Статья:

Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика предпринимательства

Выходные данные
Немеш О.И., Иванова Н.Е. Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 3(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 69-73.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия

Немеш Оксана Ивановна
студент ФГБОУ ВО «Армавирский Государственный Педагогический Университет», РФ, г. Армавир
Иванова Наталья Евгеньевна
д-р. экон. наук. ФГБОУ ВО «Армавирский Государственный Педагогический Университет», РФ, г. Армавир

 

Аннотация. В статье рассматривается основные показатели финансового состояние компании.

 

Ключевые слова: финансовые показатели; рентабельность; ликвидность; финансовая устойчивость.

 

В экономической литературе подробно рассматриваются относи­тельные показатели, характеризующие финансовое состояния компании. Такие показатели представляют собой отношения абсолютных показателей финансового положения или их комбинаций.

Показатели, которые отражают формирование использование финансовых средств, дают характеристику финансового состояния предприятия. В условиях рыночной экономики при анализе финан­сового состояния предприятия отражаются итоговые результаты его работы. Результаты деятельности интересны менеджерам и владельцам предприятий, государственным, налоговым и финансовым органам и тому подобное:

· для финансовых менеджеров важность представляет оценка эффективности решений, ресурсов, которые используются, и финансовых результатов;

· собственникам необходима информация об отдаче затраченных средств на предприятие, его рентабельность, уровень экономического риска;

· для кредиторов и инвесторов важна выплата предоставленных кредитов и реализация инвестиционных проектов;

· для поставщиков является важным оценка оплаты за предоставленную ими продукцию.

Анализ финансовых показателей заключается в сопоставлении их значений с базисными величинами, и изучении динамики их изменения за определенный период. В роли базисных величин выступают оптимальные значения, нормативы коэффициентов, нормативы, которые рассчитываются по конкретному предприятию, а также средне­отраслевые значения.

Показатели, используемые для анализа финансового состояния компании, объединены в четыре группы.

1.    Показатели финансовой устойчивости;

2.    Показатели платежеспособности и ликвидности;

3.    Показатели деловой активности;

4.    Показатели прибыльности.

Рассмотрим каждую группу показателей более подробно.

Показатели финансовой устойчивости.

Под финансовой устойчивостью предприятия понимается опреде­ленное состояние его финансовых ресурсов, обеспечивающее развитие предприятия на основе роста прибыли и поддерживающее его платежеспособность и кредитоспособность.

В настоящее время все большую значимость приобретает поиск предприятием источников собственных средств. Предприятия должны приобретать независимость от заемных источников. Запас источников собственных средств – запас финансовой устойчивости предприятия в условии превышения собственных средств над заемными.

Финансовая устойчивость, формируемая в процессе деятельности хозяйственного субъекта, говорит о стабильном превышение доходов по отношению к расходам. Она предоставляет возможность управления денежными средствами предприятия и обеспечивает исправный процесс продажи товаров.

Финансовая устойчивость представлена группой показателей, которые используется в экономической литературе. Важным показателем финансовой устойчивости предприятия выступает взаимосвязь стоимости запасов и размера собственных и заемных источников, посредством которых они формируются [2].

Существуют четыре типа финансовой устойчивости:

1. Абсолютная устойчивость – это состояние, при котором запасы и затраты полностью покрываются собственными оборотными средствами. Предприятие практически не зависит от кредитов.

2. Нормальная устойчивость характеризуется тем, что предприятие целесообразно используют свои заемные средства. При нормальной финансовой устойчивости текущие активы превышают кредиторскую задолженность.

3. Неустойчивое финансовое состояние − наблюдается нарушение платежеспособности: возникает необходимость использования пред­приятием дополнительных источников покрытия запасов и затрат, наблюдается уменьшение доходности производства. Данная ситуация не является критической для предприятия. Существует возможность для улучшения положения.

