Статья:

Трансформация понятия системы денежных доходов в понятие «финансовые ресурсы»

Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Алексеенко Е.А. Трансформация понятия системы денежных доходов в понятие «финансовые ресурсы» // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 2(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 27-33.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Трансформация понятия системы денежных доходов в понятие «финансовые ресурсы»

Алексеенко Елена Александровна
аспирант, Российский Университет Дружбы Народов (РУДН), РФ, Москва

 

Transformation of the monetary income system term in the concept of "financial resources"

Elena Alekseenko

postgraduate student, RUDN University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье отражены основные моменты возникновения понятий «деньги», «финансовые ресурсы», «капитал» в разрезе исторического времени. Дано представление о процессе появления понятия систем: денежных отношений, денежных ресурсов, финансовых ресурсов, капитала, необходимых для ведения хозяйственной деятельности, а также рассмотрено понятие «капитал» и его отличие от понятия «деньги».

Abstract. This article describes the beginning of such concepts and terms as "money", "financial resources" and "capital". The article reflects the process of the emergence the systems of terms as monetary relations, financial resources and capital needed to support economic activity of the entity in a whole. The article describes the concepts in difference from the concept of "money".

 

Ключевые слова: денежные отношения; финансы; финансовые ресурсы.

Keywords: money relations; finance; financial resources.

 

Современное понятие «финансовые ресурсы» берет свое начало еще со времен существования первых древних государств. В жизни всех слоев населения денежные отношения имели первостепенное значение. Между древними государствами, между государством и индивидуумом, а также между индивидуумами при определенных видах сделок использовались различные денежные эквиваленты (финансовые ресурсы). И граждане, и государства при совершении сделок использовали свои финансовые ресурсы. Для обеспечения своего существования, своей независимости и своей жизнедеятельности именно государство нуждалось в денежной массе, другими словами, в финансовых ресурсах, которые также необходимы для всеобщей пользы собственного населения страны.

Еще в Древнем Египте государственные сделки и частные финансовые договоренности могли производиться разными вариациями: наравне с натуральным обменом (верблюдами или овцами) частично можно было расплатиться деньгами – дебенами. До 1 500 года до н.э. фараоны создавали указы, разрешающие использовать сложные бартерно-денежные операции. Основываясь на документы периода 1 500–1 295 гг. до н.э., можно утверждать, что в этот период сделки стали совершаться при использовании серебряных денег – хеджах.

В Древней Греции в крито-микенскую эпоху (в период с 18 по 10 века до н.э.) в ходу были только медные монеты, а в более поздние времена, в гомеровский период и в период классический (с 10 по 4 века до н.э.), в обиход также вошли серебряные – драхмы, а в эллинистический период (с 4 века до н.э.) при торговле, помимо натурального обмена, например, рабами или зерном или еще позднее оливковым маслом, стали использоваться уже и золотые монеты – статеры. В период нашей эры в Греции, как и во всем Средиземноморье, в денежных операциях пользовались монетой дирхам, что представляла собой четыре драхмы. Что примечательно, дирхам, помимо натурального обмена, еще долго ходил в обиходе стран Средиземноморья, Малой и Передней Азии, да и в настоящее время в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и в Марокко дирхам является основной национальной валютой.

Наравне с дирхамом с 3 века до н.э. на обширных территориях Южной Африки, в Средиземноморье и в странах Арабского мира в обиход вошел и динарий, ставший с 268 г. до н.э. денежной единицей Римской империи. Стабильность динария, название которого впоследствии трансформировалось в «денарий», затем в «динар», позволило стать одной из авторитетных монет Средиземноморья. В средневековье денарий на протяжении столетий оставался во многих европейских странах национальной денежной единицей. Почти все серебряные монеты, которые чеканились в период с IV по XIV век н.э., назывались денариями, и по настоящее время динар (денарий) сохранился как национальная денежная единица ряда стран Азии, Африки и Европы. Динар остается национальной валютой таких стран, как Бахрейн, Алжир, Ирак, Иордания, Кувейт, Ливия, Сербия, Македония и Тунис. До недавнего времени динар был также денежной единицей Боснии и Герцеговины, Хорватии, Югославии, Судана, Южной Аравии и Южного Йемена.

На территории древней Руси, как, впрочем, и на всех территориях проживания славян, при обмене товарами между племенами и родами существовали различные средства платежей и их эквиваленты, которые были равны пушнине. Например, древнерусские, они же славянские, денежные единицы так и назывались – куна (одна шкурка куницы) или ногат (это уже шкурка куницы, но со всеми четырьмя лапками), веверица – эквивалентна шкурке белки, впоследствии и серебряные монеты имели эти же названия. Примечательно, что в современной Хорватии после динара национальная денежная единица опять стала называться куна.

