Сравнительный анализ степени включенности стран мира и России в инновационную экономику
Конференция: XLV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством
XLV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Сравнительный анализ степени включенности стран мира и России в инновационную экономику
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DEGREE OF INCLUSION OF COUNTRIES OF THE WORLD AND RUSSIA IN THE INNOVATIVE ECONOMY
Ruslan Evloev
Graduate student, Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Russia, Moscow
Аннотация. Научная статья посвящена сравнительному анализу степени включенности Российской Федерации и зарубежных стран в инновационную экономику. Актуальность исследования обусловлена стремительным этапом развития инновационной экономики во всем мире, что связано с переходом пятого технологического уклада на шестой, особенностью которого выступает применение интеллектуальных и цифровых технологий. В рамках статьи рассмотрены теоретические аспекты формирования национальной инновационной системы. Проанализированы особенности формирования инновационной экономики на территории Российской Федерации. Проанализированы актуальные проблемы развития инновационной экономики в России. Проанализированы международные индикаторы включенности стран мира и России в инновационную экономику. Рассмотрены особенности формирования инновационной экономики в зарубежных странах. Предложены рекомендации, направленные на повышение перспективы развития инновационной экономики в Российской Федерации, что позволит сделать более комфортные условия для инноваций и способствовать развитию национальной инновационной системы. В заключении научного исследования автором установлено, что сравнительный анализ степени включенности стран мира и России в инновационную экономику демонстрирует технологическую и финансовую отсталость отечественной национальной инновационной системы. В первую очередь это связано с отсутствием активных государственных механизмов поддержки таких субъектов инновационной экономики ведущих зарубежных стран, как малого и среднего бизнеса, венчурных фондов, технологических парков и научно-исследовательских центров образовательного типа учреждений.
Abstract. The scientific article is devoted to a comparative analysis of the degree of involvement of the Russian Federation and foreign countries in the innovation economy. The relevance of the study is due to the rapid stage in the development of an innovative economy all over the world, which is associated with the transition of the fifth technological order to the sixth, a feature of which is the use of intelligent and digital technologies. The article considers the theoretical aspects of the formation of the national innovation system. The features of the formation of an innovative economy on the territory of the Russian Federation are analyzed. The current problems of the development of the innovative economy in Russia are analyzed. The international indicators of the involvement of the countries of the world and Russia in the innovation economy are analyzed. The features of the formation of an innovative economy in foreign countries are considered. Recommendations are proposed aimed at improving the prospects for the development of an innovative economy in the Russian Federation, which will make it possible to create more comfortable conditions for innovation and promote the development of the national innovation system. In the conclusion of the scientific study, the author found that a comparative analysis of the degree of involvement of the countries of the world and Russia in the innovation economy demonstrates the technological and financial backwardness of the domestic national innovation system. First of all, this is due to the lack of active government mechanisms to support such subjects of the innovative economy of leading foreign countries as small and medium-sized businesses, venture funds, technology parks and research centers of educational institutions.
Ключевые слова: инновации; инновационная деятельность; инновационные технологии; цифровая экономика; цифровая трансформация; цифровые технологии; инновационная активность; инновационная экономика.
Keywords: innovation; innovative activity; innovative technologies; digital economy; digital transformation; digital technologies; innovative activity; innovative economy.
Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации предполагает формирование условий для основы цифровой трансформации отраслей и рынков. Следование за трендами цифровизации – ключевое требование для каждой страны, которая желает сохранить свои конкурентные позиции в эру постиндустриальной и цифровой экономики.
Одним из главных механизмов обеспечения реализации такой стратегии является формирование инструментов и условий по развитию инновационной экономики на территории государства.
Актуальность научного исследования на тематику «сравнительный анализ степени включенности стран мира и России в инновационную экономику» связана со стремительным этапом развития инновационной экономики во всем мире, что обусловлено переходом пятого технологического уклада на шестой, особенностью которого выступает применение интеллектуальных и цифровых технологий.