4. Кризисное (критическое) финансовое состояние. Предприятие находится на грани банкротства и неспособно в срок погасить просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженности. В условиях рыночной экономике в случае частого повторения такой ситуации грозит предприятию признание его банкротом [1].

Показатели платежеспособности и ликвидности.

В краткосрочной перспективе финансовое состояние предприятия оценивается показателями ликвидности и платежеспособности, которые характеризуют способно ли оно своевременно и в полном объеме произ­вести расчеты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами.

Платежеспособность предприятия зависит от его активов и обязательств. Если общие активы больше, чем его обязательства (краткосрочные и долгосрочные), то такое предприятие является платежеспособным. Когда речь идет о ликвидности предприятия возникает другая зависимость. Предприятие будет считаться ликвидным, когда, имеющиеся у него, текущие активы превышают его кратко­срочные обязательства.

Платежеспособность характеризует наличие у предприятия достаточного объема финансовых средств необходимых для расчетов по кредиторской задолженности, которая требует срочного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) присутствие в необходимом объеме средств на расчетном счете; б) неимение просроченной кредиторской задолженности.

Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью одновременно и полностью исполнять платежные обязательства, образующиеся в процессе торговых, кредитных и других операций денежного характера.

Платежеспособность – это способность предприятия своевременно отвечать по всем имеющимся платежным обязательствам при наступлении сроков платежа. При нормальном финансовом состоянии предприятие устойчиво платежеспособно, при плохом время от время, либо постоянно неплатежеспособно.

Платежеспособность предприятия не может оцениваться только по показателю платежеспособности. В связи с этим для верной оценки платежеспособности предприятия, следует применять показатели ликвидности.

Ликвидность любого актива определяется его способность обращения в денежные средства, а степень ликвидности определена продолжительностью периода времени, в котором осуществляется данное преобразование. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов. Таким образом, те или иные активы значатся ликвидными, если возможность обратить их в деньги в короткий срок.

Ликвидности предприятия определяется наличием у него оборотных средств в размере, необходимом для погашения краткосрочных обязательств при условии нарушения установленных контрактами сроков погашения. Формальное превышение оборотных активов по отношению к краткосрочными пассивами является главным показателем ликвидности.

Для оценки ликвидности применяются следующие методы: анализ ликвидности баланса, расчет и анализ коэффициентов ликвидности, анализ движения денежных потоков [3].

Показатели деловой активности.

Анализ деловой активности представляет собой процесс иссле­дования различных финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости капитала.

Существует четыре коэффициента деловой активности предприятия:

·      коэффициент оборачиваемости активов;

·      коэффициент оборачиваемости собственного капитала;

·      скорость оборота;

·      срок обращения запасов.

Показатели прибыльности.

Наряду с абсолютными показателями прибыли необходимо изучить и относительные показатели (коэффициенты) рентабельности. Все показатели рентабельности рассчитываются по данным прибыли от продаж, прибыли без учета налогов и чистой прибыли.

При анализ рентабельности используются такие показатели, как:

·      рентабельность продаж;

·      рентабельность капиталовложений;

·      рентабельность собственного капитала;

·      рентабельность оборотного капитала.

Для правильной оценки причин изменений коэффициентов рента­бельности предприятия по сравнению с прошлым годом целесообразно предварительно обобщить данные форм бухгалтерской и статисти­ческой отчетности, используемые в последующих расчетах [4].

 

Список литературы:
1. В.В. Ковалев Анализ финансового состояния предприятия. – Москва: Финансы и статистика, 2014.
2. В.В. Бочаров. Финансовый анализ. Финансовый анализ: Питер. – Санкт Петербург, 2010.
3. Г.Н. Ронова. Анализ финансовой отчетности. – Москва, 2016.
4. Д. Стоун, К. Хитчинг. Бухгалтерский учет и финансовый анализ. Курс лекций по финансам и бухгалтерскому учету. – Лондон, 2015.