Статья:

Анализ основных социально-экономических условий формирования и развития рынка услуг для детей и молодежи в Республике Татарстан

Конференция: XXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Региональная экономика

Выходные данные
Фаттахов Д.И. Анализ основных социально-экономических условий формирования и развития рынка услуг для детей и молодежи в Республике Татарстан // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(38). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 17-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ основных социально-экономических условий формирования и развития рынка услуг для детей и молодежи в Республике Татарстан

Фаттахов Дамир Ильдусович
министр по делам молодежи Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи Республики Татарстан, РФ, г. Казань

 

ANALYSIS OF THE BASIC SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS FOR FORMING AND DEVELOPING A MARKET OF SERVICES FOR CHILDREN AND YOUTH IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

 

Damir Fattahov

Minister for Youth Affairs of the Republic of Tatarstan, Ministry of Youth Affairs of the Republic of Tatarstan, Russia, Kazan

 

Аннотация. Автор анализирует основные экономические и социальные предпосылки формирования и развития рынка услуг для молодежи в Республике Татарстан, включая динамику показателей реально располагаемых денежных доходов населения, доли безработных в возрасте от 15 до 29 лет, темпов роста заработной платы, цен на платные услуги населению, численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, а также структуры и динамики денежных доходов и расходов населения региона, как важнейших факторов, влияющих на спрос со стороны населения и молодежи на услуги по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи. В результате автор приходит к выводу, что структура и динамика основных социально-экономических показателей развития региона недостаточны для полноценного формирования  базы развития рынка услуг в сфере молодежной политики в Республике Татарстан.

Abstract. The author analyzes the main economic and social prerequisites for the formation and development of the market for services for young people in the Republic of Tatarstan, including the dynamics of real disposable cash income of the population, the share of unemployed between the ages of 15 and 29, the rate of wage growth, the prices of paid services to the population, the population with cash incomes below the subsistence level, as well as the structure and dynamics of cash income and expenditures of the population of the region as a major factor influencing the demand from the population and young people for recreational and recreational services for children and young people. As a result, the author concludes that the structure and dynamics of the main socio-economic indicators of the region's development are not enough to fully form the base of development of the youth policy services market in the Republic of Tatarstan.

 

Ключевые слова: услуги для детей и молодежи; показатели экономического и социального развития региона; доходы и расходы населения; безработица; индекс потребительских цен; платные услуги населению.

Keywords: services for children and young people; indicators of economic and social development of the region; income and expenditures of the population; unemployment; consumer price index; paid services to the population.

 

Анализ основных условий формирования рынка услуг для детей и молодежи в Республике Татарстан, также как и в Росси в целом, базируется развитие на общегосударственной социально-экономической политике, характеризующейся целым рядом взаимосвязанных и взаимозависимых показателей.  Процесс реализации услуг в сфере молодежной политики в регионе также имеет целый ряд тормозящих факторов и объективных процессов, учитывать которые необходимо при выработке тех или иных управленческих решений в этой сфере. Анализ структуры и динамики основных показателей, отражающих основные характеристики современного состояния рынка услуг в сфере молодежной политики в Республике Татарстан, позволяет выявить эти факторы, оценить их влияние на интересующие нас процессы и сформулировать прогнозные характеристики социального и финансового обеспечения процесса развития услуг в сфере молодежной политики (см. табл.1.).

Таблица 1.

Динамика основных социально-экономических показателей, лежащих в основе формирования государственной молодежной политики в Республике Татарстан за период с 2011 по 2018 годы

 

2011

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Динамика реально располагаемых денежных доходов населения, в проц. к предыдущему году

 

 

 

100,9

 

 

 

101,5

 

 

102,3

 

 

98,5

 

 

 

 

96,0

 

 

95,4

 

 

100,7

Темп роста реальной начисленной заработной платы, проц.

