Статья:

Эволюция каналов связи с клиентом: мессенджеры и social media на смену E-mail маркетинга

Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Маркетинг

Выходные данные
Кушков Е.А. Эволюция каналов связи с клиентом: мессенджеры и social media на смену E-mail маркетинга // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(21). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 35-40.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Эволюция каналов связи с клиентом: мессенджеры и social media на смену E-mail маркетинга

Кушков Евгений Алексеевич
аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

THE EVOLUTION OF CUSTOMER COMMUNICATION CHANNELS: REPLACING E-MAIL MARKETING WITH INSTANT MESSENGERS AND SOCIAL MEDIA

 

Evgeny Kushkov

Graduate Student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассмотрены современные методы ком­муникаций в Интернете в сегмента B2C. Подчеркнута значимость омниканальности, персонализированности и ненавязчивости коммуника­ционных посланий. Выделены перспективные направления совершен­ствования маркетинговых коммуникаций компаний в social media. Обозначены центральные инструменты коммуникаций B2C в мессенджерах.

Abstract. The article discusses modern methods of communication on the Internet in the B2C segment. The author emphasizes the importance of omni-channelity, personalization and unobtrusiveness of communication messages. The article highlights promising areas for improving the marketing communications of companies in social media. The study also identified the central B2C communications tools in instant messengers.

 

Ключевые слова: маркетинг; Интернет; маркетинговые коммуни­кации; социальные сети; мессенджеры.

Keywords: marketing; Internet; marketing communications; social networks; instant messengers.

 

В условиях тотальной цифровизации и инноватизации экономика получила широкий спектр новых возможностей в сети Интернет, что поспособствовало переходу маркетинговой активности в Интернет-среду: по данным аналитиков, общий объем сегмента «маркетинг и реклама» в Рунете в 2017 году составил 224 млрд руб. [14]. Данные обстоятельства подчеркивают тот факт, что именно выявление и даль­нейшее изучение ключевых точек Интернет-коммуникаций в конечном итоге будет способствовать увеличению маркетинговой и экономической эффективности работы современных предприятий и продвижения их брендов.

Первоначально акцент в маркетинге с использованием Интернета был сделан на e-mail-маркетинге — рассылках по электронной почте. Данный метод имеет неоспоримые достоинства: при невысоких затратах он даёт возможность распространять информацию среди конкретных потенциальных клиентов и выявлять их реакцию, через отслеживание по обратной связи. Однако в реальности использование указанного инструмента Интернет-маркетинга проявлялось скорее в форме массовых спам-рассылок, не основывавшихся на качественно таргетинге, не интере­совавших пользователей, не генерировавших конверсию и выступающих лишь в роде информационного шума. Современный потребитель – это гиперинформированный скептик относительно любого вида ком­мерческих сообщений [5].

В этой связи современный маркетинг в Интернете развивается в направлении контент-маркетинга, нативной реклама и inbound-маркетинг. Использование данных направлений продвижения направлено на привлечение интереса пользователей путем использования рекламных сообщений, практически неотличимых от обычного «непродающего» контента для минимизации раздражения и отторжения, возникающих у пользователей при просмотре «традиционной» рекламы. Центральным направлением продвижения бизнеса становится организация много­канальных коммуникаций с клиентами посредством социальных сетей (Facebook, Twitter, ВКонтакте, Instagram, YouTube и др.). Следует указать, что сообщения брендов должны иметь разное наполнение. Причём для того, чтобы сохранить лёгкость во взаимодействии с целевой аудиторией и не потерять её часть, необходимо выдерживать баланс между информационным и развлекательным контентом. Только публикация оригинального и интересного контента поможет обеспечить возникновение эффекта вирусного маркетинга, характеризуемого распространением информации с высокой скоростью клиентами самостоятельно (через их личные страницы в социальных сетях). Также нужно принять во внимание, что коммуникационный процесс в социальных сетях требует регулярного участия. Это объясняется порядком виртуальной жизни, где устроено постоянно «напоминать» о себе. В противном случае потребитель может счесть интернет-ресурс, представляющий организацию, неинтересным и перейти к другому источнику, в роли которого выступает конкурентная фирма.