По этой причине целью научной статьи выступает сравнительный анализ степени включенности Российской Федерации и зарубежных стран в инновационную экономику.
Для этого в рамках научного исследования необходимо решение следующих актуальных задач:
– рассмотреть теоретические аспекты формирования национальной инновационной системы;
– проанализировать особенности формирования инновационной экономики на территории Российской Федерации;
– проанализировать актуальные проблемы развития инновационной экономики в России;
– проанализировать международные индикаторы включенности стран мира и России в инновационную экономику;
– рассмотреть особенности формирования инновационной экономики в зарубежных странах;
– предложить рекомендации, направленные на повышение перспективы развития инновационной экономики в Российской Федерации, что позволит сделать более комфортные условия для инноваций и способствовать развитию отечественной национальной инновационной системы.
К основам инновационной экономики стоит относить отрасли и предприятия, производственная деятельность которых направлена на разработку и производство инновационной продукции, где в рамках самого производства используются инновационные технологии, а капитальные инвестиции финансовых ресурсов направлены в основном на научно-исследовательские и конструкторские работы.
Однако наиболее важным элементом инновационной экономики Российской Федерации является формирование национальной инновационной системы.
Национальная инновационная система – это совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий [6].
Общая структура национальной инновационной системы России состоит из следующих подсистем, представленных на рис. 1.
Рисунок 1. Подсистемы структуры национальной инновационной системы России [8]
Задачей развития инновационной экономики в России является обеспечение условий, при которых будет увеличиваться объем производства наукоемкой продукции, доля которой крайне низка. Для нашей страны процесс формирования национальной инновационной системы – острый вопрос, поскольку страна не входит в число наиболее успешных государств мира по данному показателю.
Если анализировать развитие России как участника инновационной экономики, можно обратиться к докладу Всемирной организации интеллектуальной собственности, где отображена динамика изменения следующих составляющих компонентов глобального индекса инноваций с 2018 по 2019 г. (см. рис. 2).
Рисунок 2. Изменение компонентов инновационной экономики России с 2018 по 2019 г. [2]
Одними из основных проблем развития инновационной экономики в России выступают следующие факторы [4; 10]:
– дефицит бюджетных средств и недостаточный уровень финансирования национальных и региональных проектов, обеспечивающих формирование инновационной активности в экономике страны;
– отсутствие обеспечения необходимого уровня нормативно-правового поля;
– низкий уровень инновационной активности предприятий, что отражает по показателю число действующих патентов, выданных патентов на изобретения и поданных в целом патентных заявок на изобретения;
– отсутствие необходимых инструментов, позволяющих обеспечивать защиту интеллектуальной собственности;
– отсутствие эффективного механизма поддержки развития малого и среднего бизнеса как мейкера инновационной активности внутри экономики;
– низкая степень доступа инновационных предприятий к базе финансовых ресурсов и высокая стоимость заемных средств;
– отток интеллектуальных и человеческих ресурсов высокой профессиональной квалификации, что создает дефицит кадров для инновационно ориентированных предприятий.
Однако, несмотря на данные проблемы, главной особенностью инновационного развития национальной экономики Российской Федерации является применение информационных и цифровых технологий, которые совершенствуют управлением бизнес-процессами предприятий.
Чтобы проанализировать международные индикаторы включенности стран мира и России в инновационную экономику, можно обратиться к глобальному индексу инноваций (см. рис. 3). Последняя редакция была произведена 11 ноября 2020 г., что позволяет оценить свежие данные.
Рисунок 3. Глобальный индекс инноваций и показатели по отдельным странам и России по состоянию на 2020 г. [7]
На первом месте среди всех стран по включенности в инновационную экономику находится Швейцария, индекс инноваций которой 66,1. В России, например, данный индекс демонстрирует 35,6 пункта. Китай – 53,3 пункта, а Индия – страна-партнер по БРИКС – аналогичные, что и у РФ, 35,6 пункта.
Для того чтобы проанализировать степень включенности стран мира в инновационную экономику, рассмотрим особенности формирования их национальной инновационной системы, принципы которых, например, можно заимствовать из российской практики [9; 5; 3; 1].
1. США. Американская модель формирования национальной инновационной системы, позволяющая стране развивать инновационную экономику, имеет следующие характеристики:
– большая часть НИОКР финансируется за счет частного сектора и инвесторов;
– в процесс формирования государственной инновационной политики включены все штаты государства и всевозможные министерства, начиная от сферы обороны, заканчивая медициной и образованием;
– высокую роль играют независимые от государства инновационные центры и структуры, как венчурные фонды, бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы, создание которых возможно при отдельных компаниях или образовательных учреждений;
– высокая инновационная активность формируется за счет субъектов малого предпринимательства;
– среди участников инновационной экономики сформированы условия высокой конкуренции.
2. Швейцария. Швейцарская модель формирования национальной инновационной системы, позволяющая стране развивать инновационную экономику, имеет следующие характеристики:
– высокую роль при формировании инновационной экономики играют производительность труда, развитая система образования и доступ к интеллектуальному капиталу;
– компании, финансирующие НИОКР за участие образовательных учреждений, получают от их научных исследований прибыль;
– инновационные разработки не имеют поддержки со стороны прямых государственных инвестиций;
– основным источником финансирования инновационной деятельности малых предприятий являются технопарки;
– отсутствует мобильность трудовых ресурсов и низкая доля населения с высшим образованием, но это не влияет на их ценность человеческого и интеллектуального капитала.
3. Китай. Китайская модель формирования национальной инновационной системы, позволяющая стране развивать инновационную экономику, имеет следующие характеристики:
– инновационная экономика – одна из редких областей государственной политики правительства КНР, где отсутствует тотальный внешний контроль;
– среди инструментов государственной поддержки инновационной деятельности предприятий сформированы свободные экономические зоны, зоны торгово-экономического развития и промышленные парки;
– для обеспечения развития трудовых ресурсов используется инструмент направления людей на обучение в лучшие зарубежные инновационные и исследовательские образовательные учреждения.
4. Германия. Немецкая модель формирования национальной инновационной системы, позволяющая стране развивать инновационную экономику, имеет следующие характеристики:
– еще в 1970-х гг. возникали первые венчурные фонды, целью создания которых являлась поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства;
– государством вовлечены финансовые ресурсы для поддержки инновационной деятельности путем целевых программ финансирования;
– основными субъектами развития инновационной экономики выступают предприятия малого и среднего бизнеса.
Исходя из зарубежного опыта, по нашему мнению, необходимо предложить ряд следующих рекомендаций, касающихся повышения перспективы развития инновационной экономики в Российской Федерации, что позволит создать более комфортные условия для инноваций и способствовать развитию национальной инновационной системы:
– формирование и развитие инфраструктуры интеграции государства, крупного бизнеса, малого бизнеса и сферы образования с целью создания государственно-частных проектов инновационной деятельности и инновационных кластеров;
– привлечение внебюджетных и частных инвестиций в сферу научно-исследовательской деятельности и образования;
– формирование государственных грантов и программ для университетов, технопарков и инновационных предприятий по финансированию их проектной деятельности;
– ужесточение законодательства и нормативно-правового поля защиты интеллектуальной собственности.
Таким образом, подводя итоги научного исследования, можно заключить следующее, что сравнительный анализ степени включенности стран мира и России в инновационную экономику демонстрирует технологическую и финансовую отсталость отечественной национальной инновационной системы. В первую очередь это связано с отсутствием активных государственных механизмов поддержки таких субъектов инновационной экономики ведущих зарубежных стран, как малого и среднего бизнеса, венчурных фондов, технологических парков и научно-исследовательских центров образовательного типа учреждений.