 

106,7

 

104,9

 

101,3

 

91,3

 

98,3

 

104,0

 

106,2

Индекс физического объема платных услуг населению, в процентах к предыдущему году

 

104,9

 

120,5

 

107,7

 

107,7

 

104,6

 

103,3

 

103,9

Доля санаторно-оздоровительных услуг в структуре расходов в процентах к общему объему

 

 

0,4

 

 

0,4

 

 

 

0,5

 

 

0,7

 

 

1,3

 

 

1,1

 

 

1,0

Индекс потребительских цен на платные услуги, в целом, в процентах к предыдущему году

 

108,3

 

106,7

 

108,9

 

108,2

 

104,7

 

103,3

 

103,6

Индекс потребительских цен на санаторно-оздоровительные услуги, в процентах к предыдущему году

 

 

110,4

 

 

106,2

 

 

106,9

 

 

109,4

 

 

107,0

 

 

101,3

 

 

96,5

Источник:  [1]

 

Как свидетельствуют данные официальной политики, оценка системообразующих показателей формирования и развития социально-экономической базы государственной молодежной политики в регионе далеко не однозначна. Так, несмотря на неуклонный рост среднедушевых денежных доходов населения на протяжении последних десяти лет, реальные располагаемые денежные доходы населения с учетом воздействия на них факторов инфляции и ряда других, на протяжении последних пяти лет неуклонно сокращаются. Реальные располагаемые денежные доходы населения на протяжении периода с 2015 по 2017 годы постоянно сокращаются, что свидетельствует о снижении уровня и качества жизни населения. Все это, безусловно, отрицательно отражается на формировании финансовой базы рынка услуг в сфере молодежной политики, которая формируется частично за счет денежных средств населения, и, преимущественно, за счет средств регионального бюджетов.

Необходимо учитывать и тот факт, что на протяжении всего анализируемого периода с 2011 по 2018 годы, как индекс физического объема платных услуг населению, так и  индекс потребительских цен на платные услуги имеет тенденцию неуклонного роста.  При этом индекс потребительских цен на платные услуги населению Республики Татарстан на протяжении практически всего анализируемого периода опережал аналогичные значения индекса физического объема платных услуг населению региона [1].

Фрагментарной можно характеризовать динамику роста индекса потребительских цен на санаторно-оздоровительные услуги, которая по отношению к индексу потребительских цен на платные услуги населению Республики Татарстан за анализируемый период постоянно колебалась. Так, если в 2011 году параметры индекса потребительских цен на санаторно-оздоровительные услуги составляли 110,4%, то индекс потребительских цен на платные услуги населению Республики Татарстан был ниже и составлял 108,3%, что свидетельствовало об опережающем спросе населения на  санаторно-оздоровительные услуги в этом году по сравнению с другими платными услугами. Однако, затем на протяжении всего исследуемого периода наблюдается опережающее снижение индекса потребительских цен на санаторно-оздоровительные услуги по сравнению с индексом потребительских цен на платные услуги населению Республики Татарстан. А в 2018 году отрицательные параметры индекса потребительских цен на санаторно-оздоровительные услуги в пределах 96,5% диссонировали с параметрами индекса потребительских цен на платные услуги населению Республики Татарстан, составляющими 103,6%.

Все это в совокупности с доминированием фактора роста платных услуг населению закономерно ведет к снижению потребительского спроса на санаторно-оздоровительные услуги со стороны населения и сокращению социально-экономической базы для их развития.

Другим не менее важным фактором формирования и развития социально-экономической базы рынка услуг в сфере молодежной политики являются факторы динамики структуры и численности населения и рабочей силы, образующие базовый контур услуг в сфере молодежной политики в условиях рынка. Основные параметры этого фактора представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Динамика показателей, характеризующих структуру и численность населения и рабочей силы, лежащих в основе формирования государственной молодежной политики в Республике Татарстан за период с 2005 по 2018 годы

 

2005

2011

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 чел. населения)

 

- 4,4

 

1,0

 

2,6

 

1,7

 

2,7

 

2,7

 

1,1

 

0,5

Среднегодовая численность занятых в экономике, млн. чел.

