Статья:

Глобализация и неправительственные организации

Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Мировая экономика

Выходные данные
Зотов Н.С. Глобализация и неправительственные организации // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(27). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 11-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Глобализация и неправительственные организации

Зотов Никита Сергеевич
аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Globalization and non-governmental organizations

 

Nikita Zotov

graduate student of Saint-Petersburg State University, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. В современном мире возрастает роль неправитель­ственных организаций в решении глобальных социальных проблем. В статье рассматривается теоретические основы возникновения неправительственных организаций и их преимущество в решении социальных проблем и производстве общественных благ в условиях глобализации по сравнению с государственными и коммерческими организациями. 

Abstract. In the modern world, the role of non-governmental organizations in solving global social problems is increasing. The article discusses the theoretical foundations of the emergence of non-governmental organizations and their advantage in solving social problems and the production of public goods under globalization compared with public and private sectors.

 

Ключевые слова: глобализация; неправительственные органи­зации; глобальные проблемы; производство общественных благ.

Keywords: globalization; non-governmental organizations; global problems; production of public goods.

 

Некоммерческий сектор (совокупность неправительственных орга­низаций), как и феномен глобализации, в качестве отдельного объекта исследования был выделен в социально-гуманитарных науках во второй половине XX века. В российской и зарубежной научной литературе часто употребляется другое определение некоммерческого сектора – «третий» сектор (трехсекторная модель), что демонстрирует истори­ческий генезис термина (третий сектор исторически сложился после первых двух секторов – государственного и коммерческого (частного) сектора). Первым упоминанием «третьего» сектора принято считать работу американского экономиста Теодора Левитта [7, С. 30]. Однако лауреат нобелевской премии по экономике, австрийский ученый Фридрих фон Хайек считал автором термина «третий» сектор Р. Корнюэлля. Ф. Хайек был одним из первых экономистов, который осознал, что привычное разделение на два сектора (общественный или государственный и частный) устарело. В частности, он писал, что «…для здоровья общества исключительно важно, чтобы между коммерческим и государственным секторами существовал еще и третий, независимый сектор, который может взять на себя и выполнять более эффективно задачи, в силу инерции мысли, перелагаемые на государство» [2, С. 85]. Австрийский ученый, который всегда выступал за уменьшение влияния государства на рыночные механизмы и общественные отношения, отмечал, что третий сектор будет бороться с негативными последствиями действий правительства (возникновение государственных монополий, неэффективность и всевластие прави­тельства) путем конкуренции с государством за общественные службы. «С этим независимым сектором … связана наша единственная надежда избежать грозящей нам опасности: полного господства правительства над общественной жизнью» [2, С. 86]. Таким образом, Ф. Хайек теоре­тически обосновывал понятие «третьего» сектора, как инструмента ограничения вмешательства правительства в жизнь общества, путем передачи части функций правительства (которые оно не может эффективно исполнять) независимому некоммерческому сектору.

Теория «производства общественных благ» Дж. Шифа и Б. Вайсброда гласит, что причины появления неправительственных организаций кроются в неэффективности коммерческих организаций в производстве общественных благ. Ученые отмечают, что зачастую у потребителей может быть разная информация об одном и том же благе. Потребители общественных благ могут иметь различные предпочтения и уровень доходов, они видят разную эффективность потребления одних и тех же общественных благ. В результате, коммерческие производители испытывают затруднения в получении точной информации о спросе на общественные блага. В таких условиях неопределенности предложение общественных благ со стороны произ­водителей снижается, так как производство благ затруднено. Таким образом, ведение частного пред­принимательства в сфере производства общественных благ является очень сложным в результате информа­ционной асимметрии [8, C. 619]. Также следует отметить, что помимо информационной асимметрии про­изводство общественных благ коммер­ческими структурами затруднено из-за самой сущности общественных благ. В отличие от частных благ они обладают двумя основными свой­ствами: неконкурентность (отсутствие конкуренции в потреблении блага) и неисключаемость (ни один член общества не может быть ограничен в возможности потреблять данный вид благ). Эти два свойства общественных благ усложняют введение рыночной платы за пользование этим видом благ. Также Б. Вайсброд и Дж. Шиф выделили три необходимых условия выпуска общественных благ некоммерческими организациями:

1) социальный или некоммерческий маркетинг (вид маркетинга, направленный на формирование общественных ценностей);

2) фандрейзинг (аккумулирование внешних источников финанси­рования: государственные субсидии, благотворительные или спонсорские взносы, гранты и т. д.);

3) добровольчество (в виду специфики общественных благ их производители испытывают проблему ограниченности ресурсов, поэтому добровольчество, как система трудовых отношений, построенная на нема­териальном стимулировании, приобретает важное значение) [8, C. 630].

Еще одним ученым, который дал теоретическое осмысление некоммерческого сектора и неправительственных организаций, стал Генри Хансманн. Он отмечал, что некоммерческий сектор (и неправи­тельственные некоммерческие организации, которые функционируют в рамках данного сектора) не стремятся к получению прибыли, а к наилучшему социальному эффекту. То есть НПО (неправительственная организация) определяется Хансманном, как организация не распре­деляющая остаточный доход (остаток выручки после оплаты всех оказан­ных организации услуг) между стейкхолдерами или участниками организации. Таким образом, по Хансманну, неправительственные НКО – это наиболее успешно функционирующий субъект в области «провала рынка» или «провала государства» (теория Хансменна перекликается с «теорией общественных благ»). То есть, в таких областях, где частные компании не видят привлекательного коммерческого интереса и где государство не выполняет свои функции, не может выполнять или выполняет неэффективно [5, C. 35]. Таким образом, Г. Хансманн теоретически определяет НПО, как организацию, не стремящуюся к получению прибыли (распределению остаточного дохода), а неком­мерческий сектор, как инструмент исправления «провалов рынка» или «провалов государства».

