Приватизация и реформа корпоративного управления
Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика и управление народным хозяйством
XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Приватизация и реформа корпоративного управления
Приватизация является основным этапом при переходе к рынку и представляет собой систему экономических отношений, возникающих в процессе изменения формы собственности на средства производства, переход от государственной собственности к частной форме. Способ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности.
Процесс, приватизация имеет свои субъекты и объекты. Субъекты приватизации - продавцы и созданные государственные органы на территориях по управлению государственным имуществом. Основными функциями всех органов по управлению государственным имуществом являются:
1. разработка и издание нормативных правовых актов, регулирующих процесс приватизации, контроль над их выполнением;
2. разработка программы приватизации и контроль над ее реализацией;
3. принятие решений о приватизации федерального имущества в пределах своей компетенции;
4. реорганизация государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, выполнение функций учредителя таких обществ от имени РФ и осуществление прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции которого находятся в федеральной собственности.
Покупателями федерального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных.
Отраслевая принадлежность, размер предприятия, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия эти критерии обусловили способы приватизации – акционирование, продажа на аукционе, выкуп арендованного имущества, банкротство.
Приватизация выполняет следующие функции, является основой экономических реформ и инструментом государственного регулирования.
Цель приватизации:
· формирование слоя мелких средних собственников;
· сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
· перераспределение экономических основ властей.
На основании вышеизложенного можно сказать, что собственность приобрела многоукладный рыночный характер. Рынок необходим для государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных задач, сформировавшихся в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления.
Приватизация способствует росту производительности приватизированной фирмы.
Частная собственность в сравнении с государственной способствует созданию стимулов для роста производительности, так как благосостояние частного предприятия напрямую зависит от производительности фирмы.
В связи с этим повышается спрос на развитие рыночных институтов, способствующих повышению производительности фирм.
Корпоративное управления – это система механизмов и процессов с помощью которых контролируется и управляется фирма.
Реформирование корпоративного управления может влиять на производительность в экономике страны в целом путем повышения производительности внутри фирмы, благодаря более эффективному управлению которое может служить импульсом для реформ, косвенно влияющих на производительность в экономике.
Корпоративное управление требует внедрения эффективной системы контроля, направленной на предотвращение возможных злоупотреблений. Для эффективного корпоративного управления, бесспорно очень важны, процедуры урегулирования потенциальных или фактических конфликтов интересов.
Существует ряд внешних и внутренних факторов оказывающих негативное или позитивное влияние на функционирование корпораций. (Рисунок 1)
Рисунок 1. Факторы влияющие на функционирование корпораций
Большое количество акционеров приводит к затруднениям контроля за управлением корпорацией. Вытеснение миноритарных акционеров, отсутствие информации, корпоративный шантаж. Миноритарии больше всего подвергаются риску корпоративного шантажа, менее всего защищены их права, по этому, необходим поиск баланса при определении прав мажоритариев и миноритариев и необходимо урегулирование прав акционеров при погашении.
Характеризуя систему корпоративного управления, считаем необходимым отметить:
- перманентное перераспределение титулов собственности с нарушением прав собственности. Манипулирование Советом директоров и ревизионной комиссией;
- игнорирование внешних рычагов корпоративного управления (рынок ценных бумаг, банкротство);
- ориентирование мажоритариев и менеджеров на контроль за финансовыми активами и их вывод;
- доминирование влияния государства (региональных властей) в корпоративном управлении;
- избирательный подход и неэффективность защиты миноритариев государством.
В современной экономике России практически отсутствуют долгосрочные инвестиционные проекты с участием предпринимателей как стратегических инвесторов, вкладывающих средства в обновление основного капитала. До сегодняшнего дня большинством предприятий используются активы советского периода с минимальным обновлением фондов, при минимуме затрат, собственники предприятий пытаются получить максимум прибыли. Это происходит из за наличия фундаментальной проблемы – незащищенности вещных и обязательных прав собственников в России.
В настоящее время основное внимание в области развития систем корпоративного управления уделяется институциональным преобразованиям, развитию законодательства и судебной системы. Но улучшение внешних механизмов приведет к росту экономики только тогда, когда станут эффективными системы управления в самих компаниях. Именно это обусловливает актуальность совершенствования внутрикорпоративных механизмов управления, развития системы принятия стратегических решений, оценки и контроля управленческой деятельности и применения стратегически ориентированного подхода к построению эффективной системы корпоративного управления в российских условиях.