  -

 

1,81

 

1,81

 

1,81

 

1,95

 

1,95

 

1,94

 

1,94

 Доля безработных в возрасте от 15 до 29 лет

  -

 

38,6

 

39,7

 

43,3

 

43,5

 

43,3

 

42,8

 

46,6

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума:

- в процентах от общей численности населения

 

 

 

12,7

 

 

 

8,1

 

 

 

7,2

 

 

 

7,0

 

 

 

7,6

 

 

 

7,5

 

 

 

7,4

 

 

 

7,0

Источник: составлено на основе данных [1]

 

Системным фактором современного развития социально-экономических процессов в регионе, безусловно, является фактор положительной динамики структуры и численности населения и рабочей силы в экономике региона. Республика Татарстан является одним из немногих регионов России, где последние пятнадцать лет сопровождались ростом численности населения. Это объясняется не столько ростом рождаемости на территории региона, сколько его социально-экономической привлекательностью и, соответствующей, миграцией населения, ростом количества приезжающих в Республику Татарстан.

При этом необходимо отметить, что среди приезжающих в Республику Татарстан доминирует молодежь. Так, за период с 2005 по 2018 годы население региона выросло с 3761,6 тыс. человек до 3898,6 или на 3,6%. При этом необходимо отметить, что рост этот происходил перманентно, без каких-либо разрывов и снижений.

Достаточно тревожным фактором является затянувшееся с начала 2000-х годов повышение уровня безработных среди молодежи. Так, доля безработных в возрасте от 15 до 29 лет в общей численности безработных в регионе за период с 2011 по 2018 годы выросла с 38,6% до 46,6% [1].

Итоговым по значимости фактором, лежащим в основе формирования государственной молодежной политики в регионе, является фактор уровня жизни населения, который, в частности, выражается в показателе численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, который, по данным официальной статистики с 307,7 тыс. человек в 2011 году снизился, в отличии от аналогичного показателя в целом по России, до 280,4 тыс. человек в 2018 году или на 27 тыс. человек, что сравнимо с численностью одного районного центра. 

Факторы структуры и динамики денежных доходов и расходов населения являются системными факторами при формировании государственной молодежной политики в регионе, так как концентрирует в себе все характеристики экономического развития региона. Кроме того, этот фактор наиболее чувствительно отражающиеся именно на детях и молодежи, которые наиболее остро ощущают на себе недостаток денежных средств своих родителей для оплаты их полноценного отдыха, образования и социальной адаптации. 

Таблица 3.

Динамика показателей структуры денежных доходов и расходов  населения Республики Татарстан в период с 2005 по 2018 годы (п процентах от общего объема)

 

2005

2011

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Денежные доходы, всего

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

   в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

- доходы от предпринимательской деятельности

 

 

12,5

 

 

13,8

 

 

     -

 

 

6,0

 

 

4,8

 

 

4,9

 

 

5,5

 

 

5,4

- оплата труда

36,0

36,6

36,9

43,0

41,7

42,2

44,5

46,1

- социальные выплаты

12,5

16,6

16,2

14,7

15,0

15,6

16,6

16,1

Потребительские расходы, всего

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

 

100

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

- покупка продуктов питания

 

  35,3

 

34,8

 

34,3

 

27,5

 

31,9

 

30,7

 

29,7

 

26,0

- расходы на приобретение непродовольственных товаров;

 

 

33,5

 

 

34,2

 

 

40,6

 

 

46,6

 

 

41,9

 

 

42,9

 

 

44,1

 

 

48,3

- расходы на оплату услуг

 

20,4

 

22,9

 

23,1

 

24,2

 

24,3

 

24,6

 

24,5

 

24,3

- прирост финансовых активов

 

10,8

 

3,9

 

2,0

 

1,7

 

1,9

 

0,6

 

1,7

 

1,4

Источник: составлено на основе данных [1]

 