Г. Хансманн и И. Иллман дали интерпретацию некоммерческого сектора и НПО через призму решения проблемы «невыполненного контракта» или «провала контракта». По Хансманну проблема невы­полненного контракта возникает в результате, когда частный предприниматель намерено завышает цену на свои товары или услуги, чем наносит урон благосостоянию общества. Зачастую такая ситуация возникает из-за несовершенства контрактов (сложность с проработкой технического задания, измеримостью результатов деятельности и т. д.), в виду чего организации коммерческого (частного) сектора, для которых одна из основных целей – получение прибыли, стремятся трактовать контракт в свою пользу, чтобы максимизировать свою прибыль [6, C. 20]. НПО законодательно ограничены в возможностях получения прибыли, поэтому принимая контракт они связаны официальным обязательством перед обществом, и не будут стремится к нарушению контракта или трактовать его в неблагоприятном для общества ключе [4, C. 899].

Еще одной теорией НКО является теория «контроля стейкхол­деров» или общественного контроля А. Бен-Нера, Б. Гуи и ряда других исследователей. По мнению данных исследователей, основной специ­фикой некоммерческих организаций является наличие общественного контроля. Данный контроль определяет социальную значимость органи­зации, эффективность работы и необходимость ее финанси­рования. В качестве стейкхолдеров, которые осуществляют контроль, могут выступать любые заинтересованные группы, оказывающие влияние на деятельность НПО (благотворители, спонсоры, потребители обществен­ных благ, местные сообщества, профсоюзы и т. д.). В большинстве случаев «контроль стейкхолдеров» осуществляется через попечительские советы, куда могут входить представители и государственного, и ком­мерческого сектора [3, C. 67].

Многие исследователи (например, лауреат нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц), которые рассматривают проблемы неравенства доходов и связанной с ним социальной дифференциации, предлагают комплекс мер, которые смогут исправить сложившуюся дис­пропорцию между самыми богатыми и самыми бедными. Стиглиц Дж., в качестве одного из основных механизмов выравнивания доходов видит прогрессивное налогообложение (или другие налоги, направленные на социальный слой с самым высоким уровнем доходов). Однако тот же Дж. Стиглиц пишет, что государство, перераспределяя средства должно направлять их в организации и фонды помощи наименее социально защищенным гражданам США (то есть, фактически направлять средства в том числе в некоммерческий сектор – прим. автора) [1, C. 346]. Таким образом, можно рассматривать некоммерческий сектор, как один из инструментов, способствующих сглаживанию социального неравенства общества. НКО производят социальные блага, а наиболее зависимы от социальных благ - люди с небольшим уровнем доходов (либо, вообще, не имеющие дохода). И организации некоммерческого сектора в свою очередь стремятся помогать самым социально незащи­щенным, так как лица, с высоким уровнем дохода, заинтересованы в деятельности НКО не с позиции потребности в их услугах, а с позиции внутренней мотивации (например, помощь людям). Отсюда и возникает такое явление как благотворительность – «богатые» сами жертвуют деньги некоммерческому сектору для помощи «бедным», руководствуясь внутренними мотивами.

Глобализация позволяет выйти неправительственным организациям на мировой уровень и использовать свои сильные стороны по сравнению с государственным и коммерческим секторами в глобальном масштабе. В данный момент неправительственные организации благодаря глобали­зации становятся главным форумом обсуждения международных социально-экономических вопросов, в том числе по решению вопросов низкого уровня жизни, дефицита продовольствия, защиты окружающей среды, содействию в сотрудничества в сфере культуры и образования и т. д.

 

Список литературы:
1. Стиглиц Д. Цена неравенства. Чем расслоение общества грозит нашему будущему. – М.: Эксмо, 2015. C.346
2. Хайек Ф.А. Общество свободных (пер. с англ. А. Кустарева) – Лондон: Overseas Publication Interchange Ltd, 1990. С.85-86
3. Ben-Ner A., Gui B. The Economic Rationale for the Third Sector. Michigan: The Univ. of the Michigan Press,1993. P.67
4. Ellman I. Another Theory of Nonprofit Organisations (Corporations) // Michigan law review - 1992. Vol. 4 №5. P.899
5. Hansmann H.B. Economic Theories of Nonprofit Organisation. - New Heaven: Research Handbook 1987. P.35
6. Hansmann H.B. The Role of Nonprofit Enterprise // The Yale Law Journal - 1990. Vol. 3 № 89. P.20
7. Levitt T.The Third Sector: New Tactics for a Responsive Society. - New York: ANACOM, 1973. P.30
8. Schiff J., Weisbrod B. Competition between For-Profit and Nonprofit Organizations in Commercial Markets – Michigan: The Univ. of the Michigan Press,1991. P.619-630