Несмотря на отмечаемую нами в Рунете ориентацию на создание популярного контента в рамках SMM, существуют и другие подходы к определению приоритетов в маркетинге в социальных сетях. В конце 2016 года Altimeter Group провела опрос среди 523 специалистов в области электронных продаж, работающих в крупных компаниях США и Европы [15]: большинство респондентов сошлись во мнении, что центральным инструментом укрепления отношений с брендом должна быть способность компании быстро ответить на вопросы пользователя, решить проблему и дать нужную информацию (таблица 1).

Таблица 1.

Основные направления совершенствования маркетинговых коммуникаций компаний в social media [7]

Цель

Значение

Повышение скорости ответа

По данным исследования nmincete, вдвое больше пользователей порекомендуют компанию с быстрой, но недостаточно эффективной поддержкой, нежели компанию, где решают вопрос исчерпывающим образом, однако ответ дают после продолжительного ожидания. При этом 42 % пользователей ожидают ответа от бренда в течение часа, а 32 % готовы ждать консультацию только 30 минут [26].

Качество решения вопроса

Недопустим является перенаправление клиента, ищущего консультацию в социальной сети, в колл-центр или на электронную почту компании. Клиент, обращающийся к компании в social media должен получить максимально полный ответ по своему запросу — в противном случае теряется сама суть наличия подобных каналов связи.

Честность

Рекламного контента и в целом бизнеса в социальных сетях становится слишком много, что порождает недоверие и нежелание подписываться на «искусственные» бизнес-страницы, наполненные лишь хвалебными комментариями. В этой связи дискуссии и негативные комментарии могут, напротив, вызывать доверие к странице, подчеркивая способность бренда признавать ошибки и корректно решать спорные ситуации.

 

Подчеркивая значимость высокой скорости ответа и омниканаль­ности, отметим значимость мессенджеров в современном Интернет-маркетинге. Мессенджеры — это новое поколение сервисов мгновенных сообщений, ориентированные на мобильные устройства. Они позволяют создавать беседы и группы. Инструменты этих приложений дают возможность передавать тексты, фото, видео, аудио, а это подходит совершенно для разного вида рекламы. Компания не вынуждает клиента общаться с ним по телефону в рабочее время или специально посещать свои ресурсы. Вся важная и нужная информация будет приходить в виде коротких и емких сообщений на смартфон или планшет. Однако важно помнить, что мессенджер — это инструмент более личного характера, чем социальные сети или реклама на других площадках, поэтому политика бренда на такой платформе должна быть максимально корректной: ненавязчивой, вежливой и аккуратной. Важно не отвлекать клиента, при этом донося до него информацию [2].

По данным опроса Deloitte, в 2018 году самым популярный в России мессенджером являлся WhatsApp: его установили 69 % поль­зователей смартфонов (в 2017 году их было 65 %). При этом им фактически пользовалось 58% респондентов, что на 11 п.п. больше, чем годом ранее. На 2-м месте Viber с 57 и 38% соответственно. За год доля тех, кто установил этот мессенджер, выросла на 1 п.п., а тех, кто его реально использует, – на 5 п. п. 3-е место у Skype: 45 и 11 %. Несмотря на начатую Роскомнадзором в апреле 2018 года блокировку Telegram, его популярность также растет: он установлен на 25 % смарт­фонов (+ 8 п.п.), а пользуются им 10 % (+ 3 п.п.) владельцев этих устройств. В целом 49% участников опроса заявили, что стали пользоваться ими чаще, чем годом ранее [16].

Рассмотрим основные способы коммуникации брендов с потребителями с использованием мессенджеров (таблица 2).

Таблица 2.

Основные инструменты коммуникаций B2C в мессенджерах [2, 11]

Направление

Характеристика

Обратная связь

Для работы с этим способом подходит практически любое приложение для передачи мгновенных сообщений. При правильной организации работы данного способа выигрывают обе стороны. Клиент имеет возможность оперативно решать свой вопрос, а компания имеет возможность индивидуально обрабатывать негатив.

Чат-боты

Чат-боты в настоящее время предлагают пользователям стандартизированные ответы на часто задаваемые вопросы, ввиду чего контент-менеджеры берут на себя новую роль и становятся дизайнерами ботов. Кроме того, чат-боты могут использовать искусственный интеллект, чтобы осмыслить и направить потребительское поведение, использовать глубинное обучение и данные, полученные от доступа к интернету. Чат-бот в будущем смогут быть вашими ассистентами в продажах, готовыми дать незамедлительный ответ на всякий запрос клиента.

