Статья:

Методика оптимизации структуры ассортимента продукции, как фактор эффективного управления товарами коммерческой организации

Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Кручинина Е.В. Методика оптимизации структуры ассортимента продукции, как фактор эффективного управления товарами коммерческой организации // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(26). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 23-29.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методика оптимизации структуры ассортимента продукции, как фактор эффективного управления товарами коммерческой организации

Кручинина Елена Васильевна
преподаватель, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Поволжский колледж технологий и менеджмента», РФ, г. Балаково
 

Methods of optimizing the structure of the product range as a factor of effective management of goods of a commercial organization

 

Elena Kruchinina

teacher, State Autonomous professional educational institution of Saratov region "Volga region College of technology and management», Russia, Balakovo

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены методологические основы оптимизации структуры ассортимента продукции, как фактора эффективного управления товарами коммерческой организации. Методика анализа представлена тремя основными направлениями: построением матрицы БКГ, проведением расчета показателей экономической привлекательности продукции и проведением анализа ассортимента с помощью метода цепных подстановок. На основе проведенного исследования автором предлагается определенная последовательность оптимизации структуры ассортимента продукции.

Abstract. In this article methodological bases of optimization of structure of the product range, as a factor of effective management of goods of the commercial organization are considered. The method of analysis is presented in three main areas: the construction of the matrix of BCG, the calculation of indicators of economic attractiveness of products and the analysis of the range using the method of chain substitutions. On the basis of the conducted research the author proposes a certain sequence of optimization of the product range structure.

 

Ключевые слова: Ассортимент; оптимизация; методика; способ цепной подстановки.

Keywords: Assortment; optimization; method; method of chain substitution.

 

Ассортимент товаров — перечень товаров различных видов, который сформирован по различным признаками и призван удовлетворять потребности потребителей.

Ассортимент продукции различают по рыночной доле и темпам роста продаж, по этапам жизненного цикла, по местонахождению, по широте охвата, по степени и характеру удовлетворения потребностей.

Одним из наиболее популярных направлений, характеризующих ассортиментный состав продукции, является матрица BKG, которая позволяет выявить наиболее перспективные и, напротив, самые «слабые» продукты или подразделения предприятия. Построив матрицу БКГ, определяется «картина», на основе которой он может принять решение о том, какие ассортиментные группы стоит развивать, а какие ликвидировать [1].

 

Рисунок 1. Матрица БКГ в электронной коммерции

 

Основными направлениями при формировании ассортимента являются его расширение, сокращение, обновление, совершенствование, стабилизация, гармонизация.

Расширение ассортимента характеризуется увеличением показателей широты, полноты и новизны, одним из важнейших условий насыщения рынка товарами, которое может происходить за счет его обновления при одновременном снижении доли товаров, которые не пользуются спросом.

Сокращение ассортимента характеризуется падением спроса, недостаточностью предложений, убыточностью или низкой прибыльностью при производстве или реализации отдельных товаров.

Обновление ассортимента — критерий, характеризующийся необходимостью удовлетворения новых постоянно изменяющихся потребностей; повышением конкурентоспособности; стремлением изготовителей и продавцов стимулировать спрос, побуждая потребителей делать покупки новых товаров.

Совершенствование ассортимента характеризует повышение его рациональности и является комплексным направлением, обуславливающим определение возможных путей: сокращение, расширение, обновление ассортимента товаров для формирования рационального его состава.

На предприятиях, выпускающих широкий ассортимент продукции, важным условием является проведение мероприятий по оптимизации ассортимента продукции, а именно проведение расчёта ряда показателей для определения рентабельности того или иного продукта. В случае высокорентабельной продукции необходимо увеличение её доли в общем объёме производства, и наоборот, уменьшение доли низкорентабельной продукции в общем объёме производства.

Комплексную оптимизацию структуры ассортимента проводят в несколько этапов: рассчитывают показатели экономической привлекательности товарных позиций; определяют эффективность фактической структуры; рассчитывают влияние структурных факторов на объём производства и реализации продукции и, в заключении, рассматривают производственную программу предприятия по ряду продуктов.

Методика расчета показателей экономической привлекательности продукции представлена следующими показателями.

Таблица 1.

Методика расчета показателей экономической привлекательности продукции

Показатель

Расчёт значения

Экономический смысл

Коэффициент вклада на покрытие (КВП)

КВП = (Цена – Затраты переменные) / Цена

Определяет вклад каждого вида продукции на покрытие постоянных затрат предприятия.

Операционный рычаг, руб. (ОР)

ОР = (Выручка – Переменные издержки)  / (Выручка - Себестоимость)

Характеризует изменение прибыли при динамике показателя выручки на 1%.

