Анализ государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ
Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика предпринимательства
XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Анализ государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ
Аннотация. В статье анализируются основные направления и тенденции государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, государственная поддержка
Развитию субъектов малого и среднего предпринимательства свойственен ряд проблем. Во главе данных проблем стоит механизм оказания государственной финансовой поддержки. Из проведенного исследования можно утверждать, что за исследуемый период число малых и средних предприятий постоянно увеличивалось, именно поэтому вопрос эффективного механизма управления и оказания государственной финансовой поддержки стоит перед лицом России сегодня крайне остро.
Таблица 3.
Общая численность предприятий малого и среднего бизнеса в России в период с 2017 по 2019 год[1]
Размер предприятий |
10.01.2017 г. |
10.01.2018 г. |
10.01.2019 г. |
2019 к 2017, % прирост |
Микро |
5 576 939 |
5 751 885 |
5 771 626 |
3,5 |
Малые |
268 488 |
267 033 |
250 758 |
-6,6 |
Средние |
20 353 |
20 298 |
18 811 |
-7,6 |
ВСЕГО |
5 865 780 |
6 039 216 |
6 041 195 |
3 |
Исходя из данных, представленных в таблице, можно сделать вывод, что число микропредприятий увеличилось на 3,5% за период с 2017 по 2019 год. Также число малых и средних предприятий снизились на 6,6% и 7,6% соответственно. Тем не менее, общее количество субъектов МСП в 2019 году в сравнении с 2017 годом возросло на 3%, что указывает на слабый уровень государственной поддержки исследуемого сектора экономики. Можно предположить, что малые и средние предприятия преобразовываются в микропредприятия, или же ликвидируются вовсе. Рост числа микропредприятий в таком случае можно связать с низкими барьерами входа в те или иные отрасли, за счет которых произошло общее приращение числа субъектов МСП в экономике. Именно поэтому необходимо более детально рассмотреть показатели поддержки государством малых и средних предприятий.
Объем финансовой государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства имеет тенденцию к снижению. Например, в 2014 году на поддержку данного сектора экономики было выделено около 20 миллиардов рублей, в 2015 году эта цифра резко сократилась до 15 миллиардов рублей. В 2016 году из федерального бюджета выделили порядка 11 миллиардов рублей, при первоначальном планировании в 15 миллиардов. Все эти проблемы связаны со снижением темпов роста экономики и доходов федерального бюджета, а также перераспределением расходных обязательств в пользу национальной обороны.
Таблица 4.
Объем субсидий, выделенных из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, бюджетам субъектов РФ (на 1 января; в тысячах рублей)[2]
|
2017 г. |
2018 г. |
2018 к 2017, % прирост |
Объем субсидий |
7 510 719,5 |
5 845 007,1 |
-22 |
Объем субсидий из федерального бюджета за период с 2017 по 2018 год снизился на 22%, соответственно региональные власти вынуждены сокращать свои расходы на поддержку исследуемого сектора экономики, что говорит о проблемах и необходимости реформирования.
Действует также поддержка малых предприятий в форме грантов. Начинающие ИП и малые предприятия, зарегистрированные не более двух лет, могут получить грант в размере до 500 тысяч рублей. Данные средства могут использоваться на покупку оборудования, сырья, выплаты аренды, но не могут направляться на выдачу з/п сотрудникам, то есть все затраты должны иметь целевой характер.
Выдача гарантий по кредитам МСП является одной из наиболее известных мер государственной поддержки МСП. Гарантийные фонды действуют на территории того субъекта, где они созданы. Финансируются из федерального и регионального бюджетов. Распределяются на кредитные договоры, лизинги и договоры о предоставлении банковской гарантии. Управление данной системой осуществляет Минэкономразвития. Кредитная гарантия должна составлять не более 70% от обеспечения по кредиту, а сам гарантийный фонд получает вознаграждение от 1% до 3%, в зависимости от размера поручительства.
Важным аспектом в государственной финансовой поддержке также является кредитование и регулирование процентной ставки по выдаче кредитов для субъектов МСП. К примеру, в РФ действует «Программа 6,5%».
В рамках данной программы крупными банками (ПАО Сбербанк, ПАО ВТБ и другим) с государственным участием предоставляются льготные кредиты для субъектов МСП. В соответствии с условиями программы процентная ставка по кредиту фиксируется на уровне 9,6% годовых для субъектов среднего бизнеса и 10,6% годовых для субъектов малого бизнеса. Финансирование предоставляется в сумме от 5 млн до 1 млрд рублей на срок до трех лет.
Таблица 5.
Объем кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах (по состоянию на 1 января каждого года), млн рублей[3]
|
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2017 к 2018, % прирост |
2018 к 2019, % прирост |
2019 к 2017, % прирост |
В рублях |
5 161 991 |
5 984 490 |
6 626 440 |
15,93% |
10,73% |
28,37% |
В иностранной валюте и драгоценных металлах |
140 634 |
132 662 |
189 641 |
-5,67% |
42,95% |
34,85% |
ВСЕГО |
5 302 625 |
6 117 152 |
6 816 081 |
15,36% |
11,43% |
28,54% |
Из таблицы 5 видно, что в процентном соотношении с 2017 по 2019 год суммарно объем кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства вырос на 28,54%, что говорит о динамике улучшения доступности кредитов для малого и среднего бизнеса. Тем не менее, достоверно неизвестно на какие цели используются выданные кредиты, что не позволяет сделать вывода об эффективности работы субъектов МСП. Однако текущая динамика говорит о стремлении государства к поддержке кредитования, но и в этом процессе еще необходима дальнейшая регуляция и улучшения.
