конкурентоспособности предприятий. Однако, несмотря на множество опубликованных материалов по данной теме, универсальной и единой методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятий в настоящее время не существует.
Согласно теории М. Портера о конкурентных преимущества товара, хозяйствующий субъект должен использовать все свои ресурсы наиболее эффективным образом. (Портер, 1985). Математические аспекты теории сравнительных преимуществ отражены в научных работах П. Самуэльсона и В. Столпера (Самуэльсон, 1994). Но предложенный ими подход считается абстрактным и соответственно затруднительным для реализации на практике. Он подходит для крупных компаний, которые выходят на международные рынки [1].
Для фирм с постоянно меняющимися условиями рынка с постоянно меняющимися условиями рынка подходит неформализованный метод оценки (Ларичев, Мошкович, 1996). Основой неформализованного метода являются результаты экспертной оценки.
Регулирование временными параметрами способствует достижению конкурентоспособности предприятия. Основные направления оптимизации временных параметров: скорость адаптации компании к внешним изменениям, продолжительность производственного цикла, скорость принятия решений и т. д.
Наиболее популярным методом оценки является исследование конкурентоспособности предприятия, которая базируется на теории международного разделения труда. Согласно теории, конкурентоспособность фирмы выше, если все ее подразделения организованы наилучшим образом. На производительность товаров и услуг влияет эффективное использование ресурсов, в связи с чем оценка всех подразделений фирмы включает в себя оценку работы с ресурсами. (Лобанов, 2001). Дальнейшее развитие этой теории привило к двум основным подходам: структурная оценка и функциональная [2].
Согласно структурному подходу, статус предприятия может оцениваться согласно уровню монополизации отрасли, т. е. концентрации производства и капитала на конкретном рынке, а также оценка барьеров для новых предприятий, выходящих на рынок. Основными препятствиями на пути новых конкурентов являются: рентабельность крупномасштабного производства; степень дифференциации производства; абсолютные преимущества в стоимости существующих предприятий; капитал, необходимый для организации эффективного производства.
Функциональный подход заключается в определении стоимости товара, коэффициента использования производственных мощностей, объем производства продукции, норма прибыли и т. д. Согласно этому подходу, предприятия с более эффективным производством и продажами и эффективным финансовым управлением более конкурентоспособны.
Стоит отметить методы оценки конкурентоспособности предприятия, основанные на теории равновесия фирмы и отрасли и теории производственных коэффициентов. Критерием конкурентоспособности в рамках такого подхода является наличие у производителей производственных коэффициентов, которые можно использовать с большей производительностью по сравнению с конкурентами. Согласно теории равновесия анализируются следующие: процентные ставки по кредитам; относительная стоимость приобретенного инструмента; относительные ставки заработной платы; Относительная стоимость материальных ресурсов (Чурсини Макаров, 2015) [4].
Интерес представляют так называемые матричные методы оценки.
Матричный метод оценки конкурентоспособности предприятия основан на использовании матричных таблиц, организованных по строкам и столбцам элементов (Дубинина, 2013). Существует множество матричных моделей, которые можно использовать для оценки уровня конкурентоспособности предприятия: матрица «Рост доли отрасли/весь рынок» (модель BCG); матрица «рыночная привлекательность/ конкурентная позиция» (модель GE / McKinsey); матрица стратегии фирмы «привлекательность/конкурентоспособность отрасли» (модель Shell / DPM); матрица «этап рынка / конкурентная позиция» (модель Хофера / Шенделя); матрица «этап жизненного цикла продукции / конкурентная позиция» (модель ADL / LC) [3]. Используя матричные методы, руководители имеют возможность оценить уровень конкурентоспособности потенциала не только своей компании, но и ее ближайших конкурентов, что поможет разработать стратегию поведения на рынке.
