Статья:

СВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ С СУБЪЕКТИВНЫМ ОТНОШЕНИЕМ ЕЕ К СВОЕМУ ИМЕНИ

Конференция: LXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Психология

Выходные данные
Бочарникова Э.А., Левченко Л.В. СВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ С СУБЪЕКТИВНЫМ ОТНОШЕНИЕМ ЕЕ К СВОЕМУ ИМЕНИ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 2(69). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ С СУБЪЕКТИВНЫМ ОТНОШЕНИЕМ ЕЕ К СВОЕМУ ИМЕНИ

Бочарникова Элеонора Александровна
учитель географии, МБОУ г. Астрахани «СОШ № 24», РФ, г. Астрахань
Левченко Лариса Викторовна
учитель математики, МБОУ г. Астрахани «СОШ № 24», РФ, г. Астрахань

 

Аннотация. В статье рассматривается связь акцентуаций характера личности и субъективного отношения ее к своему имени. Имя человека во все века у всех народов считалось принадлежностью социума, культуры. Имя традиционно рассматривалось как невещественное богатство, имеющее статус самоценности.

 

Ключевые слова: имя, акцентуации, характер.

 

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что антропоцентрическая парадигма многих современных наук обусловливает повышенный интерес к различным проблемам человековедения. В настоящее время активно обсуждаются вопросы сохранения культуры, возрождения традиций. Имена любого этноса, являясь принадлежностью языка и культуры, в целом социальны по своей природе, как социальны, общественны сами язык и культура; они всегда играли и продолжают играть роль существенных этнокультурных символов.

Имя может быть также отнесено к вербальным средствам общения, посредством которого выражаются межличностные отношения. Таким образом, имя с первых дней жизни человека уже включает его в социум.

С помощью имени ребенок научается выделять себя, отличать от окружающих, сознавать как персону, обладающую индивидуальными особенностями. Для каждого человека имя очень рано приобретает личностный смысл. На последующих этапах развития имя человека становится тем важным структурным элементом самосознания, который во многом определяет его ценностные ориентации.

Объект исследования – подростки, юноши.

Предмет исследования – связь акцентуации характера личности с субъективным отношением ее к своему имени.

Цель исследования – рассмотреть особенности связи акцентуации характера личности с субъективным отношением ее к своему имени.

Акцентуация характера чрезмерная интенсивность (или усиление) индивидуальных черт характера человека, которая подчеркивает своеобразие реакций человека на воздействующие факторы или конкретную ситуацию. Имя – личное название человека, даваемое ему, прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу [1, c. 58].

Имя носит, как и индивидуализирующую функцию, так и позволяет идентифицироваться с определенной культурой.

В. С. Мухина писала, что в развитии личности у ребёнка участвуют не только врождённые способности и социальные условия, а также внутренняя позиция. Социальные условия и врождённые способности в результате взаимодействия определяют внутреннюю позицию человека по отношению к себе самому и окружающим людям [9, c. 69].

В случае, если имя подвергается депривации (изменение имени другим человеком, оскорбления), носитель имени может не только испытать дискомфорт, а также отреагировать психоастеническими реакциями или депрессивными состояниями. В противоположном случае, если показать уважительное отношение к имени человека, это окажет позитивное влияние на дальнейшее взаимодействие.

К школе у ребёнка уже складывается отношение к своему имени на основе семейных отношений (зависит от того, как в семье относились к имени). В процессе обучения в школе ребёнок изучает, как сверстники реагируют на его имя. В случае негативной реакции он может захотеть изменить имя (с сокращённой формы до полной, например). В случае позитивной реакции сверстников ребёнок будет доволен своим именем и собой [3, c. 87].

В процессе постоянного взаимодействия со сверстниками во время обучения, ребёнок понимает ценность доброжелательного отношения к себе, которая отражается в форме обращения к ребёнку. Он стремится также же отмечать своё расположение к человеку через обращение к другому по имени.

Однако ребёнок может столкнуться с тем, что учитель зовёт его по фамилии (например, если в классе много детей много с одинаковым именем), в дальнейшем и другие дети могут называть ребёнка по фамилии. Такое отношение к имени ребёнка лишает его уверенности в себе, снижает чувство доверия к взрослому [6, c. 89].

В подростковом возрасте человек пытается понять себя самого. Основной вопрос возраста: «Кто Я?». Для подростка характерно стремление к осмыслению своих притязаний на признание. Подросток анализирует прошлое, начинает придавать значение настоящему времени и пытается заглянуть в будущее. Он активно рефлексирует себе и людей вокруг. Все компоненты самосознания зрелой личности уже входят в самосознание подростка.

