Статья:

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Конференция: XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ефименко М.В. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XC междунар. науч.-практ. конф. — № 11(90). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Ефименко Марина Валериевна
студент Азовского государственного педагогического университета им. П.Д. Осипенко, РФ, г. Бердянск

 

DIAGNOSING THE LEVEL OF SPELLING SKILLS FORMATION THROUGH THE USE OF DIDACTIC GAMES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN PRIMARY SCHOOL

 

Efimenko Marina Valeryevna

Student at the P.D. Osipenko Azov State Pedagogical University, Russia, Berdyansk

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема диагностики уровня сформированности орфографических умений у младших школьников в контексте использования дидактических игр. Орфографическая грамотность анализируется как комплексная психолого-педагогическая категория, успешность формирования которой зависит от развития базовых психических функций (фонематического слуха, памяти, внимания) и мотивационной сферы ребенка. Обосновывается целесообразность применения дидактической игры в качестве не только обучающего, но и диагностического инструмента, позволяющего выявить уровень осознанности орфографических действий, сформированность орфографической зоркости и навыков самоконтроля. В статье представлены ключевые функции дидактических игр (образовательная, развивающая, воспитательная) и их потенциал для создания естественной, мотивирующей среды для оценки учебных достижений.

Abstract. The article addresses the problem of diagnosing the level of spelling skills formation in primary school children within the context of using didactic games. Spelling literacy is analyzed as a complex psychological and pedagogical category, the successful formation of which depends on the development of basic mental functions (phonemic awareness, memory, attention) and the child's motivational sphere. The expediency of using didactic games as not only a teaching but also a diagnostic tool is substantiated, allowing to assess the level of awareness of spelling actions, the formation of spelling vigilance, and self-control skills. The article presents the key functions of didactic games (educational, developmental, upbringing) and their potential for creating a natural, motivating environment for assessing educational achievements.

 

Ключевые слова: орфографическая грамотность, орфографические умения, диагностика, дидактическая игра, младшие школьники, орфографическая зоркость, русский язык, начальная школа, психолого-педагогическая диагностика.

Keywords: spelling literacy, spelling skills, diagnosis, didactic game, primary school children, spelling vigilance, Russian language, primary school, psychological and pedagogical diagnostics.

 

Актуальность проблемы формирования устойчивой орфографической грамотности в системе начального образования обусловлена ее фундаментальной ролью в становлении личности учащегося, его успешной социализации и дальнейшем профессиональном самоопределении. Орфографическая грамотность, понимаемая как неотъемлемый компонент общей языковой культуры индивида, представляет собой сложное, интегративное образование, базирующееся на совокупности лингвистических знаний, сформированных орфографических умений и навыков, а также устойчивых когнитивных и метапредметных действий. В современной науке данный феномен интерпретируется не как изолированный технический навык, а как системный показатель уровня речевого и интеллектуального развития учащегося, на что, в частности, обращает внимание в своих исследованиях П.С. Жедек [2].

Несмотря на длительную историю изучения, проблема орфографической грамотности до сих пор не находит своего окончательного разрешения, как справедливо отмечает Е.С. Юрьева [7]. Традиционные методы диагностики, основанные преимущественно на контрольных диктантах и списывании, зачастую фиксируют лишь внешнюю картину ошибок, не вскрывая их психологические и педагогические причины. В этой связи возникает необходимость в поиске таких оценочных процедур, которые позволяли бы не только констатировать уровень сформированности навыка, но и выявлять механизмы, лежащие в его основе. Таким эффективным инструментом, сочетающим в себе обучающий и диагностический потенциал, выступает дидактическая игра.

Орфографическая грамотность представляет собой многогранную психолого-педагогическую проблему, которая охватывает когнитивный, лингвистический, психомоторный и мотивационный аспекты. С психологической точки зрения ее формирование представляет собой сложный процесс, основанный на согласованном функционировании целого ряда психических функций.