Данные официальной статистики структуры расходов и доходов населения Республик Татарстан существенно отличаются от динамики аналогичных статистических данных в целом по России. За анализируемый период с 2005 по 2018 годы постоянно снижалась доля доходов населения от предпринимательской деятельности. При этом удельный вес оплаты труда в структуре денежных доходов населения региона неуклонно растет, как растет и удельный вес социальных выплат и льгот. Данное соотношение отрицательно сказывается на стимулировании деловой активности населения региона и ведет к формированию пассивной позиции всех слоев и возрастных групп населения [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что структура денежных доходов населения в регионе не отвечает требованиям оптимальности и стимулирования деловой активности, так как наличие факторов снижающейся доли доходов от предпринимательской деятельности и растущая доля социальных выплат в общих доходах населения Республики Татарстан, на долю которых приходилось в 2018 году 20,5% совокупных доходов населения региона, формируют существенный противовес фактору растущей доли доходов в виде оплаты труда. 

С другой стороны, деформированная структура расходов населения региона, в свою очередь, выражается в гипертрофированно высоком уровне доли расходов на питание и приобретение предметов первой необходимости, а также обязательных платежей, прежде всего, за жилищно-коммунальные услуги и различных страховых взносов,  что практически лишило подавляющую часть всех слоев и возрастных групп населения страны возможности минимального накопления, а также необходимых затрат на свое физическое и интеллектуальное развитие.

Одним из наиболее выраженных обобщающих и результирующих факторов, лежащих в основе формирования рынка услуг в сфере молодежной политики в регионах, является фактор динамики показателей развития сети детских оздоровительных лагерей, которая, представлена в таблице 4.

Таблица 4.

Динамика показателей развития сети детских оздоровительных лагерей в Республике Татарстан на период с 2005 по 2019 годы

 

2005

2011

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Число детских оздоровительных лагерей, всего

 

 

2095

 

 

1560

 

 

1327

 

 

1370

 

 

1378

 

 

1321

 

 

1893

 

 

1836

 

 

1810

Численность детей, отдохнувших в  лагерях за лето, тыс. чел.

 

 

 

 

191,0

 

 

 

 

155,2

 

 

 

 

158,2

 

 

 

 

164,6

 

 

 

 

164,4

 

 

 

 

161,9

 

 

 

 

150,0

 

 

 

 

151,8

 

 

 

 

160,2

Процент охвата организованными формами отдыха и оздоровления детей

 

 

 

 

49,6

 

 

 

51,4

 

 

 

52,0

 

 

 

52,5

 

 

 

51,1

 

 

 

50,1

 

 

 

49,1

 

 

 

47,5

Источник: составлено на основе данных [1].

        

В соответствии с данными, приведенными в таблице 4, динамика числа детских оздоровительных лагерей в Республике Татарстан на период с 2005 по 2019 годы имеет достаточно противоречивую тенденцию. С одной стороны, необходимо отметить сокращение их количества, с другой стороны, можно отметить существенное увеличение количества оздоровительных лагерей с дневным пребыванием во время каникул, которое произошло за счет изменения формы отчетности, когда эту отчетность начиная с 2017 года начали предоставлять юридические лица всех форм собственности, как муниципальные, государственные, так и негосударственные и ведомственные.

Однако даже при таком существенном приросте числа детских оздоровительных лагерей в Республике Татарстан на период с 2005 по 2019 годы не удалось достигнуть величины показателя 2005 года по общей численности детей, отдохнувших в лагерях за лето.

Таким образом, по результатам проведенного статистического анализа можно сделать вывод, что структура и динамика основных показателей, отражающих базовые тенденции современного состояния услуг в сфере молодежной политики недостаточны для полноценного формирования  социальной и экономической базы развития рынка услуг в сфере молодежной политики в Республике Татарстан. Анализируемые основные показатели социального и экономического развития Республики Татарстан, отражающие базовые тенденции современного состояния рынка услуг в сфере молодежной политики региона, могут быть использованы при выработки адекватных управленческих решений по корректировке этой политики.

 

Список литературы:
1. Республика Татарстан: статистический сборник. 2018: территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. – Казань, 2019. – 317 с.