Подростки стремятся быть и считаться взрослыми. Это стремление является новообразованием самосознания, основной особенностью личности.

Характерная социальная активность выражается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в «мире взрослых». Подросток стремится избавиться от семейного «Мы» в пользу своего «Я».

У подростка появляется ощущение ответственности за свои убеждения, качества и мировоззрение. Подростка начинает волновать вопрос – каким его видят другие [8, c. 96].

Свои притязания на признание подросток отстаивает с помощью имени.

Депривируя ценностное отношение к именам друг друга, подростки «круто» отстаивают свое право на приемлемое обращение к себе по имени с должным уважением и соответствием нормам культуры социального окружения. Соответствующее обращение по имени есть показатель социального признания, которое проще регулировать, чем другие притязания.

Притязания на признание в подростковом возрасте устремлены на реализацию себя в сфере физического, умственного и личностного развития. Этот возраст характеризуется острой потребностью в признании своей уникальности в комплексе с зависимостью от сверстников. Именно поэтому наблюдается соединение эгопозиции «Не путайте меня с другими» и конформной позиции «Мы группа сверстников». Важнейшей психологической особенностью подросткового возраста является чувство взрослости (И С Кон, И.Ю. Кулагина, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин). Чувство взрослости представляет собой новый уровень притязаний, превосходящий наличные возможности и предвосхищающий будущее положение. Это порождает возрастные конфликты и их преломление в сознании подростков. Данные проведенного исследования показывают, что для мальчиков-подростков значимой является маркировка возраста определенной формой имени (о соответствии форм имени возрасту упомянули 18,18 % младших подростков и 18,75 % старших).

Можно предположить, что качества взрослого уверенного человека ассоциируются в их представлении с определенными формами имени. Так как чувство взрослости является основным новообразованием подросткового возраста, можно считать логичным, что актуальность соответствия имени определенному возрасту в юношеском возрасте падает (2,63 %). Девочки-подростки фактор соответствия формы имени возрасту не упоминали совсем, а в юношеском возрасте его представленность незначительна (2,56 %). Очевидно, что формы имени девушками подросткового и юношеского возраста не связываются столь жестко с возрастом, как мальчиками-подростками.

В юношеском возрасте вторым по частоте упоминания среди юношей и девушек становится фактор «соответствия формы имени «образу Я» (7,89 % и 64,10 % соответственно). В предыдущих возрастах этот фактор совсем не отмечался ни мальчиками, ни девочками. Так как в подростковом возрасте «образ Я» еще только формируется, в представлении подростков он и не связывается с именем, а в юношеском возрасте в большей степени осознаются собственные личностные характеристики и для их обозначения выбирается какая–либо форма имени. При этом для девушек соответствие имени «образу Я» является более значимым, нежели для юношей.

Хотя носители «парных» имен (т. е. таких, которые могут принадлежать и мужчинам, и женщинам) встречались среди респондентов как мужского, так и женского пола всех возрастов, только девушки отметили, что им не нравится факт принадлежности имени лицам обоего пола. При этом в сознании носительниц «парных» имен фамильярные формы и формы с оттенком пренебрежения чаще соотносятся с лицами мужского пола, а ласкательные женского.

Как было показано в исследованиях B.C. Магуна, В.Н. Мясшцева, П.Н. Шихирева, любая из диспозиций, которой обладает личность, может изменяться. С целью выяснения того, меняется ли отношение человека к собственному имени, нами были включены в анкету соответствующие вопросы. Анализ результатов показал, что отношение к собственному имени менялось у 41,11 % всех респондентов. Отношение к собственному имени меняется преимущественно у респондентов женского пола. Сопоставление выборки лиц женского пола с выборкой лиц мужского пола по параметру «изменение отношения к собственному имени в течение жизни» с помощью критерия углового преобразования Фишера показало достоверность выявленных различий: <р* 6,92 при р <0,001.

Изменение отношения к собственному имени происходило в дошкольном возрасте (19,23 % от общего количества изменивших свое отношение), младшем школьном (34,62 %), подростковом (41,30 %) и юношеском (1,92 %) возрастах 2,91 % изменивших свое отношение не смогли определить, в каком возрасте это происходило.

Изменение отношения к имени, по мнению респондентов, одновременно определялось несколькими факторами. Наибольший удельный вес при изменении отношения к собственному имени имеют социально психологические факторы.

