СВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ С СУБЪЕКТИВНЫМ ОТНОШЕНИЕМ ЕЕ К СВОЕМУ ИМЕНИ
Конференция: LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Педагогика

LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
СВЯЗЬ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ С СУБЪЕКТИВНЫМ ОТНОШЕНИЕМ ЕЕ К СВОЕМУ ИМЕНИ
THE RELATIONSHIP BETWEEN PERSONALITY TRAITS AND A PERSON'S SUBJECTIVE PERCEPTION OF THEIR NAME
Vera Taranova
Teacher of history and social studies at the Engineering School, Russia, Astrakhan
Ushakova Elina Vitalievna,
Teacher of English, Deputy Director for Educational Work at the Engineering School, Russia, Astrakhan
Аннотация. В статье рассмотрены особенности связи акцентуации характера личности с субъективным отношением ее к своему имени. Приведены результаты исследования связи акцентуации характера личности с субъективным отношением ее к своему имени.
Abstract. The article discusses the relationship between personality accentuation and the individual's subjective attitude towards their name. The article presents the results of a study on the relationship between personality accentuation and the individual's subjective attitude towards their name.
Ключевые слова: имя, акцентуация, характер, подросток.
Keywords: name, accentuation, character, teenager.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что антропоцентрическая парадигма многих современных наук обусловливает повышенный интерес к различным проблемам человековедения. В настоящее время активно обсуждаются вопросы сохранения культуры, возрождения традиций. Имя человека во все века у всех народов считалось принадлежностью социума, культуры. Имя традиционно рассматривалось как невещественное богатство, имеющее статус самоценности. Имена любого этноса, являясь принадлежностью языка и культуры, в целом социальны по своей природе, как социальны, общественны сами язык и культура; они всегда играли и продолжают играть роль существенных этнокультурных символов.
Имя может быть также отнесено к вербальным средствам общения, посредством которого выражаются межличностные отношения. Таким образом, имя с первых дней жизни человека уже включает его в социум.
С помощью имени ребенок научается выделять себя, отличать от окружающих, сознавать как персону, обладающую индивидуальными особенностями. Для каждого человека имя очень рано приобретает личностный смысл. На последующих этапах развития имя человека становится тем важным структурным элементом самосознания, который во многом определяет его ценностные ориентации [1, c. 15].
Феномен отношения к собственному имени рассматривается как в психологической (Р.Бёрнс, Бошиер, Вулфенстейн, В.С. Мухина и др.), так и непсихологической (Ю.А. Рылов, А.В. Суперанская, А.В. Суслова, П.А. Флоренский и др.) литературе [2, c. 216]. Можно отметить, что указывая на наличие такого феномена, как отношение к собственному имени, авторы практически не раскрывают его содержание, отмечая в то же время важность позитивного отношения к имени для личностного развития.
Для самой личности имя становится тем знаком, который вводит его в социум, под которым он включается в различные сферы взаимодействия с другими людьми, той ценностью, которую необходимо беречь. Имя является тем социокультурным знаком, который человек получает при рождении. Как в дальнейшем он начинает воспринимать свое имя – проблема до настоящего времени эмпирически не исследованная, несмотря на то, что имя, по мнению некоторых исследователей, должно отвечать требованиям комфорта его носителя. Непринятие собственного имени может привести к внутриличностному конфликту, нарушению психологической целостности индивида, непринятию себя [3, c. 54].
Следует отметить, что на современном этапе можно выделить несколько уровней, на которых осуществляется научное исследование личных имен:
– на социально–философско–культурологическом уровне существенный вклад внесли С.Н. Булгаков, В. Леви–Брюль, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, В.А. Нерознак, В.А. Никонов, Б.А. Успенский, П.А. Флоренский, Г.Х. Шенкао и др.) [6, c. 57]. В работах этих авторов имя рассматривалось как социальный и культурный знак, аккумулирующий нормы, ценности, знания, традиции общества, вводящий человека в социум, через выполняемые им функции;
– на лингвистическом уровне в работах М.В. Горбаневского, А.Ф. Лосева, Н.В. Подольской, Ф. де Соссюра, А.В. Суперанской, А.В. Сусловой личное имя исследовалось как лингвистический знак, имеющий в силу уникальности референции особое строение, отличное от других языковых знаков [3, c. 150];
– на социально–психологическом уровне имя рассматривалось как средство и условие развития сознания и самосознания (Б.Г. Ананьев, Р. Бёрнс, Г.В. Бурменская, И.С. Кон, В.С. Мухина и др.), как средство общения (А.А. Бодалёв, А.В. Микляева) [4, c. 69]..