Основные психологические предпосылки, подлежащие диагностике, включают:

  • сформированность фонематического слуха – способности к тонкой дискриминации звуков речи, что является основой адекватного звуко-буквенного анализа;
  • развитие мнемических процессов – как кратковременной, так и долговременной памяти, ответственной за хранение орфографических правил и графических образов слов;
  • уровень развития внимания – его концентрации, устойчивости и распределения, необходимых для осуществления орфографического анализа в процессе письма;
  • способность к самоконтролю и самокоррекции – высшую форму произвольной регуляции учебной деятельности, о чем свидетельствуют в своих работах Н.А. Иванова и А.В. Стрельцова [3];
  • мотивационно-личностный аспект – наличие познавательного интереса и адекватной самооценки, которые опосредуют влияние всех когнитивных предпосылок.

Несформированность любого из этих компонентов закономерно приводит к стойким специфическим ошибкам. Следовательно, эффективная диагностика должна носить комплексный характер, интегрируя анализ ошибок с оценкой развития базовых психофизиологических функций.

Дидактическая игра занимает особое место в арсенале педагогических технологий начальной школы в силу своего соответствия возрастным психологическим особенностям младших школьников. Согласно современным представлениям, дидактическая игра определяется как специально организованная педагогом форма обучения, в которой достижение конкретных образовательных задач происходит через реализацию игрового сюжета и правил [2].

Ее принципиальная особенность заключается в двойственной природе. Сохраняя все структурные элементы и эмоциональную привлекательность игры, она одновременно направлена на достижение скрытой от ребенка дидактической цели. Это позволяет трансформировать учебную, в том числе и диагностическую, задачу в игровую, где необходимость применения орфографического правила диктуется не указанием учителя, а логикой и условиями самой игры, что подчеркивает П.С.  Жедек [2].

Диагностический потенциал дидактической игры реализуется через ее следующие функции:

1. Образовательная функция. В игровой форме происходит становление и закрепление орфографических навыков. Наблюдая за тем, как ребенок применяет правила в условиях игры, учитель может диагностировать уровень их осознанности и гибкости применения. Игра способствует непроизвольному запоминанию, что позволяет оценить прочность усвоения материала в естественных условиях.

2. Развивающая функция. Игра является эффективным инструментом стимуляции познавательных процессов. Диагностируя успешность ребенка в играх, требующих высокой концентрации внимания, развитой памяти и логического мышления, педагог получает информацию о сформированности психологической базы грамотного письма.

3. Воспитательная функция. Создавая положительное отношение к учебной деятельности, игра снижает психологический барьер и тревожность, часто связанные с контролем. В раскрепощенной игровой атмосфере ребенок демонстрирует свои реальные возможности, что повышает объективность диагностики. Как отмечают Л.А. Исаева, А.С. Мейриева, И.Б. Бачалова [4], игровая деятельность способствует развитию самостоятельности и инициативы, которые также являются объектами педагогического наблюдения.

Использование дидактических игр позволяет учителю проводить диагностику по нескольким ключевым направлениям.

1. Диагностика орфографической зоркости.

Эта способность, понимаемая как умение обнаруживать «опасные места» в слове до момента его написания, является центральной для формирования грамотности. Игры-загадки, игры-предположения («Верю – не верю»), задания на поиск «ловушек» в тексте позволяют оценить, насколько автоматизированно и точно ученик вычленяет орфограммы. А.С. Манучарян [6] справедливо указывает на особую значимость развития этого умения.

2. Диагностика осознанности применения правил.

Сюжетно-ролевые игры («Редакция», «Школа») и игры-соревнования (викторины, эстафеты) требуют от ребенка не механического воспроизведения правила, а его целесообразного использования для решения игровой задачи. Педагог может оценить, понимает ли ученик условия выбора орфограммы и может ли аргументировать свое решение.

3. Диагностика сформированности самоконтроля.

