Статья:

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Конференция: LXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Экономика

Выходные данные
Дасаева Н.А., Кузьмина О.Г. СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 7(74). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Дасаева Наталья Андреевна
студент, ФГБОУ Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, РФ, г. Пенза
Кузьмина Ольга Геннадьевна
студент, ФГБОУ Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, РФ, г. Пенза

 

THE STRUCTURE AND FEATURES OF BRAINSTORMING METHOD

 

Natalia Dasaeva

Student, Penza State University of Architecture and Construction, Russia, Penza

Olga Kuzmina

Student, Penza State University of Architecture and Construction, Russia, Penza

 

Аннотация. В статье приведены сведения о методе «мозговой штурм», предложенный Алексом Осборном. Рассматривается порядок проведения метода, его структура, особенности и достоинства. В тексте рассматриваются различные методы мозгового штурма, такие как «Речь в лифте», дебаты, метод S.C.A.M.P.E.R., метод DACI, выявление проблемы. Описывается, как каждый метод помогает сосредоточить идеи, обсудить их с командой и развить наиболее эффективное решение.

Abstract. The article provides information about the «brainstorm» method proposed by Alex Osborne. The procedure of the method, its structure, features and advantages are considered. The text discusses various brainstorm methods, such as «Elevator pitch», debates, the S.C.A.M.P.E.R. method, the DACI method, and problem identification. It describes how each method helps to focus ideas, discuss them with the team and develop the most effective solution.

 

Ключевые слова: метод, мозговой штурм, генерирование идей, творческое мышление, S.C.A.M.P.E.R., DACI, «Речь в лифте».

Keywords: method, brainstorm, idea generation, creative thinking, S.C.A.M.P.E.R., DACI, «Elevator pitch».

 

Стремительный темп современной жизни обязывает иметь навык самостоятельного поиска информации, постановки и решения задач для ликвидации череды возникающих проблем.

В современном мире, где конкуренция становится все более острой, важно иметь способность генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Одним из наиболее эффективных инструментов для достижения этой цели является метод мозгового штурма. В данной работе рассматривается ряд различных методов мозгового штурма, которые помогают команде или группе людей сосредоточить свои умственные усилия на поиске креативных идей и разработке наиболее оптимальных решений.

Один из таких методов, который рассмотрен в данной работе, «Речь в лифте». Этот метод позволяет кратко и ясно сформулировать идею или проблему, что способствует ее более глубокому пониманию и обсуждению. Дебаты также играют важную роль в процессе проведения метода «мозговой штурм», поскольку они способствуют выявлению различных точек зрения и аргументации идей.

Метод S.C.A.M.P.E.R. предлагает ряд вопросов, которые помогают переосмыслить идею или проблему, что способствует ее улучшению и развитию.

Метод DACI, в свою очередь, определяет роли и ответственность участников команды в процессе мозгового штурма, что способствует более эффективной работе и достижению поставленных целей.

Выявление проблемы также играет важную роль в методе «мозговой штурм», поскольку позволяет четко определить цель и направление работы. Более подробно рассмотрим особенности, принципы и методику проведения данного метода.

Методика «мозговой штурм» предполагает совместное обсуждение группой конкретной проблемы с целью объединения всех возможных идей, которые появляются у участников в ходе обсуждения.

Метод «мозговой штурм» предполагает, что одним из основных препятствий к появлению новых идей является «страх оценки»: люди часто не высказывают интересные нетрадиционные идеи из-за опасения столкнуться с недоверием или даже враждебностью со стороны руководства и коллег.

Цель использования данной методики заключается в исключении субъективной оценки на начальных этапах генерации идей. В процессе «мозговой штурм» участвует группа специалистов под руководством ведущего (оптимальное количество человек в группе – 12). После постановки основной задачи ведущим, специалисты начинают высказывать свои идеи без какой-либо критики. В интерактивных группах важно, чтобы участники чувствовали себя свободно от оценок по предложенным идеям. Поддерживается творческое мышление: участники должны разгулять свою фантазию, высказывая даже самые необычные идеи. Интересно отметить, что на начальных этапах большинство идей кажутся обычными, но по мере активации мышления и творческого потенциала появляются новые идеи.

Правила проведения «мозговой штурм», сформулированные Алексом Осборном заключаются в следующем:

- «мозговой штурм» следует проводить в неформальной обстановке.

- необходимо давать каждому из участников возможность свободно самовыражаться.

- никто не должен критиковать идеи других.

- к обсуждению принимаются все идеи, даже если они кажутся странными.

- записывать все идеи, которые возникают, при этом чем больше идей, тем лучше.

- идеи можно совмещать, компоновать для получения наилучшего результата.

- во время проведения метода «мозговой штурм» все участники равны между собой.

Основными принципами метода мозгового штурма являются:

1. Свободное высказывание идей: Участники мозгового штурма приглашаются к тому, чтобы высказать все идеи, какие бы они ни были. Здесь нет места критике или оценке идей на этапе их появления.

2. Сочетание идей: Идеи участников могут комбинироваться и дополнять друг друга, чтобы создать новые, более сильные решения.

3. Коллективное участие: Чем больше участников, тем более разнообразными идеи могут быть предложены. Коллективный подход способствует обогащению и развитию идей.

4. Временное ограничение: Длительность сессии мозгового штурма ограничена, чтобы стимулировать быстрое мышление и предотвратить углубление в детали.

Метод «мозговой штурм» имеет свои преимущества и недостатки, так же как и другие коллективные методы принятия решений. Можно отнести к достоинствам и недостатки. К достоинствам можно отнести:

1) Развитие креативности и инноваций

2) Улучшение коммуникации в коллективе

3) Эффективное принятие решений

4) Повышение мотивации сотрудников

К недостаткам метода можно отнести:

1) Ограничение творчества, так как иногда люди склонны следовать за мнением большинства или опасаются высказать нестандартную идею из-за страха быть осужденным. Это может привести к упущению потенциально ценных идей.

2) Доминирование сильных личностей, что может привести к потере разнообразия взглядов и идей, что негативно скажется на результативности метода.

3) Недостаточная структурированность подразумевает отсутствие четкого плана действий и контроля за ходом обсуждения, можно потерять направление и не достичь поставленных целей.

Таким образом, метод «мозговой штурм» является одним из наиболее широко используемых и эффективных способов генерации новых идей и решения сложных проблем. Его можно применять в различных сферах: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное - правильно организовать процесс, учитывая все нюансы и особенности проблемы, и следовать основным этапам и правилам метода.

 

Список литературы:
1. Актанаева М.А. Мозговой штурм как метод активного обучения // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 3-5 (59). С. 23-25.
2. Бердиева А.Я. Достоинства и недостатки мозгового штурма как метода обучения // Новая наука: От идеи к результату. 2017. № 1-2. С. 9-11.
3. Карачевцева И.Б., Бурилич И.Н. Применение методов «мозговой штурм» и «обратный мозговой штурм» на уроках математики // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. Сборник трудов конференции Двадцать первой Международной научно-практической конференции. 2019. С. 140-143.
4. Макоедова Н.В. Применение метода «мозгового штурма» на занятиях по иностранному языку в вузе // Актуальные аспекты лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 92-98.