Связи с общественностью в коммерческих структурах
Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Связи с общественностью в коммерческих структурах
Public relations in business sector
Yulia Pershikova
Student of Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia, Novosibirsk
Аннотация. В настоящее время происходит бурное развитие использования связей с общественностью в сфере бизнеса. В статье рассматриваются основы формирования отделов по связям с общественностью и различия между государственными и коммерческими отделами по связям с общественностью.
Abstract. There is rapid development in a public relation in the business sector at the present time. The article discusses the basics of creating the PR department in a company and the difference in government and commercial PR departments.
Ключевые слова: связи с общественностью; формирование отдела по связям с общественностью; коммерческая структура; государственная структура.
Keywords: public relation; creating PR department; business sector; government sector.
Сегодня очевидна общероссийская тенденция к активному развитию связей с общественностью в сфере бизнеса. Для формирования репутации своей компании на российском рынке специалисты по связям с общественностью используют традиционные для зарубежных стран схемы, адаптируя их с учетом особенностей экономико-социальных моделей и культурной спецификой страны.
Связи с общественностью оказывают неоспоримое влияние в создании и поддержки связей, понимания и сотрудничества между организацией и ее клиентами, помогает сотрудниками организации и самой организации быть в курсе о мнении клиентов и своевременно реагировать на них [8, с 45].
Борьба между организациями теперь происходит не только в ценовом сегменте. Деятельность по связям с общественностью не нацелена на мгновенную продажу товаров и услуг, она сконцентрирована на подготовке потенциальных покупателей к покупке и применению рекламы дальнего действия.
Возникновение отделов по связям с общественностью стало возможным благодаря внутренним потребностям организаций вести активную информационную политику и более активное присутствие в информационном мире. Регулируя отношения с внешней средой организации, отдел по связям с общественностью приспосабливается к внешним условиям организации и устанавливает, и поддерживает отношения с структурами и организациями, не относящимися к организации. Создание и развитие отделов по связям с общественностью выявляет новые потребности общества в более разнообразной информации в рамках внешнего процесса [2, c 47-49].
Целью связей с общественностью является продвижение организации в целом, а не отдельных ее товаров, в обществе, и не в рамках определенного рынка. Задачей связей с общественностью является формирование положительного коммуникационного климата, общественного мнения и репутации для продвижения товаров или услуг [7].
Отдел по связям с общественностью следит за репутацией и узнаваемостью организации, предоставляет информацию о деятельности организации целевой аудитории и обществу в целом, также обеспечивает связь с обществом и организации маркетинговой коммуникации [6].
Чтобы деятельность по достижению данной цели была успешной, организациям необходимо иметь собственный отдел по связям с общественностью. На сегодня уровень развития коммерческого PR достиг достаточного уровня для того, чтобы в полной мере оказывать помощь в ведении деятельности организации. Организация с долгосрочными целями должна иметь в качестве одной из задач внутреннего развития создание собственного отдела по связям с общественностью. Создание собственного отдела по связям с общественностью имеет в себе несколько преимуществ:
- Собственный персонал, заинтересованный в успехе организации;
- Специализация отдела по связям с общественностью отвечающая требованиям организации;
- Упрощение сбора необходимой информации и проведении мероприятий внутри организации [8].
Главной характерной чертой для отделов по связям с общественностью в коммерческих структурах является то, что их работа ведется на конкурентном рынке и поэтому в ряде случае их деятельность более динамична и они быстрее реагируют на внимание и запросы со стороны различных групп общественности.
При создании отдела по связям с общественностью его основой является функциональный принцип в определении ключевых секторов, которыми могут быть: сектор связей со СМИ, пресс-центр, сектор связей с правительственными структурами, сектор связей с общественными организациями, сектор выставок и ярмарок, сектор специальных мероприятий, информационно-аналитический центр [7, c 15].
Роль и место отделов по связям с общественностью кардинально отличается от роли и места в органах государственной власти. В коммерческих структурах главная цель – продажа товара, а не создание имиджа, и анализ эффективности работы отдела по связям с общественностью отслеживается через повышения проценты продаж и роста коммерческой эффективности [1].
Главной характерной чертой для отделов по связям с общественностью в коммерческих структурах является то, что их работа ведется на конкурентном рынке и поэтому в ряде случае их деятельность более динамична и они быстрее реагируют на внимание и запросы со стороны различных групп общественности. И для того, чтобы отдел по связям с общественностью эффективно и быстро реагировал на все события, необходимо применять все нестандартные PR-ходы и технологии.
В отличии от государственных структур СМИ не заинтересованы в коммерческих организациях, журналисты могут считать, что любые представители коммерческой организации являются заинтересованными лицами, которые исключительно продвигают интересы своей организации, именно поэтому журналисты, как правило, обращаются за экспертным мнением к научным, общественным или государственным деятелям. Именно поэтому контакты со СМИ в качестве экспертов являются одной из самых сложных и важных задач, стоящих перед отделом по связям с общественностью в коммерческих структурах.
Отдел по связям с общественностью в коммерческих организациях, как правило, действует в рамках выделяемого бюджета. Бюджет формируется квартально, в некоторых случаях дифференцированно, так как в тот или иной период года коммерческая нагрузка может отличаться. Например, в месяцы, когда в организации наступает «мертвый период», финансовая нагрузка на отдел по связям с общественностью снижается, а в месяцы, когда продажи увеличиваются, соответственно увеличивается и бюджет для отдела по связям с общественностью. В государственных структурах отделам по связям с общественностью присуща равномерная нагрузка, но и в деятельности государственных структур бывают периоды повышенной активности [4, c 68].
Роль отделов по связям с общественностью в коммерческих организациях заключается в том, чтобы создать условия для положительного восприятия обществом организации и ее деятельности [9].
Связи с общественностью являются неотъемлемой частью системы управления любой организации, связи с общественностью оказывают гуманитарную поддержку бизнеса и предпринимательства, как прикладной метод в работе при реализации функций управления.