Рисунок 1. Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным кредитными организациями субъектам МСП в рублях, % [6]
Динамика, представленная на рисунке 1, также демонстрирует снижение средневзвешенных процентных ставок по кредитам, что является положительным показателем для России, но в рамках мировой практики мы все еще демонстрируем низкие показатели развития и устранения текущих проблем государственной помощи малому и среднему предпринимательству.
Не менее важным и сложным вопросом является микрофинансирование. Здесь важно отметить, что поставщиком данного вида поддержки являются региональные микрофинансовые организации, одним из учредителей которых является субъект РФ, которые предоставляют государственные микрозаймы МСП, не имеющим возможности воспользоваться банковскими услугами из-за маленького размера кредита. Для пополнения данных региональных фондов федерация предоставляет субсидии. Максимальная сумма микрозайма – 1 миллион рублей сроком не более 12 месяцев. Реализацию данных программ осуществляют микрофинансовые институты, фонды поддержки предпринимательства, сельскохозяйственные кредитные кооперативы.
Таблица 6.
Деятельность микрофинансовых организаций и гарантийных фондов, получивших финансовую поддержку в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, реализуемых Минэкономразвития [3]
|
2017 г. |
2018 г. |
2017 к 2018, % прирост |
Количество действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями, единиц |
29281 |
27421 |
-6,35 |
Сумма действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями, тыс. руб. |
21 392 743 |
23 164 951 |
8,28 |
Количество действующих кредитов, выданных под поручительства гарантийных фондов, единиц |
46 937 |
50 108 |
6,76 |
Сумма действующих кредитов, выданных под поручительства гарантийных фондов, тыс. руб. |
375 319 847 |
443 632 044 |
18,20 |
Согласно данным из таблицы 6 количество действующих микрозаймов выданных микрофинансовым организациям, снизилось на 6,35% в 2018 году по сравнению с 2017, что свидетельствует о меньшей востребованности микрозаймов в 2018 году. Снижение востребованности может коррелировать со снижением численности субъектов МСП (без микропредприятий), что было замечено ранее. Однако наблюдается рост суммы микрозаймов, из чего можно сделать вывод, что организации стали брать более крупные ссуды. В связи с этим стоит предположить, что сокращение количества малых и средних предприятий является следствием слияний и поглощений, потому что микропредприятия с очень низкой вероятностью смогут позволить себе более крупные займы.
Еще одной формой поддержки МСП являются строительство и поддержка развития федеральным центром бизнес-инкубаторов на территории регионов.
Бизнес-инкубаторы – это организации, предоставляющие помещения на выгодных условиях аренды и предоставляющие другие дополнительные услуги. Подобные предприятия способствуют развитию малого и среднего бизнеса. Кроме этого, через них приходит приток дополнительных инвестиций, как резидентов, так и нерезидентов страны.
В данном направлении Россия только начинает делать первые шаги, которые необходимо контролировать и совершенствовать по следующим показателям в будущем (см. таблица 7).
Таблица 7.
Деятельность бизнес-инкубаторов, созданных в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, реализуемых Минэкономразвития [3]
|
2017 г. |
2018 г. |
2018 к 2017, % прирост |
Количество бизнес-инкубаторов, единиц |
133 |
131 |
-1,5 |
Общая площадь бизнес-инкубаторов, м^2 |
405017 |
402711 |
-0,57 |
Количество субъектов малого предпринимательства – резидентов бизнес-инкубатора, единиц |
2212 |
2211 |
-0,05 |
Общее количество работников субъектов малого предпринимательства – резидентов бизнес-инкубатора, человек |
8974 |
8808 |
-1,85 |
Однако опираясь на значения в таблице, нетрудно увидеть небольшое снижение по каждому из показателей. Отрицательная динамика демонстрирует снижение востребованности данной меры поддержки МСБ, что может быть связано либо с недостаточно выгодными условиями данных организаций, либо с сокращением числа малых и средних предприятий. Однако сокращение количества малых и средних предприятий связано со слабой государственной поддержкой, в которую входят те же бизнес-инкубаторы. Таким образом, одна причина снижения выходит из другой, замыкая круг. Чтобы разомкнуть данный круг, необходимо увеличивать государственное финансирование МСП, усиливая меры его поддержки.
Малое предпринимательство – это один из важнейших элементов национальной экономики для многих развитых стран мира. Для успешного развития и функционирования данного сектора нашей стране необходима стабильная и хорошо действующая система государственной поддержки. Все это будет способствовать не только повышению роли МСП в национальной экономике, ни и ее дальнейшему переходу к более инновационной модели развития общества.
[1] Составлено автором на основе данных с сайта Федеральной налоговой службы РФ
[2] Составлено автором на основе данных с сайта Министерства экономического развития РФ
[3] Составлено автором на основе данных с сайта Банка России