В период Киевской Руси полностью вошли в обиход серебряные монеты, а в дальнейшем при заключении всевозможных сделок также стали использовать золотые монеты и слитки. В период с X века н.э. появляется гривна. Хотя раньше понятие «гривна» обозначало связку шкурок одинакового достоинства, в этот обозначенный период гривна – это слиток. Гривна-слиток равнялась 20 ногатам или 25 кунам, или 50 резанам, или 150 веверицам. Впоследствии в Московском государстве, как и в период Древней Руси, куна выступала как податная натуральная единица и ее денежное возмещение, отсюда и название сборщика податей – кунщик.

В период с 10 по 15 века н.э. на Руси чеканилось много различных монет. Каждый князь через чеканку монет с изображением святых на одной стороне и своим собственным профилем или анфасом на другой пытался показать свою силу и мощь. На протяжении XVI и XVII веков н.э. в Московском государстве стабильно в обороте ходили копейки – монеты, на которых чеканили Святого Георгия Победоносца с копьем, что и дало ей название.

Понятие «деньги» на Руси появляется в период монголо-татарского периода, отметим, что и платежная единица того времени имела название «деньга» от производной «таньга». Интерес представляет тот факт, что таньга, или тенге, до сих пор является разменной монетой в некоторых странах Азии, а в современном Казахстане тенге имеет статус национальной валюты. «Деньга» на территории Руси использовалась вплоть до XIX века н.э. На монете так и чеканили «денга» (без мягкого знака).

Понятие «рубль» на территории Руси пришло от черниговских и новгородских княжеств. На «денгу» рубили определенной толщины серебряный или золотой прут. «Денга» ценностью была ниже копейки в 2 раза. Впоследствии рубленая «деньга» получила в народе название «рубль», и уже в 13 веке н.э. рубль закрепился как денежно-счетная единица и распространился по всей территории Руси, оставаясь национальной валютой России по настоящее время.

В период монголо-татарского ига (XII–XIV века н.э.) в обиходе была еще одна денежная единица – алтын, он равнялся 3 копейкам или 6 «деньгам» (в языке монголо-татар алты – это шесть). Чуть позднее, московскими царями были выпущены алтыны: сначала в 1654 году выпустили медный алтынник, затем, во времена Петра I, в 1704 году отчеканили серебряный алтын, а чуть позднее – и золотой алтын. И в настоящее время в ряде стран Центральной Азии слово «алтын» переводится как золото.

Как мы видим, при развитии цивилизации каждое государство в лице своего правителя было заинтересовано в резервах денежных средств – финансах. Государство в любые времена и при любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, для достижения определенных целей. Финансовая политика государства играет в реализации поставленных целей существенную роль. При наличии финансов возникают финансовые отношения, образуя экономические отношения различной направленности – это и торговля между гражданами, между гражданином и, говоря современным языком, различным хозяйствующим субъектом, между предприятиями, а также между предприятием и государством. Наряду с этим появляются и международные финансовые отношения между государствами. Возникают такие понятия, как централизованные финансовые ресурсы, то есть финансы государства, и децентрализованные финансовые ресурсы предприятий.

Экономисты всего мира относят понятие «финансы» к латинскому термину «finatio» или «finansia», который стали употреблять еще в VIII–IX веках н.э. Это выражение означало «обязательную уплату денег» либо «денежно-долговое обязательство», а со старофранцузского «finer» переводится как «платить». В дальнейшем, в XVI веке н.э. во Франции выражение «finer» стало применяться как «государственный доход» или «денежная сумма». Постепенно, сначала во Франции, затем переходя в другие страны Европы, выражение «les finances» стало употребляться в разрезе государственного достояния и правительственного хозяйства. Так сложилось, что именно во Франции в XVIII веке впервые возникла самостоятельная наука о финансах. Ее пытались осмыслить многие великие философы и финансисты, такие как Адам Смит, Нассау Уильям Сениор, Джон Мейнард Кейнс, Ирвинг Фишер, Карл Маркс, Франко Модельяни и многие другие.

Суждения шотландского экономиста, философа-этика, одного из основоположников современной экономической теории Адама Смита (1723–1790 гг.) о деньгах отразились впоследствии в его главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» в книге 1, главе 4 «О происхождении и употреблении денег» [4]. В этой главе Адам Смит писал, что каждый человек, при разделении труда, имеет необходимость иметь продукты труда другого человека. И чтобы удовлетворить свои желания и потребности, человек производит обмен: излишек своего труда обменивает на излишек труда другого человека, в котором он нуждается. То есть человек становится торговцем, а все общество – торговым союзом. Но может возникнуть другая проблема, писал в своей работе А. Смит, у одного человека может быть много продукта, который можно обменять, а у другого нет того продукта, в котором первый бы нуждался. В этом случае обмен не может произойти. Тогда и возникла необходимость: помимо продукта своего собственного труда иметь какой-то продукт, который пойдет в любом случае на обмен. Как мы уже знаем, в разные времена разменным продуктом были всевозможные ценности: скот, рабы, зерно и пушнина. Как писал в своем труде А. Смит, такими продуктами могли быть даже соль, табак, сахар и даже гвозди. Однако постепенно во всех странах люди пришли к пониманию, как пишет А. Смит: «по-видимому, в силу бесспорных выводов, сочли, в конце концов, дать предпочтение для этой цели (быть разменным продуктом, то есть эквивалентом (прим. автора)) – металлам, по сравнению с другими предметами» [5]. Другими словами, человек мог определить то необходимое количество металла, которое точно соответствовало бы количеству того товара, который ему необходим.