Точка безубыточности, кг (ТБ)

ТБ = Постоянные затраты / (Цена единицы – Переменные затраты на единицу)

Показывает объём продаж, при котором выручка от продаж равна издержкам производства

Запас финансовой прочности (ЗФП)

ЗФП = (Выручка – Точка безубыточности) / Выручка

Показывает размер сокращения объёма продаж до достижения точки безубыточности

Рентабельность продукции, % (Р1)

Р1 = Прибыль от реализации продукции / Себестоимость продукции

Отражает функцию контроля за прибыльностью продукции

Рентабельность, продаж, % (Р2)

Р2 = Прибыль от реализации / Выручка от реализации

Показывает величину прибыли, приходящейся на 1 единицу реализованной продукции.

 

Чем выше КВП, тем привлекательнее с финансовой точки зрения производство определенного вида продукции. Повысить значение данного коэффициента, возможно посредством повышения цен в пределах рыночных параметров. Все переменные издержки необходимы для выпуска продукции.  После того как они окупились, продажа товара будет направлена на покрытие постоянных затрат.

Таким образом, чем больше КВП ассортиментной позиции, тем больше она вносит в фонд покрытия постоянных затрат и, следовательно, более привлекательна и выгодна предприятию. Если рентабельность  имеет низкое значение, а КВП высокий, то это значит, что нужно повышать объем продаж данного товара. Средний уровень показателя покрытия для разных отраслей может различаться. Если КВП имеет отрицательное значение, то реализации продукции не покрывает даже переменных затрат.

Рассчитав основные показатели товарной привлекательности и определив необходимые изменения в структуре товаров, можно учитывать реальную и оптимальную структуру производства, товарную продукцию в ценах плана, условную товарную продукцию и изменения товарной продукции из-за изменений в структуре.

Рассчитать и сделать выводы о влиянии структурных факторов на объем производства и реализации продукции можно на основе методики оценки влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов, называемой детерминированным анализом.

Детерминированный анализ представим с помощью способа цепной подстановки. Расчеты производятся на основе данных производственной программы.

Цепная подстановка является наиболее универсальной, потому что используется для всех видов факторных моделей. Анализируя модели с помощью метода цепной подстановки, можно определит, как влияют отдельные факторы на изменение величины результата, путем постепенной замены оптимальной величины каждого показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде.

Рассмотрим основные этапы данного метода.

1.Сначала необходимо определить оптимальную (плановую) и фактическую структуру производства различной продукции ассортимента предприятия:

,

,

где:  – оптимальная и фактическая доля отдельных видов продукции в общем объеме производства.

 – оптимальный и фактический объем производства отдельных видов продукции.

 – общий оптимальный и фактический объем производства продукции.

2. на следующем этапе необходимо рассчитать значение товарной продукции в оптимальных (плановых) ценах:

,

,

где:

 – оптимальный и фактический выпуск отдельных видов продукции в стоимостном выражении соответственно.

 – оптимальная оптовая цена отдельных видов продукции.

,

где:

 – общий оптимальный и фактический выпуск продукции в стоимостном выражении.

3. Условная товарная продукция, предполагает расчет объема выпуска продукции в денежном выражении по фактическому объему производства, но оптимальной структуре выпуска.

4. Итоговым этапом анализа является расчет изменения товарной продукции за счет изменения структуры:

Изменение структуры товарной продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материальное потребление, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается доля более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же самое происходит с размером прибыли с увеличением доли высокодоходных и, соответственно, с уменьшением доли недорогих продуктов.

То же самое происходит с размером прибыли с увеличением доли высокодоходных и, соответственно, с уменьшением доли недорогих продуктов.

Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую стоимость затрат, прибыль, доходность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

Эффективность оптимизации ассортимента зависит от того, насколько регулярно она проводится. Структуру ассортимента желательно пересматривать примерно раз в полгода, а при смене маркетинговой политики — немедленно. При этом слишком частый пересмотр структуры ассортимента также нежелателен, так как для оценки прибыльности нового ассортимента требуется время.

 

Список литературы:
1. Галяутдинов Р.Р. Матрица БКГ: что такое, как построить и проанализировать // Сайт преподавателя экономики. [2014]. URL: http://galyautdinov.ru/post/matrica-bkg.
2. Оперативно-производственное планирование на предприятии: методические материалы по изучению дисциплины для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций») / авт.-сост. В.И. Найденков / Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2014. – 96 с.
3. Жулева О.И. К вопросу о методах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/06/9165 (дата обращения: 07.02.2019).