ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Конференция: LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Медицина и фармацевтика

LXXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
EXPERIENCE IN TEACHING MEDICAL INFORMATICS IN EDUCATIONAL MEDICAL INSTITUTIONS
Alexandra Demidova
Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department Rostov State Medical University, Russia, Rostov-on-Don
Ekaterina Kruchinina
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Rostov State Medical University, Russia, Rostov-on-Don
Igor Kontarev
Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, Rostov State Medical University, Russia, Rostov-on-Don
Ivan Lisitsa
Assistant Rostov State Medical University, Russia, Rostov-on-Don
Tatiana Samedova
Assistant Rostov State Medical University, Russia, Rostov-on-Don
Natalia Karasenko
Candidate of physico-mathematical sciences, Associate Professor Rostov State Medical University, Russia, Rostov-on-Don
Natalia Korotkieva
Candidate of biological sciences, Associate Professor Rostov State Medical University, Russia, Rostov-on-Don
Karina Karakhanyan
Candidate of biological sciences, Associate Professor Rostov State Medical University, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В статье изложен опыт обучения медицинским вычислительным технологиям учащихся колледжей с последующим переходом к преподаванию медицинской информатики в университете студентам в медицинских ВУЗах. Принцип интеграции науки информатики и ее прикладного профессионального раздела является ведущим и системообразующим.
Abstract. The article describes the experience of teaching medical computing technologies to college students, followed by the transition to teaching medical informatics at the university to students at medical universities. The principle of integration of the science of computer science and its applied professional section is the leading and system-forming one.
Ключевые слова: медицинская информатика, медицинское высшее образование, информационные технологии.
Keywords: medical informatics, medical higher education, information technology.
В Ростовском государственном медицинском университете на кафедре медицинской физики, математики и информационных технологий накоплен большой опыт по преподаванию медицинской информатики студентам всех факультетов.
Целью работы явилось проанализировать методические подходы, реализующиеся при интеграции преподавания медицинской информатики учащимся медицинских колледжей, студентам Ростовского медицинского университета и врачам на факультете повышения квалификации при усовершенствовании владения медицинскими информационными технологиями.
Согласно разработанной нами ранее концепции, медицинская информатика – это прикладной раздел науки информатики, который изучает теоретические основы медицинской информации и информационные процессы и технологии в организации здравоохранения и клинической медицине, реализуемые с помощью вычислительной техники, медицинской измерительной аппаратуры и средств телекоммуникаций [2]. На сегодняшний момент внедрение новых практик работы, оптимизация оказания медицинской помощи, оттачивание методов управления медицинскими учреждениями напрямую связаны с задействованием новых компьютерных информационных систем по сбору и обработке информации [1]. Имплементация автоматизированных систем обработки медицинской информации в последние два десятилетия стала необратимым и всеохватывающим процессом. Лечебно-диагностический процесс и принятие управленческих решений на региональном и федеральном уровнях не обходится без современных программных и технических средств [1]. Согласно разработанной в коллективе рабочей программы «на начальном этапе обучения медицинской информатики происходит терминологическая подготовка обучающихся. Раскрываются понятия медицинской информации, типов медицинских знаний, информационного медицинского документа, его отличий от обычного документа. Рассматриваются информационные технологии с фокусом их применения в области здравоохранения...» [3].
При преподавании основ моделирования в медицине студентам в рамках изучения цикла медицинской информатики подчеркивается познавательная составляющая процесса моделирования, приводятся общие классификации моделей по принципам области использования, отрасли знаний, целей использования, способу представления, рассматриваются модели в зависимости от временного фактора. Основные принципы биологического, химического и физического инженеринга рассматриваются в рамках молекулярного моделирования, развития клинической фармакологии при создании высокоселективных лекарственных препаратов таргентной направленности.
На практических занятиях учащиеся в медицинских колледжах и студенты в университете выполняют работу по построению математической модели гемодинамики в эластическом сосуде и периферических артериях. Данная работа позволяет аппроксимировать зависимость давления в аорте от эластичности стенок аорты, периферического сопротивления и систолического объема крови.
На отдельном занятии студенты изучают принципы анализа электрофизиологических показателей с помощью экспертных систем при мониторинге электрокардиологических сигналов. Просмотр заключений, выделение симптомов и синдромов, их объяснительная компонента, знакомство с графиками и диаграммами позволяет раскрыть возможности автоматического анализа информации при наблюдении за пациентами.
Учащиеся, студенты и врачи поэтапно осваивают принципы эксплуатации медицинских информационных систем (МИС). Изучаются возможности таких подсистем, как «Поликлиника», «Электронная регистратура», «Архивы результатов функциональных и инструментальных исследований». Знакомятся с программным обеспечением автоматизированного рабочего места врачей различных специальностей. С помощью Портала государственных услуг студенты знакомятся с возможностью записи к врачу посредством Интернета. Теоретические вопросы классификации МИС, этапы и принципы создания МИС, понятие об автоматизированном рабочем месте врача помогают студенту привить специальную терминологию. Студенты в рамках освоения МИС приобретают навыки работы с электронными историями болезни, электронными амбулаторными картами, познают принципы обработки и хранения информации в облачных технологиях и в локальной профессиональной сети, получают понятие о безопасности хранения информации о пациентах.
На занятиях также изучаются перспективы внедрения в практику медицинских экспертных систем на примере интеллектуальных систем для психолога. Экспертные системы используются как пример интеллектуальных систем, позволяющих оперировать не данными, а знаниями, и помогать врачу сформировать правильное решение по управлению клинической ситуацией.
В рамках изучения автоматизированных систем функциональных и лабораторных исследований студенты знакомятся с медицинскими приборно--компьютерными системами по регистрации электрокардиограммы и электроэнцефалограммы, на этапе оценки результатов медико-лабораторного исследования осваивается технология оценки качества лабораторных тестов на основе принципов доказательной медицины.
Телемедицинские технологии обеспечивают дистанционное взаимодействие медицинских работников друг с другом, с больными и (или) их законными представителями, ведение врачебных консультаций, проведение консилиумов, дистанционного обучения, а также удаленного наблюдения за тяжелыми по состоянию пациентами. Иными словами, телемедицина – это использование современных средств коммуникаций для дистанционного предоставления врачебных и консультационных услуг.
Заключение. В медицинском вузе для успешного преподавания медицинской информатики необходимо внедрить преемственность обучения дисциплине от учащихся медицинских колледжей, студентов медицинского университета до врачей на факультете повышения квалификации и последипломной переподготовки посредством создания единой методической, учебной, технологической и программной базы.