Указанные методы очевидны и просты с точки зрения расчетов. Преимущества этих методов также омрачают их недостатки: визуализация обеспечивается за счет упрощенного решения с потерей его точности. Такие методы позволяют успешно определить состояние товаров на рынке и перспективы развития этих товаров в соответствии с их жизненным циклом, показать положение нескольких конкурентов и дать представление об их возможностях.
В целом конкурентоспособность предприятия определяется с учетом влияния рыночных коэффициентов. Однако, как правило, эти коэффициенты не обеспечивают комплексной количественной оценки их конкурентоспособности. Кроме того, общим недостатком указанных методов является то, что они не приспособлены к использованию в условиях формирования рыночных отношений и дают неполные характеристики оцениваемых предприятий.
Таким образом, каждый из подходов к оценке конкурентоспособности предприятия имеет как преимущества, так и ограничения эффективного применения и недостатки. Основные методы оценки, их недостатки и целесообразность использования приведены в таблице 1. Некоторые методы и подходы в определенных пределах дублируют другие, но эти различия, на мой взгляд, являются скорее взаимодополняющими, чем взаимоисключающими.
Таблица 1.
Сравнительная характеристика методов оценки конкурентоспособности предприятий
Метод |
Плюсы |
Минусы |
Возможность использования |
Метод основан на анализе сравнительных преимуществ |
Позволяет сравнивать масштабы предприятий |
Невозможно оценить предприятие в условиях адаптации к рынку |
Возможно применение метода для оценки конкурентоспособности на макроуровне |
Метод основан на теории равновесия фирмы и отрасли |
Используется на отраслевом уровне |
Принимает во внимание в основном внешние условия компании, исключая влияние факторов внутренней среды |
Используется при оценке конкурентоспособности на отраслевом уровне |
Метод основан на теории эффективной конкуренции |
Удобный и охватывает основные виды деятельности предприятия |
Не оценивает показатели в динамике рынка |
Можно использовать метод оценки конкурентоспособности предприятия |
Метод основан на теории качества продукции |
Оценивает конкурентоспособность на основе качества продукта или услуг |
Конкурентоспособность отождествляется с конкурентоспособностью товаров, зависит от качества |
Метод используется для оценки конкурентоспособности предприятий |
Матричный метод |
Позволяет провести качественный анализ конкурентной позиции |
Сложность процесса формирования матриц. Статическая матрица учитывает только два параметра |
Используется для исследований определенной ситуации, где известны все факторы |
Методы, представленные в Таблице 1, являются лишь малой частью большого количества подходов к оценке конкурентоспособности предприятия. Все эти методы следует использовать комплексно, так как они рассматривают разные подразделения предприятия.
Наиболее целесообразным и продуктивным методом, учитывая результаты сравнительного анализа, хотелось бы выделить метод «Метод основан на теории качества продукции». К. Нурмаганбетовой (1997).
Преимущество этого метода заключается в том, что он учитывает важнейший фактор, влияющий на конкурентоспособность предприятия - конкурентоспособность товара. Однако такой подход позволяет нам получить полное представление о преимуществах и недостатках на предприятии, поскольку конкурентоспособность компании принимает форму товаров и влияет на конкурентоспособность технологических, организационных и экономических аспектов рынка предприятия.
Вывод
Вышеупомянутое исследование демонстрирует существование большого количества различных методов оценки конкурентоспособности предприятий, которые различаются как способом оценки (формальным и неформализованным), так и характером первоначальной интерпретации результатов (на основе сравнительного преимущества, матрицы). Разнообразие методов оценки конкурентоспособности предприятий обусловлено, прежде всего, целями, которые способствуют оценке, количеством компаний, конкурирующих в отрасли, и доступностью получаемой информации.
Существующие методы оценки конкурентоспособности предприятия в современных условиях имеют определенные пределы эффективного использования и недостатки, основным из которых является их статичность, не учитывающая параметры качества продукции, достоверность соответствующей торговой марки, уровень социальной ответственности, интенсивность и эффективность рекламы и так далее.
Список литературы: