Статья:

«Поколение Z»: построение образовательного и карьерного трека

Конференция: XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Астафьева В.О. «Поколение Z»: построение образовательного и карьерного трека // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(32). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 26-29.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

«Поколение Z»: построение образовательного и карьерного трека

Астафьева Вероника Олеговна
студент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

«GENERATION Z»: BUILDING AN EDUCATIONAL AND CAREER TRACK

 

Veronica Astafyeva

Student of the Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматривается сущность теории поколений и ее применимость к Российским реалиям, а также раскрывается необходимость применения теории с целью построения эффективного взаимодействия с представителями поколения Z в процессе обучения и трудоустройства.

Abstract. The article presents the essence of the theory of generations and its applicability to Russian realities, and also reveals the need to apply the theory in order to build effective interaction with representatives of generation Z in the process of training and employment.

 

Ключевые слова: теория поколений; поколение Z; научно-техническая революция; студент; работодатель; образовательная организация.

Keywords: generation theory; generation Z; scientific and technological revolution; student; employer; educational organization.

 

Миллениалы создали мир, в котором приходится жить всем остальным, а как же новое поколение? Уже становятся совершеннолетними «дети нулевых», но большинство компаний до сих пор не понимают до конца, с какими людьми им предстоит работать не завтра, где-то в далеком будущем, а уже сегодня. Довольно очевидной становится проблема формирования эффективного подхода к образовательному процессу «поколения Z», найма на работу и развития личностных компетенций «центениалов». Уже на момент 2018 года по исследованию информационной компании Bloomberg количество представителей «поколения Z» в мире составляло около 2, 5 млрд. человек, т.е. одна треть населения, и с каждым днем эта цифра растет.

Основным критерием, который отличает новое поколение от предшественников – научно-техническая революция, благодаря которой цифровые технологии вместе с человеком уже с пелёнок. Но стоит учитывать, что по всему миру инновационные технологии и актуальные тренды доходят с разным временным промежутком, как например, в Европе, Америке поколение центениалов появилось в середине 1990-х годов благодаря технологическому буму, а в России к началу 2000-х. Об этом могут сказать многие факты, например, что лишь в октябре 2007 года первый вице-премьер России, Д. Медведев, объявил о завершении проекта по подключению к интернету всех российских школ (59 тысяч).

Благодаря научной работе российского социолога и экономиста имеет место теория поколений в отечественных реалиях. Теория состоит из поколений: «мобилизационное поколение» (до 1938 года), «поколение оттепели» (1939-1946), «поколение застоя» (1947-1967), «реформенное поколение» (1968-1981), «миллениалы» (1982-2000). Однако о «поколении Z» глобальных исследований в России еще не было.

Однако есть интересный факт в традиционной теории поколений, цикл смены поколений, который составляет около 80 лет. Из этого утверждения можно сделать вывод, что поколение Z – аналог поколения «молчаливых детей», которые родились в послевоенном опасном мире, где в книгах, газетах и журналах они проводили свое детство. Также и сейчас между чередой экономических кризисов, терактов, нестабильной ситуации в мире «зеты» уходят от реальности живя жизнью других, популярных блогеров, персонажей из компьютерных игр и т.д.

Среди ярких качеств, присущих представителям «зетов» можно выделить:

  1. Профессиональный подход к их воспитанию от родителей (множество кружков, секций, языковых секций и пр.), а, следовательно, широкий кругозор у «зетов»;
  2. Эффективно ищут информацию, но не запоминают ее;
  3. Отдают предпочтение практическим инструментам при выполнении задач (туториал, чек-лист, лекции TED-формата);
  4. Воспринимают краткий и простой контент (период концентрации внимания – 8 секунд);
  5. Необходимо понимать суть работы для ее выполнения, иначе теряют интерес;
  6. Периодическая скука в работе при выполнении долгосрочных задач;
  7. Ценят личное общение, т.к. испытывают недостаток межличностной «живой» коммуникации;
  8. Нет цели стать трудоголиком, есть цель – найти собственный путь;
  9. Нет особого рвения взять на себя ответственность за какую-либо работу;
  10. Высокая потребность в признании.

На основе указанных характеристик можно сделать небольшой гайд о том, как работодателю стоит вести себя с современными сотрудниками. Например, при постановке задач «зетам» необходимо четко (желательно, по системе SMART) поставить цель, обозначить ее важность, дать инструкцию для ее выполнения. Здесь есть явные различия с поколением миллениалов, ведь для «зетов» разумно ограниченные рамки пробуждают креативный подход к решению задачи.

«Поколение Z» ориентировано на быстрый результат, и чтобы не потерять ценные кадры, работодателю стоит подумать о внутренней корпоративной культуре и о поощрении преданности сотрудников к компании. Так сделали когда-то в компании «Яндекс», разработав шуточные повышения по службе в зависимости от времени работы в компании. Условно, «зетам» важен каждый лайк работодателя!

Но до того, как поколению Z нужно будет устроиться на работу, его представителям необходимо получить образование. При этом у «зетов» достаточно высокие требования к самому процессу освоения новых знаний. Для того, чтобы обучение было эффективным, преподавательскому составу стоит:

  1. Хорошо структурировать учебный процесс: обозначить результат программы предмета, дать домашнее задание с четким сроком выполнения и ясной целью;
  2. Не бояться давать объективную обратную связь, «зеты» любят учиться на своих ошибках, им важно знать, в чем их «точки роста»;
  3. Визуализировать учебный материал, но если используется текстовый формат, то он должны быть структурирован, в конце разделов подведены итоги, в начале следующего – поставлены цели;
  4. Уметь признавать свое незнание в какой-либо области: важно не «знать всё», а делиться опытом и знаниями друг с другом;
  5. Смена методов изучения материала спустя 30 минут: помимо стандартной лекции современные студенты быстро усваивают информацию с помощью «деловых игр», нетворкинга и иных форматов.

Новое поколение и условия пандемии COVID-19 уже сейчас оказывают прямое влияние на социально-экономическую ситуацию в стране, в том числе на построение образовательного процесса и ведение бизнеса. Преподавателям и студентам в начале 2020 года пришлось осваивать более усердно современные технологии, возможно, благодаря которым в будущем обучающиеся в России увидят позитивные изменения в учебных программах, но самое главное – научатся ценить живое общение в процессе усвоения образовательного материала. А работодатели смогут научиться быстро адаптироваться в современных реалиях, эффективно выстраивать процессы работы даже в дистанционном формате со своими подчиненными из поколения Z, для которых комфортно работать в интернете.

 

Список литературы:
1. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык  /  Д. Стиллман —  «Манн, Иванов и Фербер (МИФ)», 2017.
2. Гаврилова Анна Валерьевна Социально-психологические особенности ментальности «Нового поколения» // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-mentalnosti-novogo-pokoleniya (дата обращения: 30.03.2020).
3. Захарова Валерия Александровна Студенты поколения z: реальность и будущее // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studenty-pokoleniya-z-realnost-i-buduschee (дата обращения: 10.03.2020).
4. Кулакова Анна Борисовна Поколение z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 15.03.2020).
5. Мирошкина Марина Руслановна Интерпретации теории поколений в контексте российского образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interpretatsii-teorii-pokoleniy-v-kontekste-rossiyskogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.03.2020).