Холодная рассылка сообщений

Данный инструмент коммуникаций, исключительно схожий с устаревающим e-mail-маркетингом, стоит применять очень редко и аккуратно, если планируется крупный проект или глобальная акция. Можно вместо лояльных клиентов получить врагов бренда, такой результат может быть получен при неверных действиях и неудачного таргетинга. Рекомендуется использовать либо свою лояльную базу, либо сотрудничать с профессиональными компаниями-контрагентами, которые в состоянии подобрать и составить релевантную базу контактов, специально для конкретной организации.

 

Таким образом, эволюция Интернет-маркетинга привела к тому, что все большее число компаний используют мессенджеры и social media marketing качестве основных способов создания, развития и продвижения имиджа и бренда товаров и услуг. Современные коммуни­кации в Интернете, реализуемые в социальных сетях или мессенджерах, обладают значительным набором позитивных маркетинговых характе­ристик, становясь все более ориентированными на персонализацию и новые технологии. В целом можно констатировать, что основные тенденции развития технологий современного маркетинга и развитие инновационной экономики неотделимы друг от друга, поскольку лежат в плоскости цифровых и интерактивных технологий, а также нацелены на создание ценностей для конечных потребителей продукта независимо от того, имеет он материально-вещественную форму или нет. В конечном счете social media marketing, digital-маркетинг и иннова­ционная экономика в целом содействуют трансформации социальных связей, экономическому росту и развитию.

 

Список литературы: 
1. Герасикова Е.Н., Синицына Ю.А. Маркетинг в социальных сетях как площадка продажи товаров и услуг // Universum: экономика и юриспруденция. 2018. № 6 (51). С. 43-46.
2. Головко А.С. Мессенджеры как инструмент relationship marketing в продвижении спортивного клуба // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2017. Т. 1. № 1-1. С. 72-75.
3. Горевая Е.С., Гаранина М.В. Эволюция системы интернет-маркетинга: новые инструменты и трансформация концепции // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 4 (41). С. 123-129.
4. Городничев С.В., Антошин А.Е. Особенности коммуникаций в социальных сетях и их использование в коммерческой деятельности // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2017. № 1. С. 119-120.
5. Драгунова И.В. Социальные медиа как коммуникационный канал интернет-маркетинга: дефиниция и эволюция развития // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 1. № 1. С. 155-164.
6. Евсюков В.В., Райман А.К. SMM - драйвер повышения эффективности маркетинга в современных условиях // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2018. № 1-1. С. 67-73.
7. Лабунец К.А. Интернет как инструмент маркетинга // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. № 6. С. 1-11.
8. Матузенко Е.В., Сотник А.П. SMM как эффективное средство форми-рования лояльности потребителей // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. № 6 (67). С. 244-253.
9. Ольшевский Д. SMM-продвижение как эффективный инструмент интернет-маркетинга // Наука и инновации. 2017. Т. 9. № 175. С. 59-63.
10. Пасько О.В., Евдокимова Д.В. Перспективы Интернет-маркетинга в социальных сетях // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2018. Т. 12. № 1. С. 266-271.
11. Стефанова Н.А., Шматок К.О. Мессенджеры как цифровой бизнес-инструмент // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 127-129.
12. Тепляков В.А. SMM-маркетинг. Особенности продвижения // Вестник науки и образования. 2018. Т. 1. № 2 (38). С. 49-51.
13. Черченко Н.В., Мармашова С.П. Тренды маркетинга в инновационной экономике // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2018. № 5. С. 2-8.
14. РИФ 2018. Экономика Рунета перевалила 2 трлн. рублей [Электронный ресурс] Режим доступа - https://2018.rif.ru/news/rif-2018-ekonomika-runeta-perevalila-2-trln-rubley-7-habov-10-srezov-2-trln-rubley (Дата обращения: 11.03.2019).
15. Executive.ru. Клиентский сервис: вот что должно быть ядром вашей SMM-стратегии [Электронный ресурс] Режим доступа - http://www.executive.ru/management/marketing/1986218-pochemu-effektivnyi-klient-skii-servis-dolzhen-byt-yadrom-smm-strategii (Дата обращения: 11.03.2019).
16. Ведомости. Кодачиго В. Самые популярные в России мессенджеры [Электронный ресурс] Режим доступа - https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2018/09/17/781109-samie-populyarnie-v-rossii-messendzheri (Дата обращения: 11.03.2019).