Анализ полученных экспериментальных данных показывает, что часть респондентов хотела бы изменить свое имя. Встретились следующие варианты ответов: «да», «возможно», «нет», «уже нет», «не знаю». Общая процентная доля лиц женского пола, желающих сменить своё имя, превышает количество лиц мужского пола (16,67 % и 5,82 % соответственно). С целью проверки достоверности различий по полу среди респондентов, желающих изменить свое имя и респондентов, не высказавших такое желание, нами был использован критерий углового преобразования Фишера. При проведении расчетов нами были объединены в одну группу желающих изменить имя – лица, высказавшие ответы «да» и «возможно», а в группу не желающих менять свое имя – лица, давшие ответы «нет» и «уже нет».

Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на 2 группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимный, дистимный, тревожно–боязливый, циклотимический, аффективный).

Итак, после апробации нашего исследования, мы можем сделать выводы, что у 15 девочек и 15 мальчиков, следующие акцентуации характера:

  1. Гипертимный – девочки 3 %, мальчики 7 %;
  2. Возбудимый – девочки 20 %, мальчики 27 %;
  3. Эмотивный – у 7 % девочек и 10 % мальчиков;
  4. Педантичный – 3 % девочки и 3 % мальчики;
  5. Тревожный – 27 % у девочек и 23 % у мальчиков;
  6. Циклотимный – выражен у 13 % как девочек, так и у 13 % мальчиков;
  7. Демонстративный – данный тип обнаружен у 3 % подростков мужского и женского пола;
  8. Неуравновешенный – 13 % девочек–подростков и 7 % юношей;
  9. Дистимный – был выявлен у 7 % девочек и 3 % мальчиков;
  10. Экзальтированный – результат исследования показал, что данный тип акцентуации присущ 3 % как  девочек, так и 3 % у мальчиков.

Чаще всего у респондентов встречалась возбудимая акцентуация, тревожная и циклотимная.систематизация рисков, воздействующих на объекты сельскохозяйственного страхования, что даст возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям объективно оценить, какие из перечисленных рисков реально воздействуют на тот или иной объект страхования, и принять меры по их минимизации путем заключения дополнительных договоров страхования.

Отношение к собственному имени – социальному знаку личности – в подростковом и юношеском возрастах связано с самооценкой. Если человек принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных социально желательных характеристик, удовлетворен собой, то и социальный знак его личности – имя – получает высокие оценки.

Подростки и лица юношеского возраста, обладающие такими чертами, как общительность, доверие к окружающим, умение наладить взаимоотношения в коллективе, проявляющие заботу о других, ориентированные на выполнение социальных требований, заботящиеся о своей общественной репутации, эмоционально устойчивые, склонны давать высокие оценки и собственному имени.

Отношение к собственному имени претерпевает изменения, которые приходятся, преимущественно на подростковый возраст, что можно соотнести с процессом становления в этом возрасте «образа Я», формированием самооценки. Изменение отношения к собственному имени, субъективно связывается, преимущественно, с социально–психологическими факторами (изменение самосознания и самооценки, изменение социальной ситуации, мнение значимых других). От подросткового к юношескому возрасту оценка собственного имени возрастает, что можно связать с повышением уровня принятия собственного имени.

Девушки и юноши неодинаково относятся к разным формам собственного имени. Формирование черт мужественности, активности сопровождается у мальчиков подросткового возраста отрицательным отношением к уменьшительно-ласкательным формам собственного имени, как несоответствующим обозначенным чертам личности. Для девочек-подростков черты женственности, вероятно, ассоциируются с ласкательными формами имени. У девушек достоверно более часто встречается намерение изменить свое имя с целью изменения самооценки, пересмотра жизненного пути.

 

Список литературы:
1. Абульханова К.А. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. – М.: ПЭР СЭ, 2012. – 368 с.
2. Азлецкая Е.Н. Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности: дисс. … канд. психол. наук. – Краснодар, 2011. – 110 с.
3. Бороздина Л.В. Психология характера. Исторический очерк. Часть 1. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1997. – 219 с.
4. Замалдинова Г.Н. Соотношение индивидуально–типических особенностей уверенности с уровнем самоактуализации сотрудников коммерческих организаций: дисс. … канд. психол. наук.  – М., 2016. – 315 с.
5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2014. – 701 с.
6. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2010. – 544 с.
7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Ленинград: Медицина, 2011. –  255 с.
8. Лотман Ю.М. Мир собственных имен // Лотман Ю. Семиосфера. – СПб.: Искусство–СПб, 2015. – С. 35–41.
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 4–е изд., стереотип/ В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 456 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.
11. Шляхта Д.А. К проблеме устойчивости типов в проявлениях черт характера // Вестник РУДН, 2018. – №1. – С. 50–57.