Коллективные настольно-печатные игры (лото, домино) и игры-путешествия предполагают взаимопроверку и соблюдение правил. Наблюдая за тем, как ребенок проверяет собственные и чужие действия, исправляет ошибки, учитель диагностирует уровень развития его регулятивных универсальных учебных действий.

4. Диагностика мотивационной сферы.

Эмоциональный отклик, активность, настойчивость в достижении игрового результата служат важными индикаторами сформированности положительного отношения к изучению русского языка. Высокая мотивация в игре может косвенно свидетельствовать о преодолении страха перед ошибкой, который часто блокирует возможности ребенка при традиционных формах контроля.

Для того чтобы дидактическая игра реализовала свой диагностический потенциал, необходимо соблюдение ряда условий, среди которых Т.А. Антонович [1] выделяет следующие:

  • создание целостного «игрового поля» – специально организованного образовательного пространства;
  • распределение ролей с учетом индивидуальных интеллектуальных и творческих особенностей учащихся;
  • четкое соблюдение правил и системы «поощрений и наказаний»;
  • обязательное участие каждого ребенка на всех этапах игры;
  • обеспечение новизны и вариативности игровых ситуаций.

Кроме того, диагностика должна быть встроена в логику урока и подчинена конкретным учебным задачам. Важен постепенный переход от простых игр с четкими правилами к более сложным, требующим проявления самостоятельности, что соответствует принципам, выделяемым Ю.М. Кондрой [5].

Таким образом, дидактическая игра выступает мощным и полифункциональным инструментом диагностики уровня сформированности орфографических умений у младших школьников. Ее ключевое преимущество перед традиционными формами контроля заключается в комплексном характере оценки, позволяющем выявить не только предметные пробелы, но и индивидуально-психологические причины возникающих трудностей: уровень развития фонематического слуха, памяти, внимания, сформированность орфографической зоркости и навыков саморегуляции.

Диагностика в процессе игровой деятельности проходит в естественной для ребенка среде, что снижает стресс и повышает объективность результатов. Многообразие видов дидактических игр предоставляет учителю широкие возможности для выбора адекватных методик, соответствующих этапу обучения и конкретным дидактическим целям. Полученные в ходе игры диагностические данные служат надежной основой для построения индивидуальных образовательных траекторий, своевременной коррекционной работы и профилактики орфографических ошибок, способствуя в конечном итоге формированию прочной и осознанной орфографической грамотности.

 

Список литературы:
1. Антонович Т.А., Эйхгорн Н.В. Особенности применения дидактических игр в учебно-воспитательном процессе в начальной школе // Вестник науки. – 2020. – №5 (26). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-didakticheskih-igr-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 22.11.2025).
2. Жедек П.С. Методика обучения орфографии // Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 2019. – С. 102-156.
3. Иванова Н.А., Стрельцова А.В. Использование проблемного подхода в обучении (на примере уроков русского языка и литературного чтения) // Начальная школа. – 2021. – № 4. – С. 26–33.
4. Исаева Л.А., Мейриева А.С., Бачалова И.Б. Использование интерактивных игр на уроках русского языка // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – №78-3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-igr-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 22.11.2025).
5. Кондра Ю.М., Завада Е.Н. Формирование орфографической зоркости средствами предметов школьного курса // IN SITU. – 2022. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-orfograficheskoy-zorkosti-sredstvami-predmetov-shkolnogo-kursa (дата обращения: 22.11.2025).
6. Манучарян А.С. Особенности использования дидактической игры в процессе обучения русскому языку // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – №1-4 (76). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-didakticheskoy-igry-v-protsesse-obucheniya-russkomu-yazyku (дата обращения: 24.11.2025).
7. Юрьева Е.С. Развитие логического мышления младших школьников в процессе изучения орфографии // Просвещение и познание. – 2021. – № 3 (3). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-logicheskogo-myshleniya-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-izucheniya-orfografii (дата обращения: 26.11.2025).