Статья:

Факторы, влияющие на развитие отдельных видов туризма в регионе

Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Региональная экономика

Выходные данные
Нюренбергер Л.Б., Курнявкин А.В., Петренко Н.Е. Факторы, влияющие на развитие отдельных видов туризма в регионе // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XLIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(43). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 10-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Факторы, влияющие на развитие отдельных видов туризма в регионе

Нюренбергер Лариса Борисовна
д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой бизнеса в сфере услуг, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», РФ, г. Новосибирск
Курнявкин Алексей Владимирович
аспирант, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», РФ, г. Новосибирск
Петренко Никита Евгеньевич
аспирант, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», РФ, г. Новосибирск

 

FACTORS INFLUENCING THE DEVELOPMENT OF SEPARATE TYPES OF TOURISM IN THE REGION

 

Larisa Nuremberger

Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Business in the Service Sector, Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia, Novosibirsk

Alexey Kurnyavkin

Graduate student, FSBEI HE "Novosibirsk State University of Economics and  Management" NINH", Russia, Novosibirsk

Nikita Petrenko

Graduate student, FSBEI HE "Novosibirsk State University of Economics and Management" NINH", Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. В данной статье обоснованы факторы оказывающее существенное влияние на развитие сферы туризма в регионе. В частности, выделены те факторы, которые определяют динамику развития городского туризма. Авторами сделан акцент на то, что в современных условиях экономической нестабильности, индустрия туризма является одной из немногих отраслей экономики, которая динамично развивается и стимулирует экономический прогресс. Именно в этой связи, исследования по данной тематике вызывают интерес, являются актуальными и востребованными. В статье приведены результаты анализа влияния различных групп факторов на развитие городского туризма в отдельном регионе.

Несмотря на высокий туристский потенциал российских территорий, исследование тенденций формирования туристической привлекательности муниципальных образований РФ позволило выделить наиболее важные факторы, влияющие на развитие городского туризма.

Определено что совокупность исследуемых факторов может как благоприятно сказываться на развитии городского туризма, так и представлять реальные угрозы его устойчивому развитию, сокращая плотность туристских потоков. Кроме того, авторы отмечают ряд негативных последствий и угроз, которые несёт развитие туристской индустрии для макро и микро среды региона, в том числе отрицательное воздействие может пагубно сказаться на экологической обстановке и служить причиной нерационального использования всех видов природных ресурсов. В ряде регионов сдерживающими факторами для развития, в том числе городского туризма, являются зоны, законодательно не рекомендованные для массового посещения туристами.

Abstract. Article substantiates the factors that have a significant impact on the development of tourism in the region. In particular, the factors that determine the dynamics of urban tourism development are highlighted. The authors emphasize that in the current conditions of economic instability, the tourism industry is one of the few sectors of the economy that is dynamically developing and stimulating economic progress. This is why research on this topic is interesting, relevant and in demand. The article presents the results of the analysis of the influence of various groups of factors on the development of urban tourism in the region.

Despite the high tourist potential of Russian territories, the study of trends in the formation of tourist attractiveness of municipalities of the Russian Federation allowed us to identify the most important factors affecting the development of urban tourism.

It is determined that the combination of the studied factors can both favorably affect the development of urban tourism and pose real threats to its sustainable development, reducing the density of tourist flows. In addition, the authors note a number of negative consequences and threats that the development of the tourism industry brings to the macro and micro environment of the region, including the negative impact can adversely affect the environmental situation and the irrational use of all types of natural resources. In a number of regions, areas that are not legally recommended for mass tourist visits are restraining factors for development, including urban tourism.

 

Ключевые слова: городской туризм; туристские услуги; регион; туристская инфраструктура; туристическая привлекательность; факторы, влияющие на развитие городского туризма.

Keywords: urban tourism; tourist services; region; tourist infrastructure; tourist attraction; factors influencing the development of urban tourism.

 

Как известно, наличие благоприятных факторов способствует увеличению туристских потоков и приводит к лидерству отдельных регионов в мировом туризме; в то время как нежелательные факторы отрицательно сказываются на городской среде и снижают туристский поток. 

Основные факторы, которые оказывают влияние на развитие туризма, чаще всего подразделяют на две группы:

  • экзогенные (внешние);
  • эндогенные (внутренние).

Воздействие и влияние экзогенных факторов происходит посредством изменений, происходящих в жизни общества.

Среди внешних факторов, которые благоприятно способствуют развитию городского туризма, важную роль играют природно-географические и культурно – исторические (рис. 1). Впоследствии они и будут определять привлекательность города, его популярность для туристских потоков и особенности при формировании «образа» города. На сегодняшний день туристы часто путешествуют по специфическим природным зонам, с комфортными, но порой, экзотическими природными характеристиками региона. Не стоит забывать, что туристов привлекает и историческая составляющая города, а именно уникальные архитектурные объекты, которые исключительны по своим характеристикам [3].

 

Рисунок 1. Факторы, влияющие на развитие городского туризма

 

Наследие исторических и природных ресурсов, а также доступность их использования позволяют оказывать благоприятное воздействие на развитие городского туризма.