Следует отметить преимущественно «внешнее» по отношению к самому именуемому изучение имени, безотносительно того, как сама личность воспринимает имя – свой социокультурный знак.
Исследованиями акцентуации характера занимались такие ученые как Бреслав Г.М., Иванов Н.Я., Леонгард К., Личко А.Е., Юнг К. и др.[5, c. 64]. Теоретической основой исследования являются психологические теории акцентуаций характера (Братусь Б.С., Егоров А.Ю., Игумнов С.А, Леонгард К, Личко А.Е., Реан А.А, Лукин С.Е., Трус И. и др.); факторы влияния на проявление акцентуаций характера (Буянов М.И, Гончарова Т, Захаров А.И, Москаленко В.Д, Силяева Е.Г, Худяков А.В., и др.) [7, c. 40].
Объект исследования – подростки, юноши.
Предмет исследования – связь акцентуации характера личности с субъективным отношением ее к своему имени.
Цель исследования – рассмотреть особенности связи акцентуации характера личности с субъективным отношением ее к своему имени.
Акцентуация характера – чрезмерная интенсивность (или усиление) индивидуальных черт характера человека, которая подчеркивает своеобразие реакций человека на воздействующие факторы или конкретную ситуацию. Также мы рассмотрели две типологии акцентуации по А.Е. Личко и К. Леонгарду [7, c. 38].
Имя становится тем первым кристаллом личности, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. При этом имя соединяется с «Я», которое также употребляется для обозначения человеком самого себя.
В результате проведенного исследования получены следующие выводы.
1. Отношение к личному имени осознаваемо, оно характеризуется наличием когнитивной составляющей (знания о происхождении, этимологии, распространении имени, о функциях, реализуемых именем в обществе, об известных деятелях культуры, героях художественных произведений, святых, носивших данное имя, об обстоятельствах и мотивах имя наречения), аффективной (положительная или отрицательная оценка собственного полного имени и таких его форм, как сокращённая, ласкательная, фамильярная, с оттенком пренебрежения, иноязычный вариант произнесения имени).
2. В сознании подростков и лиц юношеского возраста представлены преимущественно следующие функции имени, дифференцирующая, идентифицирующая, индивидуализирующая, коммуникативная. Таким образом, в сознании респондентов функционирование имени преимущественно связано с процессом общения и способствует индивидуализации и идентификации индивидов в ходе их взаимодействия. Значительная представленность отмеченных функций отражает важнейшие задачи социализации индивидов в подростковом и юношеском возрастах.
3. Личное имя субъективно связывается с представлениями субъекта о самом себе – с «образом Я» Субъективное несоответствие личного имени «образу Я» может рассматриваться как переживание когнитивного диссонанса и побуждать к изменению своего имени.
4. Отношение к собственному имени – социальному знаку личности – в подростковом и юношеском возрастах связано с самооценкой. Если человек принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных социально желательных характеристик, удовлетворен собой, то и социальный знак его личности – имя – получает высокие оценки
5. Подростки и лица юношеского возраста, обладающие такими чертами, как общительность, доверие к окружающим, умение наладить взаимоотношения в коллективе, проявляющие заботу о других, ориентированные на выполнение социальных требований, заботящиеся о своей общественной репутации, эмоционально устойчивые, склонны давать высокие оценки и собственному имени [8, c. 51].
6. Отношение к собственному имени претерпевает изменения, которые приходятся, преимущественно на подростковый возраст, что можно соотнести с процессом становления в этом возрасте «образа Я», формированием самооценки. Изменение отношения к собственному имени, субъективно связывается, преимущественно, с социально–психологическими факторами (изменение самосознания и самооценки, изменение социальной ситуации, мнение значимых других). От подросткового к юношескому возрасту оценка собственного имени возрастает, что можно связать с повышением уровня принятия собственного имени [2, c. 215].
7. Отношение к собственному имени отличается у лиц мужского и женского пола. В подростковом и юношеском возрастах для девушек соответствие имени «образу Я» субъективно является более значимым, нежели для юношей. Для девушек характерно достоверно более частые случаи изменения отношения к собственному имени.
Девушки и юноши неодинаково относятся к разным формам собственного имени. Формирование черт мужественности, активности сопровождается у мальчиков подросткового возраста отрицательным отношением к уменьшительно–ласкательным формам собственного имени, как несоответствующим обозначенным чертам личности. Для девочек–подростков черты женственности, вероятно, ассоциируются с ласкательными формами имени. У девушек достоверно более часто встречается намерение изменить свое имя с целью изменения самооценки, пересмотра жизненного пути.