А. Смит в своей работе подробно остановился на вопросе возникновения металлических денег в разных странах в разные времена: от древних царств до своего времени, произведя сравнительный анализ достоинства монет в разных государствах, в том числе и в своей Великобритании, в частности в Тауэре. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» в книге 1, главе 4 «О происхождении и употреблении денег» А. Смит сделал вывод, что у всех цивилизованных народов деньги стали орудием торговли, посредством которого производится торговля товарами и услугами (прим. автора).

Адам Смит работал профессором в университете Глазго, однажды во время поездки во Францию он познакомился с главным представителем физиократов и основателем физиократизма – Франсуа Кенэ (1694–1774 гг.). По мнению Ф. Кенэ, главный источник богатств – это превышение произведенного продукта над потребленным в сельском хозяйстве: земледелец собирает зерна больше, чем бросает в землю при посадке. Отсюда и появляется прибавочный продукт. Рассматривая процесс воспроизводства, Ф. Кенэ проводил анализ происхождения доходов. Большое внимание он уделял понятиям капитала и дохода, между их обменом, а также между производительным и окончательным потреблением. Центральное место в учении физиократов занимало понятие о «чистом продукте» – разнице между совокупным общественным продуктом и издержками производства [2].

Физиократы, в том числе и еще один известный, живший в то время, Ж. Тюрго (1727–1781 гг.), считали богатством не деньги, а продукт «произведенный землей» [1]. Будучи генеральным контролером финансов Франции, Роберт Жак Тюрго в своем экономическом трактате «Размышления об образовании и распределении богатств» отразил мысль о неравенстве, о наемном труде. Ж. Тюрго пытался толковать проблему накопления капитала и стал первым, кто пытался указать на различие между понятиями «деньги» и «капитал» [7].

Еще один великий экономист Англии Нассау Уильям Сениор в своих «Очерках политической экономии» (1836 г.) сформулировал «теорию воздержания», согласно которой стоимость определяется не трудом, а издержками производства, которые определяются трудом и капиталом. Здесь словом «воздержание» Сениор заменил понятие «капитал», при этом в понятие «труд» Сениор переводит акцент не на «производственную деятельность», а на «жертву», приносимую рабочими и капиталистами, теряющим покой и отдых ради получения жизненных благ. Капитал, по мнению Сениора, возникает в результате того, что капиталист воздерживается от непроизводительной траты своих средств в текущий момент во имя получения прибыли в будущем. Таким образом, заработная плата (деньги) и прибыль являются вознаграждением за эти жертвы рабочих и капиталистов [6]. То есть денежное вознаграждение за труд – это и есть вознаграждение рабочего, это его финансовые ресурсы (прим. автора).

Чуть позднее, английский экономист, барон Джон Мейнард Кейнс (1883–1946 гг.), будучи членом Королевской комиссии по финансам и промышленности, написал свою «Общую теорию занятости, процента и денег», после чего его стали называть не иначе как родоначальником кейнсанской теории. В своем труде Д. Кейнс признал антагонистические противоречия между трудом и капиталом, производством и потреблением и предложил способы их решения с помощью модели государственного вмешательства. Если речь идет о «вмешательстве», то это, прежде всего, означает повышение роли и значимости государственных финансов [3].

Так, при изучении экономики приходит понимание, что при ведении хозяйственной деятельности возникают финансовые ресурсы, которые понимаются как денежные доходы и поступления, предназначенные для выполнения финансовых обязательств. Финансовые ресурсы необходимы для осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию.

 

Список литературы:
1. История экономических учений. Физиократы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/fiziokraty.html (дата обращения 27.02.2017).
2. История экономических учений. Франсуа Кенэ [Электронный ресурс], URL:http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/fransua-kene.html (дата обращения 26.02.2017).
3. Кейнсианство и его значение для развития финансовой науки [Электронный ресурс]. – URL: http://studbooks.net/31302/finansy/keynsianstvo_znachenie_razvitiya_fina... (27.02.2017).
4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства [Электронный ресурс]. – URL:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/smit/smit_1.pdf (дата обращения 28.02.2017).
5. Смит А. История экономических учений [Электронный ресурс]. –URL:https://jkpersyblog.com/adam-smit-i-bogatstvo-narodov/ (дата обращения 25.02.2017).
6. Экономический портал. Нассау Ульям Сениор [Электронный ресурс]. – URL: http://www.economicportal.ru/economist_scientist/senior.html (дата обращения 26.02.2017).
7. Экономическое учение физиократов [Электронный ресурс]. – URL: http://rudiplom.ru/lekcii/economika/econom_history/10.html (дата обращения 28.02.2017).