Стоит отметить, что природно-климатические факторы, порой оказывают отрицательное влияние на развитие как урбантуризма, так и на весь туризм в совокупности. Например, одним из таких факторов является сезонность, когда сокращаются туристские потоки, и доходы, как города, так и всего государства значительно снижаются. Но в целом природные факторы создают предпосылки для развития городского туризма и имеют неизменную важность и ценность. Человеку стоит лишь приспособить их к своим нуждам и сделать их более доступными для развития туристкой инфраструктуры.

Влияние экономических факторов обусловлено тем, что между туризмом и экономикой региона существует тесная взаимосвязь. Внутригородские экономические факторы непосредственно влияют на степень организации туристкой деятельности, обеспечивая ее соответствующей инфраструктурой и кадрами; и способствуют развитию и укреплению междугородней и международной кооперации и сотрудничества.[1]

Существует прямая зависимость между экономическим состоянием государства, объемом национального дохода, а также материальным благосостоянием граждан. Поэтому государства и города с устойчивым экономическим положением, как правило, занимают первые позиции по объему туристских поездок своих граждан.

К числу экономических факторов также следует отнести инфляцию, процентные ставки и колебания реальных обменных курсов валют. Например, изменения обменных курсов значительно снижают и сокращают объем туристских потоков между странами с сильными и слабыми валютами. Исходя из этого, городской туризм становится зависимым от курса валют и экономического положения города или всего государства. В моменты таких колебаний валют посещение города продолжительностью до 4 дней, становится значительно дороже и впоследствии отрицательно сказывается на динамике туристских потоков.

Развитие урбантуризма и всего туризма в целом очень чувствительно к тому, в какой именно фазе – подъема или спада – находится не только национальная, но и мировая экономика.[2]  Например, стоит вспомнить кризис 80-х гг. XX в., когда объемы туристских потоков существенно сократились.

Если говорить о социальных факторах, то следует отметить увеличение продолжительности свободного времени населения (сокращение рабочего времени и увеличение продолжительности отпусков), что в комплексе с повышением благосостоянием жизни населения способствует увеличению новых потенциальных туристов.

Увеличение свободного времени объективно связано с современной научно-технической революцией, в условиях которой умственный труд возрастает, а также увеличивается производственная и бытовая напряженность. Все эти моменты приводят к тому, что люди в большей степени переутомляются и теряют работоспособность. Решению данной проблемы во многом способствует туризм.[3]

К числу социальных факторов также относятся повышение уровня образования и культуры. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что существует некая зависимость между уровнем образования человека и потребностью к путешествиям. Это обусловлено тем, что лица более образованные и духовно развитые способны рационально распределять свое свободное время, использовать его для познания окружающей среды, знакомства с культурой других стран и народов, а также с бытом и историей.

Влияние экономических и социальных факторов способствовало изменению парадигмы общественного сознания: духовные ценности оказались на первом плане, оставив позади материальные. На сегодняшний день современный человек в большей степени ориентирован на познание окружающей среды, на получение новых незабываемых эмоций и впечатлений, наслаждение собственной жизни, чем на потребление материальных благ. В данном случае роль и место туризма для общества меняется. Из привилегии избранных человек превращается в привилегию большинства. Меняется и характер потребностей туриста: от самых простых и примитивных – к более возвышенным; турист не просто ищет средство восстановления работоспособности, а прибегает к способу реализации своих личных способностей и удовлетворения интеллектуальных и духовных запросов.[5]

На смену пассивному отдыху по принципу «трех S» (Sea-Sun-Sand, то есть море-солнце-пляж), появляется отдых по принципу «три L» (Lore-Landscape-Leisure, то есть национальные традиции-пейзаж-досуг). Она наиболее точно описывает потребности и желания современного городского путешественника.

Непосредственное влияние на развитие городского туризма оказывают демографические факторы, которые касаются численности и плотности населения стран и отдельных регионов. Так, рост населения в мире в целом и отдельных субъектах прямо пропорционально оказывает воздействие на увеличение числа путешественников.

Кроме этого, туристическая активность изменяется посредством возраста, пола и семейного положения. Так, наибольшую туристическую активность проявляют лица в возрасте 18-30 лет. Исследования говорят о том, что большую мобильность проявляют люди неженатые или незамужние, чем семейные пары, а женщины путешествуют чаще, чем мужчины.

Следующим основным фактором является урбанизация, а именно увеличение доли городского населения, степень которой пропорциональна интенсивности путешествий. На сегодняшний день самый высокий уровень урбанизации отмечается в Северной Америке (77%) и Европе (71%), которые и являются основными «поставщиками» туристов.

Процессы, которые происходят в демографической среде, обуславливают две тенденции в развитии туризма: первая – это значительное расширение круга потенциальных туристов, когда у людей появляется желание и возможность путешествовать, а вторая – увеличение удельного веса пожилых людей в общей численности туристов (на сегодняшний день достиг 40%).

Значительное влияние для городского туризма имеют политико-правовые факторы: политическая обстановка, политика открытие границ, унификация налоговой и денежной политики, поддержка туризма государственными органами, административный контроль в сфере туризма.

Туристическая подвижность и активность не может существовать без стабильного политического положения в стране. Напряженная обстановка становится существенным ограничителем для туризма и снижает темпы роста. Если вспомнить политические конфликты, то они совпали с экономическим кризисом, которые вдвойне негативно сказались на туристической индустрии. Серьезные последствия для развития городского туризма представляют терроризм и экстремизм. Данные факторы снижают туристический интерес к городу, тем самым сокращается туристический поток.

Технологические факторы, которые связаны с научным прогрессом в технике и технологиях, оказывают непосредственное влияние на развитие городского туризма. Данные факторы открывают возможность для производства новых видов услуг и совершенствования обслуживания туристов.

Особое внимание на сегодняшний день уделяется развитию цифровых и компьютерных технологий,[6] без чего организация массовых путешествий невозможна. Информационные технологии и Интернет позволяют интегрировать производство туристических продуктов и в дальнейшем распределять их.

Но, также, стоит отметить и негативные последствия научно-технического прогресса, которые несут в себе угрозы для благоприятной работы предприятий. Любые новшества и нововведения вытесняют устаревшие методы и способы работы.[4] Если не уделить этому должного внимания, то это будет чревато самыми серьезными последствиями. Так как окружающая среда является главным потенциалом туристической деятельности, не стоит забывать об экологии, а именно об экологических факторах.

Непропорциональное развитие туризма способно подорвать саму основу туристической деятельности: туризм потребляет практически все природные ресурсы; в центрах массового туризма данный процесс носит отрицательный, а точнее разрушительный характер (изменение естественных условий окружающей среды, различного рода загрязнения, вмешательство в животный и растительный мир, ухудшение жизненных условий людей).  Разрушение природной среды снижает туристское предложение. Сдерживающим фактором для активного развития туризма являются зоны химического и радиоактивного загрязнения. Например, в 1986 году после аварии на Чернобыльской АЭС, образовалась не самая благоприятная ситуация, в условиях которой значительную часть туристско-рекреационных ресурсов республики, вряд ли когда можно будет использовать в туристических целях. Внутренние факторы представляют собой определенные процессы и явления, которые происходят непосредственно в сфере городского туризма. В первую очередь к ним относятся материально-технические факторы, которые связаны с развитием средств размещения, транспортной доступности, предприятиями питания и бытового обслуживания, досуговыми организациями, розничной торговли и т.д. [1]. Отдельно стоит рассмотреть такой фактор, как сезонность, который сказывается на развитии городского туризма, не самым лучшим образом.

Сезонность – это тот процесс, при котором туристические потоки концентрируются в каком-то определенном месте. С экономической точки зрения, то сезонность – это постоянные колебания спроса, которые чередуются пиками и спадами.  Если рассматривать городской туризм, то низкий сезон может негативно сказаться на городском путешествии. Например, в разгар сезона дождей будет трудно рассмотреть окрестности города и проникнуться местным колоритом.

Таким образом, совокупность факторов может, как благоприятно сказываться на развитии городского туризма, так и представлять реальные угрозы его устойчивому развитию, сокращая плотность туристических потоков.

 

Список литературы:
1. Бердникова О.А., Иванов С.Е. Основные факторы, влияющие на развитие туризма в Республике Татарстан [Текст] // Путеводитель предпринимателя. – 2013.  – № 19. – С. 41-50.
2. Леушина О.В., Зотова Е.Г. Перспективы развития сферы туризма в условиях пандемии [Текст] // Экономика и менеджмент в XXI веке: информационные технологии, биотехнологии, физкультура и спорт. Сборник научных статей по итогам работы IV международного круглого стола. Москва, 2020. – С. 110-111.
3. Леушина О.В., Квита Г.Н. Особенности развития региональных туристских комплексов [Текст] // В сборнике: Наука и инновации: исследование и достижения. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией Б.Н. Герасимова. 2019. – С. 89-92.
4. Макринова Е.И. Роль инновационной деятельности в индустрии туризма и гостеприимства [Текст] // Е.И. Макринова, Т.Ю. Иваницкая / Современные проблемы науки и образования. Материалы международных научных конференций 2018г. С. 52-54 
5. Квита Г.Н., Курнявкин А.В. Технология виртуальной реальности как инструмент продвижения туристского продукта [Текст] // В сборнике: Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. Материалы Восьмой международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск Н.Г. Клочкова. 2019. – С. 185-189.
6. Птичикова Г. С. Архитектура и потребитель: метаморфозы города под влиянием глобального туризма [Текст] // Социология города. – 2010. – № 3. – С. 10-15. 
7. Севрюков И.Ю., Приходько Т.П., Якшигулов Р.А. Влияние процессов глобализации на индустрию туризма и гостеприимства [Текст] // Экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами на современном этапе глобализации. Сборник научных трудов V Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией О.М. Дюжиловой, Г.Г. Скворцовой, 2020. – С. 21-26.